21,6K подписчиков

Бабушкино – счастье

– Смотри, какую сумку я тебе связала, – бабушка с гордостью протягивала мне нелепую сумку.

Если бы я не знала, как долго бабушка собирала материал для этой сумки, я ни за что не догадалась, что она сделана из молочных пакетов. Кто вообще бы додумался делать такие сумки в наше время? Месяца три бабушка просила нас покупать молоко только в пакетах. Ох и намучились мы. В коробках да с крышечкой куда удобнее, но нет, нужны были пакеты. Она их стирала, сушила и разрезала на ровные полоски.

Ванная у родителей вся пропиталась этим кисловатым запахом от пакетов. Мы с сестрой посмеивались над бабушкиным новым увлечением. Да и сумку эту я закинула куда-то на дальнюю полку, только бы она не попадалась на глаза. Но если бабушка спрашивала, ношу ли я сумку, я с уверенностью кивала и клялась, что это лучшая сумка в моей коллекции.

Бабушке было восемьдесят, когда она увлеклась вязанием – коврики, причудливые шапочки и разноцветные носки. Я к тому моменту переехала в свою квартиру. С каждым годом количество пропущенных петель в изделиях росло, отчего они покрывались дырами. Но бабушку, казалось, это не смущало.

– Смотри, какую сумку я тебе связала, – бабушка с гордостью протягивала мне нелепую сумку.

– Смотри, какой коврик тебе связала, – бабушка развернула перед собой круглый коврик пёстрой расцветки, – Из колгот, смотри, какой красивый. А то выкинули бы колготки из-за малюсенькой дырочки, а тут вот, – бабушка потрясла ковриком.

Он действительно по большей части состоял из разноцветных колготок, а ещё из обрезков тех вещей, которые все родственники свозили к бабушке. Выбрасывать она ничего не позволяла – распускала старые свитера и вязала носки, разрезала на ленты видавшие виды футболки, сматывала всё это в клубочки и вязала коврики.

– Постелешь на стул или на диван – и красиво, и тепло. А вот этот, – бабушка взяла с кровати коврик побольше, который, видимо, должен был быть квадратным, но по форме больше напоминал кита, – Под стол письменный брось, ноги не будут мёрзнуть, – бабушка явно была горда проделанной работой и с видом совершенно счастливого человека, выдавала мне свои нелепые подарки.

Я принимала их с улыбкой, а в голове только и крутился вопрос: сколько ещё подобного барахла подарит мне бабушка и куда его прятать дома. Выбрасывать почему-то не поднималась рука, особенно после спонтанного визита бабушки ко мне домой.

– Ой, да у тебя квартира на больницу похожа. Хорошо, что я тебе навязала ковриков – немного ярких деталей тут явно не помешают, – бабушка зашла на кухню, которая служила и гостиной и озадаченно осматривала всё вокруг.

Я судорожно пыталась вспомнить, куда дела все эти произведения бабушкиных рук – память подводила, а бабушка, всё больше поджимала нижнюю губу и, казалось, собиралась расплакаться от обиды.

– Ба, я просто перестирала всё, а разложить не успела, – тут меня осенило – всё добро на балконе в бельевом ящике дивана, – Вот, сейчас разложим, красота будет, – я принесла целую гору цветастого богатства.
– Вот, я же говорила, повеселее стало, – с довольным видом констатировала бабушка, поглаживая лежащий на моём белом кожаном диване, разноцветный дивандек.

Да, квартира действительно преобразилась. Сестра только посмеивалась над моим неумением отказать бабушке. Я, может быть, и попыталась бы отказать, но, оставшись с единственным зубом к восьмидесяти пяти, бабушка всё больше походила на невинного младенца, злится на которого практически невозможно.

Она причмокивала своим беззубым ртом, когда пила чай из моих белых чашек, и обещала, что в следующий раз обязательно придумает, как эффектно преобразить мою скучную посуду.

Напоследок она вручила мне пару полосатых носков. Что носки разного размера и сильно кривые я заметила уже после отъезда гостей.

С тех пор я продолжала складировать бабушкины подарки под диваном на балконе и раскладывала их по квартире, если родители с бабушкой планировали заглянуть в гости.

Если я являлась в дом родителей без экстравагантных носков бабушкиного производства, моя коллекция тут же пополнялась новой парой.

– Опять без носочков? Ох — ох, сейчас что-нибудь придумаем. Ноги в тепле держать надо, – кряхтя и шаркая ногами, бабушка исчезала в своей комнате, откуда возвращалась с очередным бесформенным комплектом носков самой причудливой расцветки.

Под смешки и ухмылки сестры я молча надевала носки, и мы вместе шли пить чай с баранками. Бабушка жаловалась на младшую внучку:

– Избалованное поколение. Ничего не понимают в жизни. Всё у них какое-то скучное бесформенное. Цвета какие-то – серые, чёрные. Носочки мои носить отказывается. Ходит зимой, а из-под штанов торчат ноги голые. Это где такое видано, а? – высказавшись, бабушка быстро забывала обиды.

А со временем вообще всё стала забывать. Очень нервничала, если, увидев мои голые ноги, не могла вспомнить, куда положила носки. Поэтому я припрятала парочку весёленьких носочков в прихожей у родителей и перед бабушкой без них не появлялась.

– Ба, а почему ты разные носки вяжешь? – спросила я её как-то, рассматривая клубки пряжи, лежащие в корзинке.
– Так, вязанием я расслабляюсь. А чем ярче носочки, тем мне радостнее. Смотри, какой цвет красивый, – бабушка продемонстрировала мне нечто недовязанное, где кислотно-зелёный шёл следом за фуксией.

Я помню, как тяжело мне далось расставание с бабушкой. Мы все понимали, что рано или поздно, она нас покинет, но я очень надеялась, что это произойдёт как можно позже. Бабушка в последний год сильно болела и уже не брала в руки спицы. Вместо неё их взяла я. Сидела рядом с её кроватью и мучила пряжу, пытаясь по видео в интернете, связать хотя бы шарф.

Высчитывание петель, попытки воспроизвести рисунок – если серьёзно подходить к вязанию, то это не расслабление, а настоящая пытка. Тогда я поняла бабушку и её концепцию разных носков. Процесс и результат должны вызывать улыбку.

Свою первую кривую полосатую пару я довязывала уже в больничной палате. А вернувшись домой узнала, что бабушки больше нет. Я надела эти дурацкие носки, разложила по дому бабушкины коврики и, обнявшись с сумкой из пакетов, смотрела на всё это безобразие.

Выглядела моя квартира дико, но мне было так тепло от всех этих вещей и причудливых сочетаний цветов. И мне даже на секунду показалось, что бабушка сидит на диванчике и улыбается происходящему своей беззубой улыбкой.

Бабушки нет уже несколько лет. Но её коврики, носки и сумка до сих пор хранятся у меня под диваном. Дети периодически достают эти богатства и громко хохочут, рассматривая непонятные для них изделия и узоры. Вместе с ними улыбаюсь и я, вспоминая бабушку и понимая, что своими забавными носками она рассмешит ещё не одно поколение в нашей семье.

У нас даже появилась традиция – на Новый год мы надеваем эти самые странные носки. А недавно моя старшая внучка подарила мне пару полосатых носочков, которые по кривизне превосходили те, что вязала бабушка. И так мне снова тепло стало на душе. Ведь живёт в нашей семье бабушкино дело, а это ли не счастье?

____________

Почему-то захотелось эти иллюстрации тоже добавить :)

Иллюстрации, не вошедшие в публикацию
Иллюстрации, не вошедшие в публикацию