Несмотря на разделяющий в буквальном смысле океан, смертоносные микробы скрепили многовековую дружбу между двумя народами, чья история - ветви одного дерева.
У "индейского вопроса" и "ирландского вопроса" один и тот же ответ: насильственное переселение. В 1848 г. у недавно переселившихся на Тропу слез индейцев чоктау не было почти ничего. Несмотря на крайнюю нищету, в них проснулось сочувствие, и члены племени пожертвовали свои скудные средства, чтобы помочь накормить голодающих ирландцев во время Великого голода. Возвысившись над бедствием благодаря сочувствию и состраданию, эти родственные души развивали свои отношения и укрепляли связи на протяжении более чем 150 лет. В следующей истории рассказывается о том, как после того, как COVID-19 выявил несправедливость в резервациях Навахо и Хопи, ирландцы воспользовались возможностью вернуть драгоценный дар, преподнесенный их предкам.
Как Phytophthora infestans вызывает заболевание картофеля
An Gorta Mór, Великий голод в Ирландии (1845-1852 гг.), был вызван оомицетом Phytophthora infestans - грибоподобным эукариотом, поражающим сельскохозяйственные культуры, включая томаты и картофель, которые составляли основную часть рациона среднего ирландца в то время.
До недавнего времени считалось, что оомицеты относятся к "базальной линии грибов" из-за их нитевидного роста и привычки питаться разлагающейся материей. Однако новый филогенетический анализ позволил отделить оомицеты от грибов и поставить их ближе к водорослям и зеленым растениям. Оомицеты отличаются от грибов по строению, биохимии, размеру и плоидности генома, составу клеточной стенки и другим биохимическим и физиологическим характеристикам. Эти организмы являются причиной ежегодных многомиллионных потерь урожая и представляют собой одни из самых страшных патогенов растений в истории человечества.
В частности, P. infestans, по-видимому, особенно ловко избегает рецепторов распознавания образов, которые растения используют для защиты от патогенов. Для колонизации растений P. infestans использует небольшой эффекторный белок, богатый цистеином, и генетическая изменчивость этого белка является важной составляющей способности организма избегать обнаружения.
Трудно переоценить разрушительное воздействие P. infestans на урожай. В то время как большинство болезней растений поражают только определенную часть растения, например, листья или корни, этот патоген поражает все части растения. Первыми признаками заражения являются темные пятна на листьях. В течение нескольких дней поражается все растение, а клубни картофеля превращаются в несъедобную кашицу. Ветер может переносить возбудителя болезни с поля на поле на многие километры, быстро делая весь урожай несъедобным. Кроме того, P. infestans процветает во влажных условиях и может оставаться в спящем состоянии в почве и повторно заражать будущие посевы. Эта способность затаиваться в ожидании следующей посадки стала причиной нескольких лет неурожая и еще больше усугубила последствия An Gorta Mór.
В середине XIX века картофель в Ирландии выращивался почти исключительно в монокультуре под названием "Lumpers". Такое низкое генетическое разнообразие сделало ирландский картофель еще более уязвимым к заражению P. infestans, и поражение картофеля стало распространяться практически бесконтрольно.
Ирландский вопрос
Условия для Великого голода были подготовлены задолго до того, как P. infestans в 1840-х годах перебрался через Атлантику. Отделение английской монархии от католической церкви в 1534 году стало основным катализатором конфликта между Ирландией и Англией. Чтобы подавить влияние католической церкви в Ирландии, по закону 1704 г. наследство католиков должно было делиться между детьми землевладельца, в результате чего на протяжении нескольких поколений владения делились по нескольку раз. Сокращение свободных земель привело к росту зависимости от картофеля как источника питания из-за его высокой урожайности с одного акра. Хотя можно прожить, питаясь исключительно картофелем и молоком, зависимость от одной основной культуры привела к разрушительным последствиям картофельной болезни, впервые появившейся в 1845 году.
