Прогулка по Мультинским тропам

Или Мама, я в горах!

В начале повествования хочу поблагодарить мою напарницу, активную туристку, альпинистку, скалолазку и просто замечательного человека — Светлану Кислову — Света, без тебя бы мой первый многодневный поход...а впрочем, ты и сама знаешь!

Фото и воспоминания уже достаточно отлежались в памяти. Наконец-то поймав вдохновение за хвост, я расскажу про наш 10-тидневный поход по Алтаю.

Проходил он в пределах Катунского хребта, где рядом на южном склоне горы Белуха берет начало самая главная река Алтая — Катунь. Мы гуляли по ее притокам — рекам Акчан и Мульта, а также по притокам притоков — Черная речка 1-ая, Куйгук, Крепкая, Проездная. В среднем посмотрели 12 (или 13 озер). О каждом из этих природных объектов будет рассказано ниже в порядке их посещения.

Со Светой мы повстречались в Барнауле вечером, пошли в забронированный хостел рядом с автовокзалом. На утро нам предстоял выход на серьезный маршрут — 14-ти часовое автобусное турне в Мульту, откуда начинался маршрут. Я считаю, это надругательство над туристами после таких ярких горных впечатлений смазывать всё адской поездкой длиной в целую вечность. Так или иначе, в 21 вечера автобус бережно домчал нас до точки старта. Мы заселились на базу Катунский берег в домик и приготовились к завтрашнему выходу.

Виднеется село Мульта, еще утром там завтракали

Утром 31 июля, неспешно позавтракав на базе, выдвинулись часов в 9. До нормального леса и хотя бы какого-то намека на дикую природу нам еще идти 9 км по великолепной грунтовке. За разговорами преодолели их быстро и весело. Зов голода заставил сделать привал на обед. Тут мы впервые познакомились с Алтайским дождем. Натянули чехлы на рюкзаки, которые так и носили до конца похода, а сами укрылись в роще под лапами раскидистых елей. Встретили 2х парней из Екатеринбурга — они шли прямо в дождь, на перевал Чернореченский, 2280 м, н/к. Мы подумали: вот чудаки, хоть бы посидели, переждали. Спойлер: со временем мы поменяем свое отношение к осадкам на маршруте и сами будем спокойно шагать под дождем. Пройдя еще 4 км, решили ставить лагерь первого дня на Черной речке 1-ой. Тучи быстро сгущались, начинало накрапывать — для первого дня пройдено достаточно. Забрались в палатку, еще только 3 часа дня, сидим, скучно, закралась мысль сбегать на перевал на разведку. Подумано — сделано.

виднеется пирамидальный Колбан

Налегке часа за 2 забрались на обзорную площадку типа большого плато с видом на Катунский хребет. Вот виднеется деревня Мульта, откуда мы сегодня вышли. Как будто было уже в другой жизни. Тут на лугах пасутся лошади, на них забрасываются многие туристы, например, Георгий из Тюмени вместе с сыном, которых мы повстречали здесь, на Чернореченском перевале. Они поставили лагерь в уютном, безветренном месте. Мы угостились у них чаем со сгущенкой и быстро побежали обратно в лагерь, от скуки намотав еще 10 км к предыдущим 13. Так и завершили наш акклиматизационный первый день.

На следующее утро — ленивый подъем, спойлер: как и все подъемы нашего похода:) Оказывается, Света взяла с собой заварной кофе, очень вкусный, насыщенный, ароматный. Прям всем рекомендую его брать в походы! Собрали рюкзаки и в путь. На тропе заросли красной смородины и жимолости, объедались как могли. Разумеется, по пути нас накрыла густая морось, затем дождь стеной, мы старались укрываться под деревьями, насколько это было возможно. Между дождями успевали забраться на перевал. Сгоняли еще раз, оставив рюкзаки на развилке у ручья, посмотреть на видовую Чернореченского. Туча с соседнего распадка сделала и так красивые виды страшно красивыми. Успели быстро пообедать, у меня, например, был сублимированный борщ, очень даже сносный, чувствовались нормальные кусочки овощей и даже мясной навар)) Далее по законам жанра нас смачно накрыло градом, укрытие в форме соснового куста сработало плохо, мы вымокли насквозь. Тут на Чернореченском плато стоит загадочная конструкция, как объяснил нам вчера Георгий, это вышка НКВД, хотя я приняла это за алтайский самодельный тригопункт. Кто знает? Поделитесь. До сих пор маюсь предположениями.

