Корни в словах «парусина» и «пожар»: это не то, что вы подумали

Помните, как разобрать слово по составу? Найти и обозначить в нём морфемы: корень, окончание, приставку, суффикс, основу.

Дети начальной школы считают это задание самым лёгким среди всех прочих разборов. Но чем дальше в лес… тем больше становится понятно, что ничего не понятно.

Вопросы по составу слова часто возникают не только у детей, но и у педагогов. Особенно: где кончается корень и начинается суффикс?

Вот, к примеру, ПАРУСИНА.

Ищем корень, подбирая родственные слова: ПАРУС, ПАРУСНИК. Ага, корень ПАРУС. А вот и нет! Корень здесь -ПАРУСИН- (кто бы мог подумать )...

Но и с приставками дело обстоит не намного проще: ЗАНАВЕСКА – две приставки или одна?

Ни одной! Корень ЗАНАВЕС!

Почему так происходит❓

Восприятие состава слова очень индивидуально и зависит от словарного запаса человека, его начитанности и логики. Мы закономерно выстраиваем цепочку однокоренных слов в силу своего лингвистического опыта.

Но как быть детям, у которых опыта ещё нет? И как быть, если наш опыт идёт вразрез с опытом других?

Вот слово ПОЖАР. Одни словари выделяют корень ПОЖАР, другие логично парируют: корень ЖАР, приставка ПО (однокоренное ЖАРКО).

Что брать за основу? Необходим источник некоего единообразия.

По традиции школьные учителя используют Морфологический словарь Тихонова А.Н. Он считается истиной в последней инстанции.

И если Тихонов считает, что в слове ПОЖАР корень ПОЖАР – спорить, конечно, можно. Ослушаться – нельзя.

Поэтому при всех сомнениях (да и просто на всякий случай) смотрим в Морфологический словарь Тихонова.

Слово там разделено вот такой \ чертой на морфемы, интуитивно понятно, где приставка, корень, суффикс и окончание.

Посмотрите, откроете для себя много удивительного!

Знать на ЯТЬЗаметки о русском языке и учительстве Анастасии Дьяконовой и Алёны Чигирь, создателей онлайн-школы "Знать на ЯТЬ"
659 подписчиков