122 подписчика

Русская верховая и московская консерватория связаны одной фамилией.

Конный завод и орган в московской консерватории. Казалось бы, связи абсолютно никакой, кроме того, что орган могли привезти туда на телеге, запряжённой парой отборных лошадей. Может так оно и было, хотя в то время уже начинался автобизнес, но у меня для вас история поинтереснее.

Это я с русскими верховыми. Пока фоткалась, они меня сзади щипали губами за всё, что попало, выпрашивая еду.
Это я с русскими верховыми. Пока фоткалась, они меня сзади щипали губами за всё, что попало, выпрашивая еду.

Начну с того, что Старожиловский конный завод - единственный завод на нашей планете, занимающийся разведением лошадей русской верховой породы аналогов которой в мире нет. Этих племенных лошадей высшего класса называли "черным бриллиантом". Создавалась порода для одной из самых зрелищных и сложных дисциплин — выездки и имеет регистрационный номер в Госреестре селекционных достижений, оригинатором её признан Старожиловский конезавод .

Когда мы к нему подъезжали, то сначала подумали, что это старинное имение хозяина, уж очень он смахивает на московское Царицыно. Ан нет.

Этот сказочный замок-завод в поселке Старожилово Рязанской области был построен в 1893 году по проекту Федора Шехтеля. И включал в себя двенадцать зданий, в том числе и конюшни, манежи, управу, жилые дома, каретную, кузницу и мастерские, зерновой склад и погреб-ледник, ветлазарет и водонапорную башню. Целая конная империя! Но и это ещё не всё. Тут были коровник, молокозавод, спиртзавод, жилые дома и даже летний театр (видите, уже подбираемся к искусству).

Из фоток у меня осталось что-то очень глупое, типа вот этого. Потому что я слишком увлеклась и забылась.

Это внешние стены основного здания. Оно квадратное со внутренним двором. Во дворе есть ещё какие-то строения, Но вход везде закрыт.
Это внешние стены основного здания. Оно квадратное со внутренним двором. Во дворе есть ещё какие-то строения, Но вход везде закрыт.

Зато есть целое видео про него на ютубе.

В лучшие времена на конном заводе насчитывалось более 2700 лошадей. После революции завод был национализирован, и здесь были кавалерийские курсы, где в 1920-м проходил службу Георгий Жуков (о чём есть памятная доска). Во время Великой Отечественной были утеряны все животные. Сейчас воссоздано около двухсот. Исторический комплекс - памятник архитектуры федерального значения, но, к сожалению, никак не финансируется государством.

Но кто же заварил всю эту кашу? И не только эту. Эта династия была одной из главных в строительстве железных дорог в Российской империи. Кто всё это начал и был вынужден сменить свою фамилию из-за репрессий 30-х годов?

Эту некогда знаменитую на всю империю фамилию современная Россия сохранила лишь на фасаде старинного оргáна Большого зала Московской консерватории: «Дар C.П. Фон Дервиза».

Фотка свеженькая. Позавчера концерт у нас тут был.
Фотка свеженькая. Позавчера концерт у нас тут был.

Древний немецкий род фон дер Визе, благодаря русскому разговорному, постепенно превратился в фон Дервизов. А потом, чтоб скрыть своё дворянство, и вовсе исчез.

Ну посмотрите какой красавец! До сих пор действует. Хотя прошел немало испытаний и даже капитальный ремонт зала.
Ну посмотрите какой красавец! До сих пор действует. Хотя прошел немало испытаний и даже капитальный ремонт зала.

Конный завод - творение родного младшего брата дарителя органа. Династия предпринимателей-меценатов фон Дервизов была связана с консерваторией, Русским Музыкальным Обществом, Аренским, Чайковским, со многими другими передовыми развивающимися отраслями России.

Первыми голос этого статного красавца услышали парижане на всемирной выставке 1900 года., где он получил гран-при и золотую медаль. И уже тогда был назван одним из лучших органов мира.
Первыми голос этого статного красавца услышали парижане на всемирной выставке 1900 года., где он получил гран-при и золотую медаль. И уже тогда был назван одним из лучших органов мира.

Сергей фон Дервиз, дети которого учились у П. И. Чайковского, и который сам был членом Дирекций Московской и Петербургской консерваторий, оплатил и заказал орган (не обошлось тут без советов и связей самого Петра Ильича) у самого лучшего органного мастера, которому доверял свой инструмент сам Нотр дам де Пари. После выставки орган разобрали на части и в десятках больших ящиков привезли в Москву. Потом ещё и собирали два месяца.

Всё это предприятие нашему меценату обошлось в сорок тысяч рублей.

Теперь его и подсвечивают, и раскрашивают софитами во время концерта для создания атмосферы.
Теперь его и подсвечивают, и раскрашивают софитами во время концерта для создания атмосферы.

Вот в прочем и вся история одной из историй российского меценатства.

В конце девяностых этому инструменту был присвоен статус художественно-исторического памятника.
В конце девяностых этому инструменту был присвоен статус художественно-исторического памятника.

Спасибо всем, кто дочитал. Надеюсь вы с лёгкостью нашли меня на последних фото.