Самые гоголевские места в Москве. Прогулка в окрестностях Арбатской площади.
Есть в Москве место, где на относительно небольшом расстоянии друг от друга, всего 360 метров по прямой, стоят два памятника одному и тому же человеку.
Я говорю о двух памятниках Н.В Гоголю: здесь в начале Гоголевского бульвара и на Никитском бульваре, во дворе дома-музея Гоголя.
Вы уже подписались на наш канал? Если нет, сейчас самое время сделать это. СПАСИБО.
Поставьте лайк этому материалу, чтобы не забыть это сделать потом. А если не понравится - просто удалите свой лайк.
Нас всегда можно найти:
Новостная группа в Телеграм
Группа в VK
Канал в Дзен
Канал на Rutube
Канал в YouTube
А еще мы есть на Boosty
Как так получилось? Почему? Какой памятник был первым и где он сейчас?
Идем, смотрим, разбираемся, не только с этим, но и с другими, иногда мистическими, совпадениями, связанными с Н.В. Гоголем.
ПОДРОБНЫЙ ТРЕК/МАРШРУТ прогулки доступен на нашем канале в VK или на Boosty.
Сразу хочу оговориться: никаких теорий заговора, обсуждений причин смерти и последующих домыслов о “похоронен заживо”, так же как обсуждения сексуальной ориентации писателя - сегодня не планируется. В этом материале только то, что можно отнести к более менее доказанным и задокументированным фактам. Которые, несмотря ни на что, от этого не становятся менее интересными и загадочными.
У первого памятника мы начинаем нашу прогулку,
а второй, расположен вон там - за Арбатской площадью.
Вот такой вид открывался в начале XX века от памятника Гоголю в сторону Арбатской площади. Ну а Никитский бульвар начинался сразу от Борисоглебской церкви.
Ну а так памятник Гоголю смотрелся в 1909 году на фоне ансамбля Арбатской площади.
Согласитесь - сегодня памятник мог бы и потеряться в новых масштабах и градостроительных решениях.
Вопреки принятой драматургии повествования - сразу придется разрушить интригу и начать наш рассказ с фразы: а начинаем мы нашу прогулку отсюда, с Гоголевского бульвара от памятника Н.В Гоголю, установленного в 1952 году на месте ранее стоявшего здесь памятника…. Н.В. Гоголю, установленному здесь в 1909 году, правда тогда бульвар был Пречистенским.
Но Гоголь не был бы Гоголем, если бы с его именем была связана одна загадка, непонятка или всего один парадокс.
А раз так - то давайте начнем пусть и не с начала, но с той точки где мы сейчас находимся.
От памятника Гоголю на Никитском бульваре.
Сразу после открытия памятника в 1952 году, появилась эпиграмма:
Юмор Гоголя нам мил,
Слёзы Гоголя — помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит — для смеха!
В чем же было дело и в чем сарказм эпиграммы?
Дело в том, что установленный к столетию со дня смерти писателя памятник, заменил на этом месте памятник…. все врено - Н.В. Гоголю, установленный здесь в 1909 года и позже перемещенный в парк дома-музея Гоголя на Никитском бульваре.
И вот именно сравнивая два памятника, “старый” и “новый” острословы говорили:
Два Гоголя соседствуют в Москве.
Один над облаками дымной гари
Стоит победоносно на бульваре,
И план романов новых в голове.
Другой неподалёку за углом,
Набросив шаль старушечью на плечи,
Сутулился, душою искалечен,
Больною птицей прячась под крылом.
“Два Гоголя”. А. Городницкий. 1977 год.
Говорят - И.В. Сталин недолюбливал “скорбный” памятник Гоголю. Ну уж очень он расходился с образом “бичевателя” царизьма, которым активно рисовала новая власть писателя.
Еще в 30-х годах XX века вокруг памятника развернулась целая информационная кампания, объясняющая народным массам “почему нужно менять памятник”.
Газета “Правда” писала: «образ великого писателя, трактуя его как пессимиста и мистика».
