1,4K подписчиков

Мой первый курс дистанционного обучения: история о часах, потраченных на подготовку уроков и чуть не погубивших мою жизнь

В этом учебном году я отважилась разработать свой первый дистанционный курс. В этой статье хочу рассказать о том, сколько часов у меня уходит на подготовку одного занятия. И как я чуть не подписалась на "работать в свободное от работы время".

В этом учебном году я отважилась разработать свой первый дистанционный курс. В этой статье хочу рассказать о том, сколько часов у меня уходит на подготовку одного занятия.

Чем муниципальный центр отличается от онлайн-школы

Курс для детей. А я - обычный педагог из муниципального центра. И в отличие от онлайн-школ, где запись курсов поставлена на поток, у обычных центров такой системы нет.

Более того - нет ни опыта запуска дистанционных курсов, ни штата сотрудников для подготовки такого курса.

Для сравнения. За последний год я дважды обсуждала с разными онлайн-школами разработку дистанционного курса. Мне как педагогу требовалось только написать образовательную программу, записать видео-лекции, подготовить материалы для диагностики.

Всё остальное брала на себя онлайн школа. Вот с этой девочкой вы будете общаться по монтажу вашего видео, если что-то вас не устроит и надо изменить. Этот сотрудник займётся визуальным оформлением уроков на курсе - оформит карточку и зальёт все материалы на платформу. Вот эти методисты будут проверять выполненные задания по заданным мною критериям.

То есть у них целый штат, который занимается исключительно подготовкой и сопровождением дистанционных курсов.

В муниципальном центре на это всё есть только один человек - педагог дополнительного образования. Это его образовательная программа и его занятия.

Если в помощь педагогу выделить кого-то из сотрудников центра, например, методиста, то подготовка дистанционных уроков станет быстрее. Но ведь у методистов есть свой объем работы, от которого их никто не освобождает. Нельзя нагружать людей сверх меры. Сразу вспоминается инициатива введения новой должности в муниципальных центрах - методист по цифровой трансформации.

Отсюда вывод: если вы хотите запустить в центре дополнительного образования дистанционные курсы, либо выделяйте ещё одну штатную единицу, которая будет вести сопровождение этих программ, либо рассчитывайте часы нагрузки педагога по каждой такой программе.

С введением новой штатной единицы в большинстве центров возникнут трудности. Поэтому рассмотрим вариант с правильным распределением часов педагога на программу.

Сколько времени надо закладывать на подготовку одного дистанционного занятия

Когда этот курс только задумывался, я предполагала набрать всего одну группу. Для пробы. И проводить одно занятие в неделю - то есть всего 2 часа. И это было моей большой ошибкой. Сейчас расскажу почему.

Давайте посмотрим, из чего складывается подготовка одного дистанционного занятия:

  1. Подготовка презентации.
  2. Разработка диагностических материалов.
  3. Запись видео.
  4. Монтаж видео.
  5. Наполнение контентом урока на интернет-платформе.

Не сложно догадаться, что в рамках одного двухчасового занятия такой объём работы сделать невозможно.

Даже если учитывать, что у педагога на каждое занятие положено столько же часов методической работы, этого времени всё равно не хватит.

Поясню. При нагрузке педагога на одну ставку: 18 часов - это непосредственно проведение занятий, ещё 18 часов - методическая работа. То есть 36 часов в неделю. Работаем мы с вами педагоги обычно на полторы-две ставки. В итоге на такие методические часы времени может и вообще не остаться.

А вот теперь давайте соотнесём эти 5 пунктов с реально затраченным временем на каждый из них.

Подготовка презентации

Минимальное время, которое у меня уходит на каждую презентацию - 1 час. Обычно 1,5-2 часа. Кто хотя бы раз делал презентацию, прекрасно знает, что на выступление по одному слайду у вас уходит примерно 1 минута, а вот на оформление этого же слайда - не менее 5 минут. Одно занятие - это минимум 10 слайдов.