Видовая площадка на Катунский хребет и загадошное сооружение

Вернулись к рюкзакам, продолжили подъем, затяжной и красивый, открывались виды на соседние вершинки ок.2350 м. Позже повстречали большую группу самостоятельных туристов, еще и с детьми. Они дали другое название этому перевалу — Бесконечный. О Чернореченском они слышали впервые. А мы начали спуск. Вторая половина дня выдалась сухой и теплой. Надо сказать, после града мы достаточно быстро высохли. Но ботинки у меня останутся мокрыми уже до конца похода.

на перевале Чернореченский — Бесконечный

Перевалив, вышли в долину ручья, впадающего в Акчан. Присмотрели отличное место для стоянки : тут и костровище есть, и вода рядом с лагерем. За второй день прошли немного — ок.10 км. На ужин сделала себе щи с тушенкой. Стоит сказать, что со Светой у нас были разные раскладки по еде из-за вкусовых привычек. Частенько я варила что-то жидкое на ужин на пачке тушенки и этим же завтракала на следующий день. Поужинав, стали разводить костер. Я медитировала у огня, сжигая накопившийся мусор, как подходит ко мне лошадь с соседней лужайки. Любопытная такая. Постояла, посмотрела, но совсем приблизиться побоялась. Фыркнула и убежала в лес, только и слышали ее топот.

Утром нас разбудило звенящее солнце. Палатка стояла прям на опушке без деревьев, мы успели постирать вещи, многие успели даже высохнуть за время утренних сборов. Нам предстояло пройти сегодня 8 км до озера Акчан и дальше уже гулять в его краях. Луга перевала сменились на густой сосново-еловый лес с коряжистыми тропинками. Рядом уже был слышен шум реки Акчан. На этом участке маршрута я увидела первые в своей жизни горы, какие мы привыкли вспоминать при слове «горы», такие, знаете, классические, со снежной шапкой на вершине. Узенькая тропинка окончательно приблизилась к реке, деревья остались позади, и мы шли периодически себе шаг в шаг. С нами рядом по-прежнему была жимолость и другие пышные кусты, создающие препятствия вплоть до самого озера. В какой-то момент я обнаружила следы мишки — стали усиленно орать и петь песни, фальшфейеры положили в карман поближе.

озеро Акчан и маленький полуостров посередине фото — наш дом на ближайшие сутки

Удивления от красот начались уже на подходах к озеру Акчан: сперва обалдели от цвета вода. Она была молочно-голубая. Оказывается, это из-за пород, слагающих местные почвы. Они намывают глину, в цвет которой окрашивается вода. Были поражены и наличием живности: мелкие пищухи бесстрашно сновали из-под камней, держа в маленьких зубках бадан или всякую другую траву; пушистые суслики вообще с любопытством стояли на задних лапках, как будто ждали прихода туристов, а какая волшебная у них шёрстка...

озеро Малый Акчан, цирк и слева перевал Суровый

Для ночевки выбрали маленький полуостров, выступающий в водную гладь озера. Расположись в его ложбинке. Поставив палатку, мы решили разведать подходы к горе Колбан и сделать радиалку на Малый Акчан. Для этого поднялись на полку выше, заодно обследовали подходы к перевалу Куйгук.

Суровый заслуживает отдельного фото, пожалуй. Дальше за ним озеро Ала-Аскыр
Увидеть Париж и умереть? Увидеть Алтайские перевалы и потерять дар речи! Перед нами красавец перевал Суровый кат.1Б, туда уже только со снарягой. Восхитились цирком озера Малый Акчан, карта показывала даже перевал Акчан где-то справа, но он совсем неподступный, пиковый.
маленькая оранжевая точка, нашли ее?

Стали думать, как будет подниматься на Колбан. Явных троп не было, кругом курума размером с мой рост, солидные провалы в камнях, в общем, поход на эту гору решено было оставить на другой раз. На плато наслаждались животным миром, представленным грызунами, в основном сусликами.

