Найти тему

Почему цифры арабские, а не римские?

Я работаю репетитором дистанционно: математика, физика, информатика. Детишки разного возраста, из разных стран. Иногда задают вопросы в сторону от темы. Так получилось, вчера два мальчишки задали очень интересные вопросы. И спонтанно получились две интересные мини-лекции. Подумалось, жалко, если пропадет-забудется. Поэтому решил зафиксировать, чтобы и другие могли ознакомиться. Первый вопрос из заглавия: почему мы пользуемся именно арабскими цифрами, а не римскими? Мальчишка-третьеклассник.

Вообще, что такое цифры? Можно сказать, что это такие «буквы для чисел». Как слова составляются из букв, так и числа составляются из цифр. Так же, как бывают однобуквенные слова «я», «и», так бывают одноциферные числа. Но следует четко различать числа, как обозначение величин и цифры, как просто значки. В римских цифрах разные величины (единицы, десятки, сотни, тысячи) обозначались разными значками (латинскими буквами). А именно: I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000). Арабские цифры возникли гораздо позже римских. И их главная особенность, что они обозначают разные величины в зависимости от положения в числе, в отличие от римских.

Казалось бы, какая разница? Но дело в том, что в римской системе для представления все бОльших чисел приходилось использовать все новые значки, а в арабской системе десяти значков достаточно для представления чисел любой величины. Мало того, арифметические операции (даже сложение-вычитание) с римскими числами гораздо сложнее, чем с арабскими. Навыком умножения обладали люди имеющие уровень образования, похожий на современное высшее образование. А деление соответствовало квалификации современного кандидата или доктора наук. Представь себе, что ты, третьеклассник, освоив арифметические операции в арабской системе, достиг уровня квалификации «римского доктора наук».

К сожалению, школьники обычно, получая знания, не умеют ценить ту мощь, которую они получают в свои руки, воспринимают, как само собой разумеющееся, даже как ненужную обузу. Казалось бы, ну зачем нужна эта таблица умножения? А это главный инструмент выполнения тех самых операций умножения и деления.

А можно еще вспомнить о твоем умении читать и писать. Тоже кажется само собой разумеющимся. Но в царской России, до революции 1917 года в деревнях (где жило подавляющее большинство населения) люди, владеющие грамотой (грамотеи) исчислялись единицами. И если нужно было что-то написать или прочитать, то шли к такому человеку и просили его помочь. Причем, шли обычно не с пустыми руками, а с подношением. Обычно не деньгами, а продуктами (курочка, десяток яиц, молока-творога). Представляешь, если бы ты с твоими знаниями жил в то время в деревне, то ты был бы очень уважаемым и востребованным человеком: умеет читать-писать-считать! В общей сложности, в то время в России (в том числе, в городах) грамотных было, дай Бог, десяток процентов. И то, грамотным считался тот, кто мог написать свои имя-фамилию.

Когда в России победили большевики, почти сразу была начата программа ликвидации безграмотности («ликбез»). В самые глухие деревни государством направлялись грамотные молодые люди (юноши и девушки), которые занимались обучением всех умению читать-писать-считать. И государство эти людям платило за работу какие-то деньги, хотя они и воспринимали эту работу, как свой долг перед страной. Писатель Варлам Шаламов о том времени написал стихотворение

Воспоминание о ликбезе.

Он – черно-белый, мой букварь,
Букварь моей судьбы:
«Рабы – не мы. Мы – не рабы» –
Вот весь его словарь.

Не мягкий ход полутонов:
«Уа, уа, уа», –
А обновления основ
Железные слова.

Я сам, мальчишка-педагог,
Сижу среди старух,
Старухам поднимаю дух,
Хоть не пророк, не Бог.

Я повторяю, я учу,
Кричу, шепчу, ворчу,
По книге кулаком стучу,
Во тьме свечой свечу.

Я занимаюсь – сутки прочь!
Не ангел, не святой,
Хочу хоть чем-нибудь помочь
В сраженье с темнотой.