Пессимистическая трактовка образа Гоголя родилась из неправильно понятого психологического решения памятника вообще. Думаю, что Гоголь ценен нам как активный бичеватель пороков современного ему общества, и именно этой особенности его творчества должно быть посвящено решение памятника. Андреев же в своей бесспорно прекрасной и талантливой работе изобразил Гоголя в мрачнейший момент его болезненного самоанализа.
Высказывалась Вера Мухина.
В 1936 году объявляется конкурс на новое изваяние Гоголю, но из-за Великой Отечественой войны затею не осуществили.
Только в 1951 году памятник убрали с Гоголевского бульвара, освобождая место для нового монумента.
Открытый 2 марта 1952 года памятник явил миру Гоголя полного сил, стоящего во весь рост на высоком постаменте, улыбающимся и излучающим оптимизм.
Вот именно этот диссонанс со старым памятником и вызвал недовольство интеллигенции, сравнивающей два памятника и отдавая предпочтение старому, а в новом изваянии интеллигенция видела официоз и неправдоподобный оптимизм в образе писателя.
Запомните это. Когда будем на Никитском бульваре, вполне вероятно, что у вас возникнет чувство Дежавю.
Победителем конкурса на новый памятник стал скульптор Николай Томский, выполнивший в 1951 году бюст Н. В. Гоголя, за который был удостоен уже ПЯТОЙ Сталинской премии.
Копия этого бюста была установлена на могиле Гоголя на Новодевичьем кладбище. О загадке могилы Гоголя мы поговорим немного позже.
Ну и как вы увидите на фотографиях - тот же бюст послужил отправной точкой для создания проекта бронзового памятника писателю в полный рост.
Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н.В.Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя.
Так оценивал свою работу Николай Томский спустя 5 лет, в 1957 году.
Но с течением времени памятник “примелькался”, впрочем это не единственный пример. так, например было и с памятником Петру I на Берсеневской набережной, ну тому самому - который то ли Петр, то ли Колумб. Да что там говорить - отношение и, как бы сейчас сказали - хейт, сопровождал открытие первого памятника Гоголю в 1909 году.
Николай Васильевич Томский (1900 - 1984)
Советский скульптор-монументалист, педагог, общественный деятель.
Был любим и обласкан властью:
- Академик АХ СССР (1949);
- Президент Академии художеств СССР (1968—1983).
- Герой Социалистического Труда (1970).
- Народный художник СССР (1960).
- Премии:
- Ленинская премия (1972) — за гранитный памятник В. И. Ленину в Берлине (1970)
- Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1975) — за памятник М. И. Кутузову в Москве у здания музея-панорамы “Бородинская битва”.
- Государственная премия СССР (1979) — за создание монумента В. И. Ленину в Ташкенте
- Сталинская премия второй степени (1941) — за памятник С. М. Кирову в Ленинграде (1939)
- Сталинская премия первой степени (1948) — за скульптурный портрет И. Д. Черняховского. (Сейчас установлен в Воронеже. Открыт 9 мая 1993 года на площади Генерала Черняховского. Ранее спасённый от уничтожения памятник вывезен из Литвы, где был демонтирован властями Вильнюса.)
- Сталинская премия второй степени (1949) — за скульптурные портреты А. И. Покрышкина, П. А. Покрышева и А. С. Смирнова
- Сталинская премия первой степени (1950) — за памятник И. Р. Апанасенко в Белгороде, скульптурный портрет С. М. Кирова и коллективную работу над барельефами «В. И. Ленин и И. В. Сталин — основатели и руководители Советского государства»
- Сталинская премия второй степени (1952) — за мраморный бюст Н. В. Гоголя.
Еще один, известный всем памятник скульптора - памятник М. В. Ломоносову перед главным зданием МГУ на Воробьевых горах.
Ну что, про второй памятник Гоголю поговорили, осмотрели его и - идем к первому, но сначала заглянем в Большой Афанасьевский переулок.
Пока идем - давайте очень коротко вспомним некоторые моменты из биографии Н.В. Гоголя.
Думаю о роли Гоголя в Русской культуре и литературе можно не говорить. Это вы и без меня знаете.
Николай Васильевич Гоголь 1809-1852 гг. урожденный Николай Яновский.