Сверху слева можно заметить водопад. На самом деле он гигантский

Сверху полки наша палатка казалась мелкой оранжевой песчинкой в горном ущелье Акчана. Спускаясь к лагерю, попутно устроили фотосессию цветов и в цветах, подробно рассматривали водопады слева к перевалу Куйгук и крупный спадающий с верхнего озера в нижнее резкий водопад.

в паре метров от палатки. Шоб я так жил
Вкусно отужинав, приготовились укладываться в спальники. Где-то за тридесятым перевалом начало грохотать, яркие зарницы озаряли палатку. Это продолжалось около часа. Дальше докатилось и до нашего ущелья. Нас окатило дождем постепенно, не резко. Спали под шум молний, на душе было как-то спокойно:)
а из нашего окна...

Проснувшись утром на 4 день, сытно позавтракали и даже почти собрали лагерь, только оставили палатку. Дождь усилился, и Света предложила переждать — все-таки предстояло перейти перевал Куйгук, и хотелось бы сделать это по сухому. Переход отложили до обеда, а потом и вовсе на следующее утро в надежде на хорошую погоду. Наивные. Ярким событием этого дня стал качественный послеобеденный сон, переросший в вечерний и далее в ночной. В редкий момент погодного окна я вышла погулять на наш полуостров, поснимала видео и проговорила на камеру какие-то наблюдения. День окончился густой моросью. По-алтайски прозаично.

-14
На 5 день готовили завтрак уже в тамбуре палатки. Морось мелкая, но противная. Мы, еще сухие, выходим на перевал Куйгук. 1 минута в утренней траве — вся одежда мокрая до конца дня. До скальной стены дошли минут за 40, подъем адекватный, камушки местами даже плоские и удобные.
Так начинался подъем в Куйгук. Сам перевал чуть выше и правее двух снежников

На самом перевале было интересно. Около 20 м скалолазания по стене с 22кг рюкзаком было приправлено влажным грунтом и вырывающимися из рук зацепами. Назвали их скальные «перья». Видимо, мы взяли чуть левее, потом посмотрели, что все, видимо, взбираются туда чуть правее. От озера Акчан переход занял примерно 1,5 часа.

Колбан надел самбреро из тумана. Акчану говорим до новых встреч!

Насладившись видами по обе стороны перевала, начинаем спуск в долину озера Куйгук. Идем по кулуару, вдоль маленьких ледников — здесь видно, как новый снег нападал на старый, черно-голубой. Его еще наши деды видали. Попадаются островки желтого лугового мака и целые поля фиолетового водосбора. Настоящий цветочковый рай!

Долина озера Куйгук
Вот такие приятные переходы

Спускаемся к Куйгуку, попутно встречая 100500 красивейших огромных водопадов. Обходим озеро слева и встаем на долгожданный обед. Надо сказать, что погода нам за это время благоволила, и намокшие с утра вещи успели высохнуть.

Водосбор

На спуске встретили много людей: кто-то просто шел посмотреть перевал в рамках однодневной экскурсии, кто-то планировал перевалить на Акчан. Снаряжение многих туристов поражало: одна девушка шла в тюремных хлопковых штанах в черно-белую полоску, у другой на рюкзак было навешено миллион всякой походной лабуды, которая легко могла потеряться, еще одну девушку парень уговаривал идти, а та спрашивала сколько еще осталось, многие просто надели обычные городские кроссовки и пошли в поход, о котором как будто узнали вчера. В общем, кто в лес, кто по дрова.

Живы-здоровы-сыты

Вернемся к озеру Куйгук. Оно, разумеется, поразительно красиво. Цвет воды от изумрудного до зелено-малахитного с оттенками морской волны. Кристально чистое. По берегам мелкое, и можно разглядеть каменистое дно с разными веточками, бревнышками и камушками.

на озере Куйгук

Поразились мы и количеству мусора, бумажного и человеко-биологического. Ощущение помойки на святыне. Удивительно, но на краю каменистого озерного обрыва сидела девушка, медитировала.

Мы осмотрели озеро, а также малого его брата, и поспешили вниз по течению реки Куйгук. В планах у нас сегодня было дойти до Мультинских. Только начали движение и нам на пути попался красавец водопад Куйгук — мощный и величественный.

