Конный завод и орган в московской консерватории. Казалось бы, связи абсолютно никакой, кроме того, что орган могли привезти туда на телеге, запряжённой парой отборных лошадей. Может так оно и было, хотя в то время уже начинался автобизнес, но у меня для вас история поинтереснее.
Начну с того, что Старожиловский конный завод - единственный завод на нашей планете, занимающийся разведением лошадей русской верховой породы аналогов которой в мире нет. Этих племенных лошадей высшего класса называли "черным бриллиантом". Создавалась порода для одной из самых зрелищных и сложных дисциплин — выездки и имеет регистрационный номер в Госреестре селекционных достижений, оригинатором её признан Старожиловский конезавод .
Когда мы к нему подъезжали, то сначала подумали, что это старинное имение хозяина, уж очень он смахивает на московское Царицыно. Ан нет.
Этот сказочный замок-завод в поселке Старожилово Рязанской области был построен в 1893 году по проекту Федора Шехтеля. И включал в себя двенадцать зданий, в том числе и конюшни, манежи, управу, жилые дома, каретную, кузницу и мастерские, зерновой склад и погреб-ледник, ветлазарет и водонапорную башню. Целая конная империя! Но и это ещё не всё. Тут были коровник, молокозавод, спиртзавод, жилые дома и даже летний театр (видите, уже подбираемся к искусству).
Из фоток у меня осталось что-то очень глупое, типа вот этого. Потому что я слишком увлеклась и забылась.
Зато есть целое видео про него на ютубе.
В лучшие времена на конном заводе насчитывалось более 2700 лошадей. После революции завод был национализирован, и здесь были кавалерийские курсы, где в 1920-м проходил службу Георгий Жуков (о чём есть памятная доска). Во время Великой Отечественной были утеряны все животные. Сейчас воссоздано около двухсот. Исторический комплекс - памятник архитектуры федерального значения, но, к сожалению, никак не финансируется государством.
Но кто же заварил всю эту кашу? И не только эту. Эта династия была одной из главных в строительстве железных дорог в Российской империи. Кто всё это начал и был вынужден сменить свою фамилию из-за репрессий 30-х годов?
Эту некогда знаменитую на всю империю фамилию современная Россия сохранила лишь на фасаде старинного оргáна Большого зала Московской консерватории: «Дар C.П. Фон Дервиза».
Древний немецкий род фон дер Визе, благодаря русскому разговорному, постепенно превратился в фон Дервизов. А потом, чтоб скрыть своё дворянство, и вовсе исчез.
Конный завод - творение родного младшего брата дарителя органа. Династия предпринимателей-меценатов фон Дервизов была связана с консерваторией, Русским Музыкальным Обществом, Аренским, Чайковским, со многими другими передовыми развивающимися отраслями России.
Сергей фон Дервиз, дети которого учились у П. И. Чайковского, и который сам был членом Дирекций Московской и Петербургской консерваторий, оплатил и заказал орган (не обошлось тут без советов и связей самого Петра Ильича) у самого лучшего органного мастера, которому доверял свой инструмент сам Нотр дам де Пари. После выставки орган разобрали на части и в десятках больших ящиков привезли в Москву. Потом ещё и собирали два месяца.
Всё это предприятие нашему меценату обошлось в сорок тысяч рублей.
Вот в прочем и вся история одной из историй российского меценатства.
Спасибо всем, кто дочитал. Надеюсь вы с лёгкостью нашли меня на последних фото.