537 подписчиков

Снежная королева советский мультфильм

«Снежная королева» - мультфильм, насыщенный приключениями, волшебными персонажами, самоотверженной борьбой и прекрасной музыкой.

Полнометражный мультфильм «Снежная королева» был снят в 1957 году на студии Союзмультфильм режиссером Львом Атамановым.

Кадр из м/ф «Снежная королева» 1957 г.
Кадр из м/ф «Снежная королева» 1957 г.

Созданный по мотивам одноименной сказки великого гуманиста Х. К. Андерсена, мультфильм до сих пор остается одним из лучших за всю историю мультипликации.

Специалисты мультиндустрии, критики и зрители считали и считают его настоящим шедевром. И вполне заслуженно! Лента действительно вызывает восторг и пробуждает самые лучшие человеческие чувства.

Кадр из м/ф «Снежная королева» 1957 г.
Кадр из м/ф «Снежная королева» 1957 г.

«Снежная королева», как и все советские мультфильмы 50-х годов отличается чудесной рисовкой, вниманием к деталям и отличной проработкой образов. Очень бережное отношение к первоисточнику не исключает дополнительной творческой переработки.

Так, например, авторы сценария Георгий Гребнер, Лев Атаманов, Николай Эрдман не стали включать в сценарий злых троллей, отведя роль отрицательного персонажа самой Снежной королеве. Несмотря на то, что она сделана такой соблазнительно прекрасной, как фата-моргана для заблудшей души, именно она воплощает зло. И этому есть определенное подтверждение. Если в сказке осколки, делающие человека злым, – это результат деятельности троллей, то в мультфильме летать по свету их отправляет сама Снежная королева. Стихотворный монолог, в котором этот персонаж проявляет свою сущность, написал прекрасный советский поэт Николай Заболоцкий.

Я заклинаю вас, осколки ледяные,

Я заклинаю вас моей волшебной властью:

Летите прочь и в диком шуме ветра

Носитесь над землёю и впивайтесь

В глаза, в сердца людишек этих глупых!

И тот, кому осколок в глаз вонзится,

Пусть видит всюду лишь одно дурное,

А тот, кому стекло вопьётся в сердце,

Пусть станет злым и только зло на свете

Творит всегда. Пусть будет так! Летите!

Подобное изменение первоисточника открывает для создателей возможность ввести в сценарий актуальную морально-нравственную повестку. Посмотрите на медальоны коней, на которых мчится воплощенное зло, Снежная королева. Это очень похоже на знак радиационной опасности.

Такими же камушками играет и Кай в ее дворце. И, наверное, это тоже не случайно.

Кадр из м/ф «Снежная королева» 1957 г.
Кадр из м/ф «Снежная королева» 1957 г.

Ведь именно Кай в приступе бахвальства запускает цепную реакцию зла. Что с одной стороны приводит его к катастрофе, а с другой стороны является завязкой сюжета мультфильма. Кай позволяет злу войти в его сердце и не может не поплатиться за это. Снежная королева уносит его в свое ледяное царство, где царит холод и... Разум.

Да, да. В мультфильме об этом нет ни слова, но в сказке Андерсен не раз акцентируется на разуме. Так, например, Кай не может вспомнить "Отче наш", вместо этого в голову приходит только таблица умножения. Очевиден намек на то, что разум без чувства холоден и бессердечен. И на первый взгляд это кажется естественным. Ну как может разум быть сердечным? На самом же деле все гораздо сложнее, и об этом будет рассказано позже. А пока цитата из Андерсена.

Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было с точностью рассчитать, в какую минуту свет усилится и в какую ослабеет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, на диво ровных и правильных: один, как другой. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума. Кай тоже складывал разные затейливые фигуры, но из льдин, и это называлось ледяной игрой разума.

С Гердой, главной героиней этого мультфильма я знакомила читателей в цикле Героини советских мультфильмов V но и сейчас мне не хочется обойти этот образ вниманием. Герда хрупкая и кроткая девочка. Однако в ее груди бьется отважное и доброе сердце.

Кадр из м/ф «Снежная королева» 1957 г.
Кадр из м/ф «Снежная королева» 1957 г.

Она не может бросить друга в беде и отправляется искать Кая. В пути Герда проходит множество испытаний, ее дух и тело закаляются. Она почти гибнет, но снова вступает в бой полностью преобразившись!

Отправившись в путь, Герда сначала встречает странную старушку, которая живет в прекрасном саду и умеет колдовать. Старушка мечтает оставить хорошенькую девочку у себя и даже очаровывает ее.

Кадр из м/ф «Сежная королева» 1957 г.
Кадр из м/ф «Сежная королева» 1957 г.