Я ликвидатор вечной тьмы,
В моих руках – букварь:
«Мы – не рабы. Рабы – не мы».
Букварь и сам – фонарь.

Сраженье с «чрез», и «из», и «без»,
Рассеянных окрест,
И называется «ликбез»,
Где Маша кашу ест.

И тихо слушает весь класс
Мне важный самому
Знакомый горестный рассказ
«Герасим и Муму».

Я проверяю свой урок
И ставлю балл судьбе,
Двухбалльною системой мог
Отметку дать себе.

Себе я ставлю «уд.» и «плюс»
Хотя бы потому,
Что силой вдохновенья муз
Разрушу эту тьму.

Людей из вековой тюрьмы
Веду лучом к лучу
«Мы – не рабы. Рабы – не мы» –
Вот все, что я хочу.
1970

В 1929 году Сталин, тогдашний руководитель СССР сказал «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». И в СССР смогли произвести преобразование страны за эти десять лет, построить тысячи заводов, наладить промышленность. И когда в 1941 году, немного больше, чем через 10 лет на нас напала вся экономически развитая Европа под контролем фашистской Германии. При этом в СССР было примерно 150 млн. человек, а в Европе примерно 350 миллионов. И СССР сумел победить в этой страшной войне, хоть и ценой огромных потерь. Если бы мы тогда не победили, то вряд ли бы мы с тобой сейчас разговаривали по интернету. В крайнем случае, были бы рабами у германских (европейских) господ. Именно такие планы были у Германии: сделать русских рабами. И эта победа стала возможной в огромной степени именно благодаря всеобщей грамотности, которой добились большевики в самом начале.

И даже после победы над Германией в 1945 году испытания для нас не кончились. К этому моменту Америка из союзника против Германии превратилась в смертельно опасного противника. В США была создана атомная бомба, которая одним взрывом могла уничтожить целый город. И Америка начала производство сотен атомных бомб, планируя разбомбить все крупные города СССР. В США считали, что Советскому Союзу потребуется не менее 10 лет, чтобы сделать свою атомную бомбу. Но в СССР первое ядерное испытание было произведено в 1949 году, с отставанием всего на 4 года от США. И именно это сорвало планы США по атомной бомбардировке СССР. Если бы мы в этот момент не победили, наши будущие предки просто погибли бы и нес бы не было. Причем, в отличие от Америки, в СССР одновременно с созданием атомной бомбы велась и работа по созданию мирной атомной электростанции. И в настоящее время Россия – лидер в строительстве атомных электростанций по всему миру.

Еще одной проблемой выживания СССР было отсутствие стратегических (сверхдальних) бомбардировщиков, которые могли бы ответно доставить атомные бомбы на территорию США. В то время, как США вовсю развивали свою стратегическую авиацию. И одновременно с разработкой атомной бомбы в СССР велись работы по созданию баллистических ракет, которые могли бы выйти в космос и оттуда поразить атомной боеголовкой объекты на территории США. В 1957 году СССР запустил первый в мире искусственный спутник Земли. Это было простое устройство, на котором не было ничего, кроме передатчика, который передавал короткие сигналы, которые можно было принимать всем желающим на земле. Но этот факт показал американцам, что русские способны запускать объекты в космос, и что теперь Америка не сможет отсидеться безнаказанно за океаном после удара атомными бомбами по СССР. Американский писатель Стивен Кинг, «король ужасов», в своих воспоминаниях из детства пишет, что сообщение (во время сеанса в кино) о запуске русскими спутника было для не го самым страшным воспоминанием из детства. И с тех пор Россия является также мировым лидером в освоении космоса.

И все те достижения, о которых я сказал стали возможны именно потому, что советская система образования смогла подготовить инженеров и ученых, которые способны решать самые сложные задачи, такие, как освоение атомной энергии и космоса, создание экономики, которая смогла победить Европу под управлением Германии.