934 подписчика

«ЗЕЛЕНАЯ МИЛЯ». ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФИЛЬМА

129 прочитали

В фильме поднимаются самые глубинные темы человеческой жизни – отношение к неизбежности смерти, вопросы о виновности и невиновности, власти и бесправии, справедливости, принятии ответственности, жизненных выборах и не только.

В фильме поднимаются самые глубинные темы человеческой жизни – отношение к неизбежности смерти, вопросы о виновности и невиновности, власти и бесправии, справедливости, принятии ответственности,...

Зеленая миля» - это широко известный фильм, десятилетиями занимающий высокие рейтинговые позиции. Его сюжет описывает происходящее в тюрьме, где преступники ожидают исполнения смертного приговора. В один из дней туда попадает особенный преступник – огромный по своим размерам, пугающий человек со сверхъестественными способностями, обвиненный в убийстве двух маленьких девочек. Он оказывает влияние на всех заключенных и сотрудников тюрьмы, меняя их жизни навсегда.

Пол Эджкомб
Пол Эджкомб

Главный герой, от лица которого мы видим эту историю, - Пол Эджкомб, тюремный надзиратель и палач. Он казнил множество преступников, которых общество приговорило к смертной казни, и не чувствует в связи с этим угрызений совести. Почему так? Разве легко убить человека, пусть и виновного в чем-то? Можно предположить, что в начале своей работы Пол испытывал тяжелые переживания из-за происходящего, но затем его психика адаптировалась под тяжелые условия, поставила некий условный «барьер» из психологических защит: «Заключенные совершили тяжелые преступления, за которые суд назначил им наказание, а я – всего лишь исполнитель этого наказания, не несущий за него ответственности. Если я не буду это делать, то сделает кто-то другой». Психологические защиты можно заметить и у заключенных – не все они готовы принять неизбежность смерти, но, тем не менее, они продолжают жить в условиях тюрьмы, стараясь найти для себя какую-то отдушину. Так, например, мышонок у одного из заключенных, забота о нем стала копингом.

Перси Уитмор
Перси Уитмор

Помимо Пола, в сюжете присутствуют и другие тюремные надзиратели – самым ярким персонажем из них является Перси Уитмор, который неприкрыто издевается над заключенными, чувствуя свою власть как над ними, так и над своими коллегами, которые не могут повлиять на его поведения из-за связей Уитмора с высокопоставленными чиновниками. В лице Перси Уитмора мы видим психопата, то есть человека, лишенного сострадания к другим людям, неспособного испытывать раскаяние, склонного к эгоцентричности, лживости. Его личностные особенности можно охарактеризовать как патологические, то есть он искренне не чувствует никакого дискомфорта от последствий своих поступков, а наоборот, испытывает радость от чужих страданий. Интересна и личность начальника тюрьмы, Хола Мурса. Казалось бы, он занимает высокую должность и должен быть значимым лицом. Но в фильме он представлен как посредственный персонаж, который практически не имеет влияния на какие-либо события.

Джон Коффи
Джон Коффи

Инициалы главного героя-заключенного, Джона Коффи (англ. – J.C.), по словам автора, соответствуют инициалам Иисуса Христа (англ. Jesus Christ).

Таким образом, в фильме изначально задуманы параллели с библейским персонажем в виде чудотворства, страдания за чужие грехи и самой казни, с жертвенностью и смирением перед своей судьбой. Для Джона жизнь с даром – не награда, а проклятие, поэтому свою смерть он полностью принимает. Несмотря на невиновность в инкриминируемом ему преступлении, казнь становится для него освобождением от бремени. В связи со своими особыми способностями Джон слишком сильно ощущает страдания других людей, и от этого страдает сам.

Психологической нитью в этом процессе можно назвать то, что Коффи не может различить границ между собой и другим человеком, его внутренним миром и своим, то есть впадает с ним в слияние и даже испытывает некоторое психотическое состояние (границы между собой и не-собой размываются).

Это состояние пугающе и невыносимо, и именно поэтому Коффи воспринимает смерть как освобождение от него (так же и у пациентов с психотическим состоянием могут наблюдаться антивитальные поступки, чтобы «освободиться» от непереносимых переживаний). Кроме того, в моменты, когда Коффи оказывается бессилен перед лицом смерти (как в случае с девочками), он испытывает беспомощность, ощущение бессилия, что сопровождается депрессивными переживаниями, также способствующими его желанию умереть, избавиться от этого. Ни жертвенность, ни страдания по итогу не приносят персонажу счастья, облегчения. И в реальной жизни, а не в фильме, это тоже происходит так.

«Зеленая миля» - это метафора жизненного пути, по которому мы проходим от рождения до смерти.

В этом процессе переживаются разные чувства, делаются выборы и выводы, принимаются решения. Этот путь может быть и тягостным, и вдохновляющим, как на отдельных его отрезках, так и в целом. В конце этого пути мы можем чувствовать сожаление, благодарность, или и то, и другое одновременно, или даже ничего из этого.

Любите ли вы этот фильм и как вы его видите?Пишите в комментариях и не забудьте поставить лайк,нам будет очень приятно и данный обзор увидят больше людей.

*данный разбор является субъективным взглядом на фильм клинического психолога ГБУЗ ПКБ №13 ДЗМ Кучеровой Е.К.