Разработка диагностических материалов

Особенность дистанционного курса в том, что у вас нет живого общения с учащимися. На занятия в кабинете вы можете наблюдать за работой детей, беседовать в процессе, провести рефлексию в конце занятия при необходимости. Это всё способы диагностики.

Вы можете похвалить ребёнка, указать на ошибки и объяснить как их исправить тут же в процессе занятия.

В дистанционном формате ничего из этого педагогу не доступно. Но ведь проверить знания и оценить работу учащихся надо. Поэтому диагностические материалы необходимы для каждого дистанционного занятия.

На продумывание и формулирование диагностики уходит ещё в районе 15-30 минут.

Запись видео

Тут всё зависит от вашего опыта общения с камерой. На запись первого урока у меня ушло 2 часа. Второй урок смогла записать за 1,5 часа.

Надо учитывать, что запись видео включает:

  1. Подготовка и настройка оборудования - установка кольцевого света, установка и настройка камеры, подключение и проверка микрофона, подготовка программы для записи экрана.
  2. Пробная запись - для проверки, что всё работает.
  3. Непосредственно запись видео - готовьтесь к многократным дублям.
  4. Разбор оборудования.

А казалось бы что тут такого - просто листать презентацию и одновременно записывать самого себя.

Монтаж видео

Моя работа педагога во многом связана с монтажом видео. Я учу монтировать на занятиях. Монтирую ролики для нашего центра. Видимо поэтому я не могу позволить себе монтировать "тяп-ляп".

Видео я пишу одним большим куском от начала до конца. При монтаже надо найти и убрать все неудачные дубли. Я вырезаю все паузы, стараюсь убирать лишние звуки. Для меня очень важно, чтобы видео было эстетически привлекательным, поэтому уделяю время оформлению. Обязательно добавляю субтитры.

Конечно, можно так не заморачиваться, устроить вебинар без зрителей, сделать запись трансляции. В таком виде и залить. Да, это очень экономит время и на записи урока, и на монтаже. Но лично я так не могу. Для меня важно качество.

В итоге на монтаж стабильно уходит 4 часа.

Наполнение контентом урока на интернет-платформе

Пожалуй, самый быстрый этап. На него уходит в районе 30 минут. При этом большая часть времени уходит на загрузку видео.

Текст для оформления шагов урока я беру из презентации и заранее подготовленной диагностики. Остаётся только распределить информацию и видео по шагам и отформатировать текст.

Итоговое время на подготовку одного урока: от 7 до 9 часов.

Минимальная педагогическая нагрузка на одну дистанционную программу

Если бы у меня была набрана всего одно группа на 2 часа в неделю, мне бы пришлось снимать и монтировать видео в свободное от работы время. Каждую неделю тратить на это один полноценный рабочий день, понятно, что за счёт своего выходного.

Мне повезло - спрос на дистанционный курс по нейросетям оказался очень востребованный, поэтому у меня набралось 3 группы. Занятия проходят не один раз в неделю, а два. Поэтому сейчас я успеваю снимать одну видео-лекцию в неделю. Остаётся время на проверку творческих заданий и ответы на комментарии учащихся.

Поэтому я сделала для себя вывод: если дистанционным курсом занимается один педагог, на программу надо набирать 3 группы и закладывать 4 часа в неделю на одну группу. Это необходимый минимум, чтобы отведённых на программу часов хватало на все этапы - от презентации до проверки выполненных заданий.

В результате, минимальная педагогическая нагрузка педагога на одной дистанционной программе - 12 часов в неделю.

Надеюсь эта статья была для вас полезна. Наблюдений по организации дистанционных курсов у меня накопилось много. Буду рассказывать о них в следующих публикациях.

Есть ли у вас опыт проведения дистанционных занятий или целых курсов? Поделитесь своими впечатлениями и наблюдениями в комментариях. Это будет полезно для многих педагогов.

Видео-лекция первого урока по моему курсу: