«Снежная королева» - мультфильм, насыщенный приключениями, волшебными персонажами, самоотверженной борьбой и прекрасной музыкой.
Полнометражный мультфильм «Снежная королева» был снят в 1957 году на студии Союзмультфильм режиссером Львом Атамановым.
Созданный по мотивам одноименной сказки великого гуманиста Х. К. Андерсена, мультфильм до сих пор остается одним из лучших за всю историю мультипликации.
Специалисты мультиндустрии, критики и зрители считали и считают его настоящим шедевром. И вполне заслуженно! Лента действительно вызывает восторг и пробуждает самые лучшие человеческие чувства.
«Снежная королева», как и все советские мультфильмы 50-х годов отличается чудесной рисовкой, вниманием к деталям и отличной проработкой образов. Очень бережное отношение к первоисточнику не исключает дополнительной творческой переработки.
Так, например, авторы сценария Георгий Гребнер, Лев Атаманов, Николай Эрдман не стали включать в сценарий злых троллей, отведя роль отрицательного персонажа самой Снежной королеве. Несмотря на то, что она сделана такой соблазнительно прекрасной, как фата-моргана для заблудшей души, именно она воплощает зло. И этому есть определенное подтверждение. Если в сказке осколки, делающие человека злым, – это результат деятельности троллей, то в мультфильме летать по свету их отправляет сама Снежная королева. Стихотворный монолог, в котором этот персонаж проявляет свою сущность, написал прекрасный советский поэт Николай Заболоцкий.
Я заклинаю вас, осколки ледяные,
Я заклинаю вас моей волшебной властью:
Летите прочь и в диком шуме ветра
Носитесь над землёю и впивайтесь
В глаза, в сердца людишек этих глупых!
И тот, кому осколок в глаз вонзится,
Пусть видит всюду лишь одно дурное,
А тот, кому стекло вопьётся в сердце,
Пусть станет злым и только зло на свете
Творит всегда. Пусть будет так! Летите!
Подобное изменение первоисточника открывает для создателей возможность ввести в сценарий актуальную морально-нравственную повестку. Посмотрите на медальоны коней, на которых мчится воплощенное зло, Снежная королева. Это очень похоже на знак радиационной опасности.
Такими же камушками играет и Кай в ее дворце. И, наверное, это тоже не случайно.
Ведь именно Кай в приступе бахвальства запускает цепную реакцию зла. Что с одной стороны приводит его к катастрофе, а с другой стороны является завязкой сюжета мультфильма. Кай позволяет злу войти в его сердце и не может не поплатиться за это. Снежная королева уносит его в свое ледяное царство, где царит холод и... Разум.
Да, да. В мультфильме об этом нет ни слова, но в сказке Андерсен не раз акцентируется на разуме. Так, например, Кай не может вспомнить "Отче наш", вместо этого в голову приходит только таблица умножения. Очевиден намек на то, что разум без чувства холоден и бессердечен. И на первый взгляд это кажется естественным. Ну как может разум быть сердечным? На самом же деле все гораздо сложнее, и об этом будет рассказано позже. А пока цитата из Андерсена.
Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было с точностью рассчитать, в какую минуту свет усилится и в какую ослабеет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, на диво ровных и правильных: один, как другой. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума. Кай тоже складывал разные затейливые фигуры, но из льдин, и это называлось ледяной игрой разума.
С Гердой, главной героиней этого мультфильма я знакомила читателей в цикле Героини советских мультфильмов V но и сейчас мне не хочется обойти этот образ вниманием. Герда хрупкая и кроткая девочка. Однако в ее груди бьется отважное и доброе сердце.
Она не может бросить друга в беде и отправляется искать Кая. В пути Герда проходит множество испытаний, ее дух и тело закаляются. Она почти гибнет, но снова вступает в бой полностью преобразившись!
Отправившись в путь, Герда сначала встречает странную старушку, которая живет в прекрасном саду и умеет колдовать. Старушка мечтает оставить хорошенькую девочку у себя и даже очаровывает ее.
Но соблазн жизни в "райских кущах" оказывается бессильным перед любовью Герды, и колдовство тоже не может остановить ее. Девочка без сожаления покидает сад и оказывается в бушующей осени.
После этого Герда попадает в прекрасный дворец, где живут вполне себе обычные принц и принцесса. Обычные, потому что принцесса, как обычно, капризна, а принц, как это нередко бывает, страдает излишним весом. Но они проявляют к Герде доброту, снабжают ее всем необходимым и отправляют в дальнейшее путешествие.
Следующим испытанием для Герды становится плен у разбойников.
Однако этот эпизод служит не только для того, чтоб показать зрителю, как Герда преодолевает трудности. В логове у разбойников Герда знакомится с дочкой атаманши и так уж выходит, что после этой встречи жизнь маленькой разбойницы бесповоротно меняется. Дочь атаманши - персонаж не проходной, а достаточно серьезный и поучительный.
Вот, что пишет о маленькой разбойнице Андерсен:
- Я хочу сесть в карету! - закричала маленькая разбойница и настояла на своем: она была ужасно избалована и упряма.
Она настоящая дикарка: не понимает чувств других и считает нормальным мучить их ради своего удовольствия. Все вокруг должно стать ее игрушкой. Страдания животных и Герды по началу совсем не трогают ее. Но можно ли винить дочь атаманши за то, что она такая? Ведь в ее мирке все иначе. Сила и жестокость - вот ее пример для подражания. Кто добр и проявляет чувства, тот слаб. Именно так она и говорит о Герде: Телячьи нежности!
Но Герда проявляет не слабость, а отвагу. Она восстает против мучительства и, не боясь кинжала, защищает тех, кто подвергается обидам. А потом откровенно делится с новой подружкой своим горем. И тогда оказывается, что за коростой равнодушия у маленькой разбойницы тоже сокрыто доброе сердце. А черствость - это своеобразная защитная реакция.
Растроганная маленькая разбойница, выпускает своих пленников, а Герду сажает на северного оленя и велит ему доставить девочку в северные страны. Олень несется стрелой, и вскоре Герда попадает к лапландке и финке.
Олень просит старуху-финку дать силу Герде, но та отвечает, что Герда сильна и без того.
- Сильнее, чем она есть, я не могу ее и сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу!
Побывав у финки, Герда отправляется дальше. С большим трудом сквозь снег и ветер добирается она в чертоги Снежной королевы, видит Кая и в этот момент и ей, и зрителю многое становится понятно.
Например то, что - и Андерсен прямо говорит об этом - холодный разум не может даже сложить слово "Вечность". Холодный разум бесчеловечен. И только от человека зависит впустить этот холод бесчеловечности в себя или нет. Посмотрите, Кай впустил в себя злобу, и Снежная королева похитила его. Перед Гердой же Снежная королева отступает без борьбы. Она оказывается бессильной против доброго сердца и сильной воли маленькой девочки.
Чертоги ледяной девы рушатся, и дети с помощью своих друзей возвращаются домой.
И все-таки как же хорошо, что горячее сердце побеждает! Это внушает надежду относительно будущего человечества. Хотя надо признать, что соблазн велик.
Люди почему-то часто противопоставляют разум и сердце, забывая, что только сочетание этих двух свойств делает человека человеком. Назовите это как хотите, "умное чувство" или "чувственный разум". Но не лишайте своих детей радости быть чуткими, отзывчивыми, добрыми и самоотверженными. А еще миролюбивыми, кроткими и бескорыстными. Ведь только такие люди обладают подлинным человеческим счастьем.
Все сказанное выше позволяет считать «Снежную королеву» подходящим мультфильмом для любого возраста. Во всяком случае я рекомендую к просмотру от 3-4 лет.
Ну и, конечно же, столь высокие оценки - это, прежде всего, результат самоотверженной работы творческого коллектива. Создатели вложили в ленту частичку своей души, немыслимо много труда, фантазию и даже актуальный философский подтекст. Поэтому нельзя не выразить благодарность съемочной группе мультфильма. В создании ленты принимали участие Леонид Шварцман, Янина Жеймо, Артемий Айвазян, Михаил Друян, Лидия Кякшт, Федор Хитрук и другие.
Спасибо, что дочитали!