Его Величество Куйгук Водопадович

Далее держим путь вдоль одноименной реки. Хоть конные туристы и идут параллельно нам, тропа достаточно вытоптанная и грязная. Поля Иван-чая то и дело заставляют нас делать лишние остановки. На одном из привалов встречаем группу путешественников, тоже с рюкзаками. Лица знакомые, вспоминаю, что ехали с ними в одном автобусе Барнаул-Мульта. Альфия и Леша из Уфы.

поля Иван-Чая

Около 19 подошли к Мультинским озерам. Хотели найти переход на другую сторону реки Мульта, где расположены базы, но пошли вброд — так быстрее. Набрели на кафешку, затарились вкусняшками и выпили по божественной банке пива. Я припасла еще одну на празднование прохождения следующего перевала. Здесь же поели человеческой еды и посидели в платном вай-фае за 300 рэ. Пароль на него надо оплачивать отдельно от блюд. Вот такой суровый алтайский бизнес. Вернулись обратно через брод на берег реки, где проходил наш маршрут. Решили начать лопать вкусняшки уже сегодня вечером за чаем, как раз отметили середину маршрута.

вброд за пивасиком

Сказать, что на Мультинских озерах много туристов — не сказать ничего. Привыкшие просыпаться в тишине за предыдущие дни, сегодня на 6 день мы пробудились в 7 утра от группы, переходившей брод со стороны базы. Эх, палатку надо было ставить подальше в лесу. Мы постирали свои шмотки, неспешно собрались и почапали дальше. Шли вдоль Нижнего Мультинского, оно напомнило мне море — волны вдоль берегов, шныряли лодочки, перевозя ленивых туристов на другой конец озера к Шумам.

стою на Шумах, роняю телефон в Мульту. На счастье

Шумы — это широкий каменистый перекат порядка 200 метров, отделяющий Нижнее Мультинское озеро от Среднего. Что еще сказать? Толпы туристов, привезенных на моторной лодке сюда, активно делают селфи на каждом камне. Водичка красиво перетекает из одного озера в другое. Я пытаюсь доскакать по камням с одного берега на другой, роняю телефон в воду, благо там мелко, быстро достаю, матерюсь, правило 5 секунд)) вроде живой, но уведомление о попадании влаги все же вылезло. Просушила, потрясла, вроде пронесло. Надо закрывать карманы.

Кусочек Среднего Мультинского

Идем дальше, заходим на кордон Катунского заповедника и оформляем пропуска у инспекторов. С каждой взяли по 400 руб за 2 ночевки и нахождение в теч.1 суток на территории заповедника. Благодаря вчерашним вкусняшкам и позднему завтраку обедать почти не хочется, получилось даже сохранить раскладку одного дня нетронутой. Проходим вдоль Среднего Мультинского озера, к 17 полноценно входим в Катунский заповедник, здесь есть пара полянок под палатки, каждая такая полянка оборудована туалетом и костровищем.

захватил азарт собирателя

Мы встали подальше от оборудованной инфраструктуры, поближе к воде. На протяжении всего похода у меня была мечта насобирать жимолости и сделать из нее варенье. У меня с собой для этого была баночка с сахаром. Было достаточно свободного времени после установки лагеря, и я набрала полных два котелка)

Наше обозримое будущее. Перевал Детский

На 7 день план был таков: осмотреть озера Нижнее Поперечное с заходом на Верхнее, а потом прогуляться до Верхнего Мультинского. Все это радиалки, рюкзаки оставляем в лагере, стоим как раз посередине этих маршрутов, на перекрестке, и пообедать можем «у себя».

Водопад Поперечный

Поднимаемся на Нижнее Поперечное. Оно находится на высоте 1900 м. По дороге, в 10 м от нашего лагеря шикарный широкий водопад с одноименным названием. Далее по тропе на озеро расположился еще один грациозный водопад, уже без названия, зато с видовой и шикарной деревянной лавкой, сделанной из одного дерева. Периодически в заболоченных местах шагали по деревянным мостикам и настилам.