После долгих лет завоеваний, восстаний и узаконенной дискриминации католическая Ирландия присоединилась к протестантской Англии и стала Соединенным Королевством Великобритании и Ирландии. Акты о союзе 1800 г. передали Ирландию под власть Англии и отменили местное самоуправление. Это означало, что ирландский народ теперь управлялся отдаленным политическим органом, практически не имеющим права голоса в принимаемых им законах. Несмотря на то что католики составляли большинство населения страны, владеть землей им было запрещено. Самозваные землевладельцы отдавали предпочтение товарным культурам для получения дохода, а не продовольственным культурам, выращиваемым арендаторами. Это ставило арендаторов в зависимость от протестантских лендлордов и вынуждало их покидать свои сельскохозяйственные угодья и переселяться в крупные города. Британский государственный деятель Бенджамин Дизраэли охарактеризовал ирландский вопрос следующим образом: "голодающее население, отсутствующая аристократия и чуждая церковь, и, кроме того, самая слабая исполнительная власть в мире".
Преобладавшие в то время социальные и экономические теории не предлагали никакой помощи и зачастую возлагали вину за бедственное положение ирландцев на них самих. Первая вспышка заболевания произошла в 1845 году, но P. infestans скрывался под землей год за годом. An Gorta Mór достиг своего смертоносного пика в черном 47-м году. Этот год начался с одной из самых холодных зим в истории Ирландии и закончился вынужденной эмиграцией и невообразимыми человеческими жертвами.
От голода и его последствий умерло около 1 млн. человек. Широкое распространение получили такие заболевания, как тиф и дизентерия, а также смерть от переохлаждения в результате принудительных работ в сочетании с ростом бродяжничества, когда домовладельцы по собственному желанию выселяли своих жильцов в условиях экономического кризиса, вызванного этим крошечным организмом. Еще 1,5 млн. человек эмигрировали в другие страны.
Тропа слез
Отношение к коренным американцам как к "проблеме", которую нужно решить, или временному препятствию, которое нужно преодолеть, возникло еще до основания Соединенных Штатов. Когда Колумб высадился на одном из островов Карибского моря и захватил эту землю для Испании, он написал, что не предвидит особых трудностей в обращении коренных жителей в христианство. Затем он похитил несколько человек, чтобы показать их в Европе. В дальнейшем, несмотря на налаживание торговли при основании колонии Вирджиния, отношения между англичанами и местными племенами оставались напряженными, и когда торговые переговоры не удавались, колонисты брали желаемое силой.
Во время Американской революции различные племена сражались как на стороне англичан, так и на стороне американцев. Когда настало время разрабатывать руководящий документ, оказалось, что подход к взаимодействию с коренными американцами мало изменился. Статья I, раздел 8 Конституции США гласит, что Конгресс имеет право "регулировать торговлю с иностранными государствами, между несколькими штатами и с индейскими племенами". Это закрепляет представление о коренных племенах как о потенциально враждебных внешних образованиях.
По мере роста населения США и его распространения по стране неизбежно возникали конфликты между белыми поселенцами и племенами, уже проживавшими на этой территории. Регулярно заключались и разрывались договоры, поскольку новые волны людей стремились заполучить земельные ресурсы, занятые коренными племенами. В 1830 году был принят закон о переселении индейцев. Это решение "индейской проблемы" разрешало принудительное переселение коренных американцев, проживавших к востоку от реки Миссисипи, на земли, объявленные Индейской территорией. Это принудительное переселение протяженностью 1000 миль (1600 км) получило название "Тропа слез".
Начиная с племени чоктау в 1830 г., в договоре Dancing Rabbit Creek были определены условия исхода из Миссисипи. В итоге из Алабамы, Арканзаса, Флориды, Джорджии, Миссисипи, Северной Каролины и Теннесси было насильственно вывезено более 46 тыс. человек из пяти племен. Вождь племени чоктау Джордж Харкинс написал письмо американскому народу по поводу выселения своего племени. "Мы идем с печалью, зная, что совершено зло... Здесь земля наших предков, и здесь их кости; они оставили их как священную ценность... это дорого нам, но мы не можем остаться".
По оценкам, 25%-33% населения погибло от голода, болезней, насилия и переохлаждения во время пути на Индейскую территорию. После трех лет непрерывных переселений чоктау, наконец, обосновались на территории современной юго-восточной Оклахомы и начали заново строить свою жизнь.