Но соблазн жизни в "райских кущах" оказывается бессильным перед любовью Герды, и колдовство тоже не может остановить ее. Девочка без сожаления покидает сад и оказывается в бушующей осени.

После этого Герда попадает в прекрасный дворец, где живут вполне себе обычные принц и принцесса. Обычные, потому что принцесса, как обычно, капризна, а принц, как это нередко бывает, страдает излишним весом. Но они проявляют к Герде доброту, снабжают ее всем необходимым и отправляют в дальнейшее путешествие.

Кадр из м/ф «Сежная королева» 1957 г.
Кадр из м/ф «Сежная королева» 1957 г.

Следующим испытанием для Герды становится плен у разбойников.

Кадр из м/ф «Сежная королева» 1957 г.
Кадр из м/ф «Сежная королева» 1957 г.

Однако этот эпизод служит не только для того, чтоб показать зрителю, как Герда преодолевает трудности. В логове у разбойников Герда знакомится с дочкой атаманши и так уж выходит, что после этой встречи жизнь маленькой разбойницы бесповоротно меняется. Дочь атаманши - персонаж не проходной, а достаточно серьезный и поучительный.

Вот, что пишет о маленькой разбойнице Андерсен:

- Я хочу сесть в карету! - закричала маленькая разбойница и настояла на своем: она была ужасно избалована и упряма.

Она настоящая дикарка: не понимает чувств других и считает нормальным мучить их ради своего удовольствия. Все вокруг должно стать ее игрушкой. Страдания животных и Герды по началу совсем не трогают ее. Но можно ли винить дочь атаманши за то, что она такая? Ведь в ее мирке все иначе. Сила и жестокость - вот ее пример для подражания. Кто добр и проявляет чувства, тот слаб. Именно так она и говорит о Герде: Телячьи нежности!

Кадр из м/ф «Сежная королева» 1957 г.
Кадр из м/ф «Сежная королева» 1957 г.

Но Герда проявляет не слабость, а отвагу. Она восстает против мучительства и, не боясь кинжала, защищает тех, кто подвергается обидам. А потом откровенно делится с новой подружкой своим горем. И тогда оказывается, что за коростой равнодушия у маленькой разбойницы тоже сокрыто доброе сердце. А черствость - это своеобразная защитная реакция.

Растроганная маленькая разбойница, выпускает своих пленников, а Герду сажает на северного оленя и велит ему доставить девочку в северные страны. Олень несется стрелой, и вскоре Герда попадает к лапландке и финке.

Олень просит старуху-финку дать силу Герде, но та отвечает, что Герда сильна и без того.

- Сильнее, чем она есть, я не могу ее и сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу!

Побывав у финки, Герда отправляется дальше. С большим трудом сквозь снег и ветер добирается она в чертоги Снежной королевы, видит Кая и в этот момент и ей, и зрителю многое становится понятно.

Например то, что - и Андерсен прямо говорит об этом - холодный разум не может даже сложить слово "Вечность". Холодный разум бесчеловечен. И только от человека зависит впустить этот холод бесчеловечности в себя или нет. Посмотрите, Кай впустил в себя злобу, и Снежная королева похитила его. Перед Гердой же Снежная королева отступает без борьбы. Она оказывается бессильной против доброго сердца и сильной воли маленькой девочки.

Чертоги ледяной девы рушатся, и дети с помощью своих друзей возвращаются домой.

Кадр из м/ф «Снежная королева» 1957 г.
Кадр из м/ф «Снежная королева» 1957 г.

И все-таки как же хорошо, что горячее сердце побеждает! Это внушает надежду относительно будущего человечества. Хотя надо признать, что соблазн велик.

Люди почему-то часто противопоставляют разум и сердце, забывая, что только сочетание этих двух свойств делает человека человеком. Назовите это как хотите, "умное чувство" или "чувственный разум". Но не лишайте своих детей радости быть чуткими, отзывчивыми, добрыми и самоотверженными. А еще миролюбивыми, кроткими и бескорыстными. Ведь только такие люди обладают подлинным человеческим счастьем.

Кадр из м/ф «Снежная королева» 1957 г.
Кадр из м/ф «Снежная королева» 1957 г.

Все сказанное выше позволяет считать «Снежную королеву» подходящим мультфильмом для любого возраста. Во всяком случае я рекомендую к просмотру от 3-4 лет.

Ну и, конечно же, столь высокие оценки - это, прежде всего, результат самоотверженной работы творческого коллектива. Создатели вложили в ленту частичку своей души, немыслимо много труда, фантазию и даже актуальный философский подтекст. Поэтому нельзя не выразить благодарность съемочной группе мультфильма. В создании ленты принимали участие Леонид Шварцман, Янина Жеймо, Артемий Айвазян, Михаил Друян, Лидия Кякшт, Федор Хитрук и другие.

Спасибо, что дочитали!