озеро Нижнее Поперечное

На Нижнем Поперечном дошли до беседки, традиционное фото на память, даже удалось нам вдвоем со Светой сфотаться. Шагаем дальше и утопаем в полях Дельфиниума — маленькие сине-фиолетовые колокольчики, сидящие вдоль стебля.

Дельфиниум

Здесь уже редко ступает нога туриста, тропа почти отсутствует, встречаются мишкины следы жизнедеятельности. Выходим на Верхнее Поперечное озеро, располагающееся на высоте 2100 м. Здесь только мы, по такому случаю решили искупаться в чем мать родила.

Верхнее Поперечное

Озеро мелкое, с трудом удается погрузиться полностью. Но сам факт! Ощущения непередавемые. Погода ясная, звенящая. Белые кучевые облака четко граничат с голубым летним небом. Рядом пышут розовые поля расторопши. Такая классическая картинка из путеводителей про горы.

одно озеро перетекает в другое

Верхнее Поперечное перетекает в Нижнее очередным грандиозным бурным водопадом, напоминающим узкий обрывистый каньон. Насладившись единением с природой, держим курс на нашу стоянку. Время обедать. На обеде к нам прилетает дикая птица с желтой грудкой, сперва кружит вокруг, робко садится рядом на кусты, затем подлетает все ближе и ближе, садится на нашу бельевую веревку, уже почти сидит на плече у Светы, совсем не боится. И вот летит и садится к ней на руку. Природное волшебство! Потом мы узнали у людей, что эта птичка часто здесь летает и попрошайничает еду. Зато какой ручной оказалась.

Верхнее Мультинское

После обеда спешим на озеро Верхнее Мультинское 1800 м. Забежали на него за 40 минут. Совсем уже расходились на седьмой день. Здесь тоже стояла беседка. В ней сидели люди, но быстро ушли. Мы оказались на озере совсем одни. Одни в этом громадном природном амфитеатре. На воде гладь, зеркало, и только река Мульта, берущая начало здесь, шумит вдалеке.

река Мульта. Начало

Поймали гармонию с природой, помедитировали, подумали о своем.

мне уже этот мир абсолютно понятен — думает Света

Я предложила испить богоподобный напиток Yuppie, который украсил этот прекрасный вечер на Верхнем Мультинском. Вернувшись к палатке и отужинав, мы пошли на другие стоянки в поисках костра, чтобы сжечь мусор. Там познакомились с походниками-завсегдатаями этих мест. Две семейных пары, они рассказали нам про далекие и безлюдные перевалы и озера, которые реально сходить прям отсюда, с Катунского заповедника, как они уже ходили на перевал ПГПИ и их поймали там инспекторы, словом, подогрели наш интерес к Алтаю еще сильнее. Они же и рассказали нам про желтогрудую птичку-попрошайку. Душевно побеседовав, пошли укладываться на боковую. Завтра идем в перевал Детский, надо набраться сил.

8 день поход. Ранний подъем в 6:00. Для нас ранний)

Оперативно позавтракали и выдвигаемся на маршрут. Погодка шепчет — прекрасная густая морось благоволит нам, уже не обращаем на это внимания, даже можно сказать радуемся. Предварительно вечером осмотрели пути перехода через реку Мульта и поняли, что предстоит переходить брод. Ботинки мои за предыдущие дни нормально так просохли, и я переходила реку в кроксах, а Света решила не париться и пошла в ботах. Позже мои ботинки намокли разумеется тоже. Преодолев брод, начинаем резко забирать вверх по кущам и легкому буреломчику. Терпимо. Выходим на тропу, ведущую к озеру Славных Девчат. Нам как раз туда. Морось постепенно переходит в хороший дождичек. Вымокли насквозь. А еще сквозит ветер.

озеро Славных Девчат. Вооон туда вверх на плоское такое плато идем

Вывалились на Славных Девчат. За счет деревянных завалов у истока ручья показалось суровым. Чтобы идти дальше по маршруту, нам надо обойти озеро слева, набирая высоту и выходя на полку. Подъем по краю озера сопровождается передвижением по крупным валунам, акробатическими элементами, растяжкой, растопыркой и раскорячкой между ними. Не очень комфортно, учитывая вес рюкзака. Ближе к полке встречаются выполаживания. Иногда идем по бараньим лбам. Подъем от озера до полки с виду казался пустяковым, но с учетом разных факторов получился трудоемким и утомительным.