Лишь в 1821 году к фамилии добавилось “Гоголь” и Николай Яновский, получив дворянское звание стал Николаем Гоголь-Яновским, а уже во взрослом возрасте, Николай Васильевич отбросил из фамилии Яновский, оставшись просто Гоголем.
Происходил из Полтавской губернии.
В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Где столкнулся с реалиями столичной жизни и вынужден был поступить на службу писцом в Министерстве уделов в самом младшем чине по табели о рангах: коллежского регистратора.
В 1931 года Гоголь был представлен Пушкину и будущий писатель вошел в литературный круг в котором признали за ним потенциал и талант и перед ним открывалась, перспектива литературной карьеры.
Эта пора была самою деятельной эпохой его творчества сформировавшей бесспорный образ Гоголя как литератора.
«Вечера на хуторе близ Диканьки. «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала». Сборник «Миргород».
Интересный факт:
С конца 1833 года он Гоголь мыслью о карьере ученого. Благодаря влиянию его высоких литературных друзей, ему предложена была кафедра истории в Петербургском университете. Он даже несколько раз прочел лекции, но затем задача оказалась ему не по силам и не по душе, и он сам отказался от профессуры в 1835 году.
Утвердившись в роли литератора и получив должную толику признания у современников, Гоголь зажил жизнью, присущей творческим кругам того времени.
В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет, вернувшись в Россию окончательно лишь в 1948 году.
По возвращению в Москву поселился в доме своего друга графа Александра Петровича Толстого на Никитском бульваре.
Именно там в 1972 в был открыт мемориальный музей писателя возле которого мы закончим нашу прогулку.
А сейчас, давайте пройдемся по Большому Афанасьевскому переулку.
Первым делом пройдем к дому №12.
Типичный для Москвы после пожара 1812 года одноэтажный деревянный дом построенный в 1820-е года.
С 1829 года дом арендовал Сергей Тимофеевич Аксаков — русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте. Аксаковы жили здесь вплоть до 1833 года.
Н.В. Гоголь попал в этот дом в 1832 году еще начинающим литератором. И здесь состоялось одно из самых важных в жизни Николая Васильевича знакомств - знакомство с московскими литераторами.
Большая и дружная аксаковская семья, их «литературные субботы» привлекали множество посетителей, впрочем, как и их загородная усадьба.
Вы наверняка знаете усадьбу Аксакова в Подмосковье. Да, сегодня она больше ассоциируется с именем Саввы Мамонтова и художниками входившими в Абрамцевский кружок.
Совершенно верно - я говорю об Абрамцево.
Главный дом в которой - отремонтированный, немного перестроенный, но все же - дом Аксакова С.П.
Ну а знакомство Аксакова с Гоголем стало переломным и в жизни Аксакова. Влияние Гоголя подтолкнуло Аксакова к написанию реалистической прозы, именно Гоголь постоянно побуждал его к написанию автобиографии.
Несмотря на то, что после крена творчества Гоголя в сторону религии и морализма, Аксаков разочаровался в Гоголе, Сергей Тимофеевич стал автором одного из важнейших источника информации о биографии Гоголя, написав «Историю моего знакомства с Гоголем».
В доме у Аксакова Гоголь неоднократно читал наброски своих произведений, в том числе и второй том “Мертвых душ”.
Именно по названию этого храма получили свое имя Малый и Большой Афанасьевские переулки.
А вот и одна из ключевых локаций в нашем рассказе - Жилой дом и мастерская, где с 1900 по 1932 год жил и работал скульптор Николай Андреевич Андреев.
Обратите внимание - хорошо рассмотреть дом крайне затруднительно, так как он находится на реставрации. Поэтому я привожу фотографии взятые из сети Интернет.
На этом, с вашего позволения, я прервусь и продолжу свой рассказ о тайнах и совпадениях Гоголя в следующей части материала, который выйдет на нашем канале ровно через неделю - 30 октября 2023 года.
А на сегодня у меня все.
До новых встречь.
Хорошего вам дня и интересных путешествий.
Оставайтесь с нами и не забывайте про алгоритм: поставить лайк ролику, подписаться на канал и поделиться в комментариях своим мнением.
Если у вас возникло желание поддержать наш канал - сделать это очень просто:
Отправить пожертвование на карту по указанному номеру телефона: