Найти тему

Пророческая для Ирины Муравьевой "Артистка из Грибова" ч.1

Как же все-таки не повезло этому замечательному фильму "Артистка из Грибова" кинорежиссера Леонида Квинихидзе. Почти так же, как не везет в жизни главной героине этой картины киноактрисе Гале Кадетовой. Вот все есть у Галины - талант, ум, красота, а актерской удачи и счастья в личной жизни нет. И потому, блеснув в начале карьеры, он через полтора десятка лет перебивается крошечными эпизодами, детскими радиопостановками и дубляжем старушек.

Вот и с самим фильмом "Артистка из Грибова" то же самое. Премьера этого двухсерийного телевизионного фильма состоялась в новогодние праздники, 8 января 1989 г. Воскресенье, 19 часов вечера, лучше время. Народ ждет продолжения истории Нины Соломатиной из "Карнавала". Интернетов тогда не было, но народ все всегда знал. Все знали, что это будет музыкальный фильм о том, как сложилась судьба Нины, хоть теперь ее и зовут Галя, и режиссер не Лиознова, а Квинихидзе, зато композитор Александр Зацепин. Вот он, даже поучаствовал в фильме.

Финал "Карнавала" давал основания, что Нина все-таки стала артисткой и все у нее должно быть хорошо. Да и Татьяна Лиознова прямо говорила, что все у Нины будет хорошо, и возможно даже снимет продолжение.

Но оказалось, что "Артистка из Грибова" это не про счастливую и удачливую Нину Соломатину, а про несчастную и невезучую Галю Кадетову. И музыки с веселыми песнями и плясками в фильме не особо, потому как основная музыкальная тема фильма очень грустная. Зритель в основной массе был, мягко говоря, разочарован. Вместо веселой музыкальной комедии ему показали, хоть и с элементами сатиры и юмора, но мелодраму с опять открытым финалом, не дающим оснований для оптимизма в отношении судьбы главной героини.

И ведь до сих пор большинство зрителей в недоумении. Для многих это довольно средненький, неинтересный, серый, тоскливый, затянутый фильм. Попадется в сетке ТВ, так и пройдут мимо.

Не могу сказать специально ли Эмилем Брагинским сценарий фильма писался на Ирину Муравьеву или это совпадение, но многие моменты фильма указывают на прошлое и предсказывают будущее этой выдающейся русской актрисы.

Главная героиня фильма киноактриса Галя Кадетова когда-то, на заре своей актерской карьеры, блеснула в главной роли в фильме "Чужие близкие", стала на некоторое время знаменитой, играла в театре. Но потом карьера не пошла, из театра пришлось уйти, так как не было соответствующих ролей, в кино предлагают эпизоды, да и тех почти нет.

Вот и сама Ирина Вадимовна в 1973 г. сыграла главную роль учащейся вечерней школы рабочей молодежи, малярши Зины Багляевой в семисерийном телефильме по пьесе знаменитого в то время литературоведа Натальи Долининой "Разные люди" (ну, то есть те же "Чужие близкие"). Фильм рассказывал об учащихся одного класса в ШРМ и их учительнице.

-2

Тема ШРМ - это и "Весна на Заречной улице", и вышедший в 1974г. телефильм "Большая перемена". В отличие от комедийной "Большой перемены" социальная драма "Разные люди" как бы продолжал традицию популярнейшего в то время телефильма "День за днем" и потому имел успех у зрителей.

А еще Ирина Вадимовна играла в Центральном Детском театре, куда поступила на службу после окончания театральной студии при этом театре. Несколько лет после школы она пыталась поступить в московский театральные вузы, но увы... А вот в студию при ЦДТ ее приняли. Конечно, в основном это были роли в амплуа травести - зайчики, мальчики, принцесски. Но в том же 1973 г. Павел Хомский поставил в ЦДТ спектакль по роману А. Фадеева "Молодая гвардия". Спектакль имел очень большой резонанс. Ирина Муравьева играла Любку Шевцову. Вот она в роли Любки. На первом плане в роли Олега Кошевого Александр Бордуков.

-3

И не последнюю роль в успехе спектакля сыграли в исполнении Валентина Никулина песни Оскара Фельцмана на стихи Роберта Рождественского, всего шесть, которые были специально написаны для этого спектакля. Вот две из них. Лирическая, сопровождавшая сцены о любви и дружбе молодогвардейцев

И героическая, звучащая после сцены казни молодогвардейцев.

Но вот потом Ирина Вадимовна вышла замуж, родила сына, перешла во "взрослый" московский театр им. Моссовета и все немного затормозилось. В кино небольшие эпизоды, в театре вводы в постановки. И как-то она стала теряться для зрителя. И только в 1979 г. роль Людмилы в "Москва слезам не верит" дала резкий толчок ее кинокарьере. То что она не добрала в театре, с лихвой компенсировалось в кино. Муравьева стала одной из самых востребованных актрис в советском кинематографе. Роли простоватых, но обаятельных инженю пошли одна за другой. "Карнавал", "Охота на лис", "Мы, нижеподписавшиеся", "Невероятное пари", "Самая обаятельная и привлекательная", и, наконец, "Артистка из Грибова".

К "Артистке из Грибова" Муравьева подошла на пике своего мастерства, красоты и обаяния. На мой взгляд, это лучшая ее роль, где она разнообразна и интересна на протяжении всего фильма. Тут и комические, и драматические, и сатирические сцены. И все они, как маленькие бриллиантики, которые складываются в блестящую картину.

Вот она Галя Кадетова, рассказывающая своему любимому мужчине о своей новой роли. Это роль Форточки в детском радиоспектакле. И это еще Гале повезло, что досталась такая роль. Роль очень жалостливая. Форточка в оконной раме всю жизнь служила людям, ее открывали и закрывали, она несла людям свежий воздух, и вот стала ненужной и ее выбросили на помойку. Такой же ненужной, как и сама артистка Галя Кадетова.

-4

Не везет ей. Муж, тоже актер, Артамонов, ушел от нее к любовнице, да еще и норовит развести Галю на деньги.

-5

Кинорежиссер Дулов, то пригласит на роль вместо некой Ряпушкиной, сбежавшей на съемки в Швеции. То, когда Ряпушкина неожиданно вернется, отставит Кадетову. А Ряпушкина вновь уедет в Швецию - и Дулов вновь:"Кадетова, давай, возвращайся."

-6

Но самый гад в фильме это ее любовник, начальник телефонного узла Александр Георгиевич Гололобов в исполнении Сергея Шакурова.

-7

Сухой, черствый, подлый, трусоватый, самовлюбленный напыщенный тусклый и унылый индюк. Вот совершенно Сергей Шакуров с его мужским обаянием и бэкграундом настоящего мачо не подходит на эту роль. Как она выписана, эта роль идеально ложится на актера ленинградского БДТ Михаила Данилова (это который доктор Супругов из "На всю оставшуюся жизнь...)

-8

Но вот только как объяснить зрителю, почему Галя Кадетова в исполнении роскошнейшей женщины Ирины Муравьевой, вот уже два с половиной года состоит в отношениях с этим унылым, напыщенным индюком, который может выделять ей в неделю только среду и субботу. Вот и появляется настоящий мужчина Сергей Шакуров, вполне гармонично смотрящийся с Ириной Муравьевой, но абсолютно не совпадающий с Шурой Гололобовым. Получился какой-то матерый волчара в индюшиных перьях.

Понятно, что Шакуров, как и Муравьева, может сыграть все. В предыдущем фильме Квинихидзе "Друг" он замечательно сыграл запойного алкаша, опустившегося на дно жизни бывшего актера. Фильм был на актуальную тогда антиалкогольную тему и совершенно не в стиле мастера музыкального жанра Квинихидзе. В силу именно своей конъюнктурности и того, что главную роль играл Шакуров, фильм имел некоторый успех у зрителя, всегда смешно посмотреть на алкаша, который допился до галлюцинаций.

Вот и в "Артистке из Грибова" Квинихидзе припустил эпизоды, связанные с начавшимися в стране в рамках "перестройки" "демократизацией", "борьбе с привилегиями" и тому подобной демагогией. Приехал к Шурику Гололобову для встречи с трудовым коллективом большой начальник Груздев, который держится при любых властях. Что при "партократах", что при "демократах". Отвечает на заранее заготовленные вопросы о снабжении населения апельсиновым соком и работе троллейбусного маршрута № 16. К животрепещущим вопросам, интересующим работников телефонного узла, конечно же, эти вопросы никакого отношения не имеют.

А потом этот же начальник, который знает про Гололобова все, предложил жениться на своей дочке Валентине, девице такого, нетяжелого поведения, а взамен назначение на престижную должность. А актрисуля его - несолидная какая-то, хотя и понравилась Груздеву - блондинка.

Но у Гололобова есть еще и любимый папа - доктор-логопед ( привет фильму "По семейным обстоятельствам") Георгий Терентьевич, "офицер и джентльмен", а также "филолог и эстет" в одном флаконе. Играет папу народный русский артист Михаил Иванович Пуговкин.

-9

После выхода фильма Брагинский позвонил Пуговкину и выразил свое восхищение. А почему? Об этом во второй части.