Славных Девчат сверху. А утром были еще где-то в самом низу

Выходим на полку и устраиваем заслуженный обед. Здесь расположился цирк с комплексом озер и выходами на перевалы — Детский 1А 2500 м, Острый 2500 м, Томских студентов 2650 м.

Озерный край

До начала перевала нам еще остается около километра с приличным набором. Продолжаем движение по бараньим лбам, валунам и скалам. Подходя к стенке перевала Детский, увидели двух парней сверху. Горное эхо донесло мой «привет», тут же получили от них ответное. Они просто пришли на перевал полюбоваться красотами и вскоре скрылись за обратной стороной, а мы начали подъем по стене.

исключительно довольный турист

Набирались мужества перед тем, как уговорить поставить стопу на земляную осыпь. Главное было делать все стремительно — чем больше стоишь, тем больше сомнений в голове. Еще рюкзак за спиной говорит: «Постой, куда же ты, в такую опасность прешь».

Света стену лезет

Вскоре началось 10 метровое вертикальное лазание. Тут нам со Светой реально пригодились навыки скалолазания, взятия зацепов и пр. Веревка натянута, но перебита и связана с другими веревками в нескольких местах. Пользоваться можно, но опционно.

по этим ледничкам летели камушки. громко летели

Итак, зашли. Заползли. На ребре перевала красуется флаг РФ. Мы очень счастливы! Объятия, возгласы, эмоции. Переведя дух и сделав пару фото, начинаем спускаться к Крепкому, на другую сторону. Подняться в перевал — еще полбеды. Спуск оказался не менее эпичным. Снежник, сыпуха, живой курумник, а дальше наши уже полюбившиеся валуны размером с человеческий рост. Еще на снегу встретили группу из 3 человек. Шли они медленно, а дело уже к вечеру, часов 5, но перевал пройти были настроены решительно.

Верхнее Крепкое

Вышли к озеру Верхнее Крепкое только к 19:00. Доканали нас эти валуны. Думали сегодня встать на ночевку на Крепком (Нижнем), но начинало темнеть, а дальше царство валунов только набирало обороты и решили встать на ночевку здесь, благо нашли ровную площадку на каменистом берегу. Поставились прям рядом с памятником ребятам, погибшим здесь на спуске с пер.Детский от ботулизма в 1980 году. Жутковатое местечко. Туманная обстановка добавляла суровости этому озеру, а памятник вообще нагонял разные дурные мысли.

-44

За ужином допили коньяк, который оставался у Светы. Наелись, напились, спать уложились. И по древней алтайской традиции пошел дождь. Я догадалась поставить рядом с палаткой пустой котелок, капли стучали по металлу, стала фантазировать, что это стучаться к нам души погибших туристов, но это уже совсем другая история))

Слева от скальника тянется перевал Детский. Спускались оттуда

9 день. Утром побежала фотать туман, разливавшийся по долине внизу озера Крепкого. Умиротворяюще. Рядом с нами, возле обрыва, ночевала группа походников из Москвы с какого-то тур-клуба. Они шли в большой 12 дневный маршрут, с касками и ледорубами. Посерьезнее нашего. По плану у них было выйти аж в Тюнгуре, маршрут похож на тропу Аккемских лосей в 2022.

Туман над озером Крепкое

Я сбегала еще на одно озеро неподалеку, и мы начали спуск к Крепкому. Здесь еще раз я была благодарна скалолазанию, пришлось лезть в распоре, изгаляться и извиваться между камней. В общем, демонстрировать всю свою физ.подготовку. К обеду таки спустились на Крепкое, на озере лагерем стояли несколько групп туристов-радиальщиков.

Здесь Крепкое перетекает в реку

Мы прогулялись по берегу до места начала реки Крепкой, еще раз взглянули на только что проделанный нами путь — сверху сбросили прилично. Дальше двигались по направлению к Мультинским, чтобы закольцевать маршрут.