Драгоценный подарок
В 1848 г. чоктау еще недолго оставались на Индейской территории, когда на собрании племени им было предложено сделать пожертвование в пользу Мемфисского комитета помощи ирландцам, целью которого было обеспечение ирландцев продовольствием и средствами. Представитель Агентства по делам индейцев США зачитал письмо с просьбой о помощи жителям Ирландии. Сходство историй ирландцев и чоктау, похоже, пробудило симпатии членов племени. Объединив свои личные средства, анонимные доноры из племени чоктау смогли собрать 170 долларов, что в пересчете на сегодняшние деньги составляет более 6 тыс. долларов, что особенно дорого для народа, оказавшегося в крайней нищете.
Почти 200 лет спустя пандемия COVID-19 выявила неравенство и несправедливость в области здравоохранения, а также нехватку средств, особенно для тех, кто живет в резервациях коренных народов. Условия жизни в этих местах могут быть тяжелыми и в лучшие времена. Дома в резервациях часто не имеют электричества и водопровода, в них может быть тесно, в одном жилище проживает несколько поколений. Отчаявшись, добровольцы из племен навахо и хопи начали в Интернете сбор средств на закупку продовольствия и товаров для своих резерваций. Ирландцы ответили щедростью и состраданием.
К маю 2020 г. только из Ирландии поступило более 800 тыс. долл. Многие пожертвования сопровождались словами благодарности и воспоминаниями в адрес чоктау и представителей коренных народов за помощь, оказанную им в трудное для них время. Один из жертвователей написал: "В знак благодарности за щедрость наших братьев и сестер из коренных народов в то время, когда наш народ нуждался в ней, а у вас было не намного больше, чем у нас. Мы помним".
В настоящее время сумма собранных средств составляет более 8 млн. долл. Эти средства не только удовлетворяют насущные потребности, но и используются для создания инфраструктуры общин и здравоохранения, включая 3 общинных центра, ориентированных на сохранение культуры и языка, продовольственную безопасность, устойчивое развитие, предпринимательство и самообеспечение.
Родственные души
Узнав о том, что жители Ирландии оказывают помощь народам хопи и навахо в знак благодарности за помощь, оказанную во время Великого голода, вождь племени чоктау Гэри Бэттон заявил: "Мы рады - и, пожалуй, не удивлены - узнать о помощи, которую наши особые друзья, ирландцы, оказывают народам навахо и хопи. Мы называем их бескорыстный поступок словом "iyyikowa". Оно означает служение тем, кто нуждается в помощи. За годы, прошедшие со времен Ирландского картофельного голода, мы стали родственными душами с ирландцами. Мы надеемся, что между ирландцами, народами навахо и хопи возникнут такие же прочные дружеские отношения, как и между нами".
Племя чоктау и народ Ирландии продолжают поддерживать дружбу на протяжении веков. Публичными актами солидарности эти две группы демонстрируют свою связь. В 1990 г. лидеры племени чоктау отправились в графство Майо (Ирландия), чтобы возглавить ежегодную "Голодную прогулку" - реконструкцию вынужденной эмиграции длиной более 100 миль (165 км), которую совершили голодающие ирландцы, чтобы сесть на корабли, направлявшиеся в Северную Америку в 1848 году. Затем, в 1992 г., группа ирландцев приняла участие в походе из Миссисипи в Оклахому в память о "Тропе слез".
В 2017 году Бэттон посетил Миддлтон (Ирландия) для открытия скульптуры "Родственные души", созданной ирландским художником Алексом Пентеком. Круг из орлиных перьев высотой 20 футов (6 м) из нержавеющей стали символизирует миску с едой. В 2018 году Премьер-министр Ирландии Лео Варадкар объявил о стипендиальной программе для молодежи племени чоктау для обучения в Ирландии. Благодаря настойчивости и самоотверженным усилиям как народу чоктау, так и ирландцам удалось сохранить свою историю, язык и культуру от угроз, масштабы которых варьируют от имперских до микроскопических.
Источник: ASM, 9 Oct.,2023