показываю откуда мы сегодня спустились

Курума никак не отпускала нас сегодня. Теперь камни были покрыты еще и мхом. Было сложно угадать, камень ли там или пропасть. Иногда проваливались, ноги застревали, мы психовали. Скорость смешная. Еще и морось. Все, как мы любим) Периодически накрывало солидным дождичком, мы пережидали под еловыми лапами, почти не намокали. Скорость при таком раскладе сомнительная — 20 минут идем, 30 минут ливень. Решили в 19 ставить лагерь. Каково же было наше удивление, когда на стоянке увидели тех самых 2х парней из Екатеринбурга, которых встретили еще в первый день. Они гуляли здесь радиалками и просто стояли лагерем, наслаждались природой, ходили на рыбалку. Еще и девушку спасали с озера Крепкого, помогли ей дойти до Мультинских.

А мы тем временем поставили свой лагерь, развесили мокрую одежду — я даже умудрилась постирать что-то. Заслуженный горячий ужин и баночка пива на двоих за успешный успех похода. Скоро ведь выходим с маршрута. Ночью наши и без того мокрые вещи стали еще мокрее.

10 день. Завтрак под густой моросью уже вошел в привычку, и мы даже насладились кофе под кронами густых елей, слегка капающих нам за шиворот. Собрали мокрую и чумазую палатку, надели последние чистые мембранные штаны — надо же было их выгулять наконец-то, — и пошагали вперед. По плану сегодня было дойти как минимум до Мультинских.

голубика изрядно тормозила

По пути охотились на жимолость, зарождающуюся бруснику, но больше всего на голубику. Она здесь отличается от нашей приморской, горной. Растет маленькими приземистыми кустиками, а у нас стелется ковром. Ягода прям порадовала на обратном пути. Мне даже на секунду показалось, что улучшилось зрение — настолько вкусная, сочная, сладкая была голубичка.

прощальное фото с Мультинским Нижним

Дошли в обед до Нижнего Мультинского. Сделали контрольные фото на озере, попрощались с горной местностью. Зашли в кафешку с вай-фаем, я думала выйти на связь с родными, а не тут-то было. Пароль обновляется, видимо, каждый день, и будь добр заплатить еще раз 300 рэ. Обошлись без этого, но еды человеческой все-таки поели. Решили сегодня уже дойти до Маральника-1, это такая деревня в паре километров от Мульты.

-51

По приятной лесной тропе, минуя Черную речку 2ую и 1ую, в 19 часов были уже на базе «Кедровая опушка», где нам любезно предоставили домик с 2мя кроватями за 2700 руб с ужином и завтраком. Надо сказать, очень вкусными. Так, 9 августа мы, сами того не заметив, завершили свой 10 дневный маршрут. Делаю финальное видео у дорожного знака «р.Мульта».

-52

На следующий день нам предстояло дойти до автобусной остановки в посёлке Мульта всего пару километров, объестся вкуснейшей дикой малиной, набрать алтайский шиповник и продегустировать блюда в местной кафешке. Ах, как хорош был тот огромный таз лагмана, впрочем, и чебуреки, и компот, и сосиски в тесте.

придорожная малинка — самая вкуснючая

Все прошло на одном дыхании, четко, слаженно. По маршруту следования хотелось бы сходить и в другие места, на большее кол-во озер и перевалов, но это уже планы для будущих путешествий. Удалось сохранить раскладку на 2 дня, все благодаря кафе с вай-фаем. Мне очень повезло с товарищем, моей напарницей Светланой. Мы быстро сходились и подстроились под уровень подготовки друг друга. Она поддерживала мои идеи по ходу маршрута, постоянно следила за треком и активно «рулила», если отходили от тропы.

Отдельное спасибо хочется сказать моему другу Алексею за предоставленный маршрут, подробное описание и треки. Спасибо всем моим товарищам за советы по раскладке, снаряжению и транспортным моментам. Вообще считаю, в походе у меня было образцовое питание, идеальное по калорийности и весу, горжусь им и уже применяю его в других походах. Спасибо алтайской погоде, что дала нам возможность все-таки полноценно взглянуть на каждый пункт нашего маршрута, даже несмотря на дождь.

Всем желаю путешествовать подальше и побольше, раскрывать мир и узнавать себя через призму природы, наполнять свои глаза красотой!

Да прибудет с вами рюкзак!