20 подписчиков

Идеи для уроков географии в 5 классе

184 прочитали
Здравствуйте, дорогие читатели. Меня зовут Маргарита. На канале будут представлены статьи на разные темы. Так как по профессии я являюсь учителем географии, здесь периодически будут публиковаться интересные истории. Желаю вам хорошо провести время за чтением. Чаще улыбайтесь и обнимайте любимых людей!
Географическая карта и приборы географических исследований. Источник изображения: Яндекс.Картинки
Географическая карта и приборы географических исследований. Источник изображения: Яндекс.Картинки

В рамках современной системы российского образования географию, как отдельную науку, начинают изучать с 5 класса, однако знакомство с планетами, экосистемой и другими процессами Земли начинается уже с 4 класса (Окружающий мир).

Разберём кратко разделы географии и идеи, как сделать уроки интереснее для детей и самих преподавателей. В данной статье будут рассмотрены идеи для 5 класса. Подпишитесь и следите за обновлениями.

География - наука о Земле и её процессах - самое простое определение. 5 класс - начальный этап географии, введение в науку, и на этом этапе перед педагогом стоит важная задача - постараться всеми способами вовлечь обучающихся и ‘влюбить’ свой предмет. В течение года программа рассчитана на получение знаний о Солнечной системе, планете Земля, географической карте и литосфере. Рассмотрим учебник по географии серии «Полярная звезда», издательство «Просвещение».

Первый раздел «На какой Земле мы живём» рассказывает о великих географических открытиях, российских путешественниках и о том, какую роль играет география в мире.

Христофор Колумб (1451-1506) - испанский мореплаватель. Источник изображения: Яндекс.Картинки
Христофор Колумб (1451-1506) - испанский мореплаватель. Источник изображения: Яндекс.Картинки

Здесь нужно учитывать любознательность детей, их стремление на ‘самопроявление’ и активную творческую деятельность, не игнорировать их идеи, а помочь и подсказать. Сюда отлично подойдут групповые задания (как домашним заданием, так и практическим во время урока), это поможет не только проявить интерес обучающихся к предмету и урокам, но и сплотить новый, только сформировавшийся коллектив:

  • Групповая работа: разделившись на команды, дети должны выбрать по жребию великих первооткрывателей и путешественников, подготовить творческую работу и защитить её у доски.

Что понадобится: географический атлас 5-6 классов, ватманы или бумага формата А2-А3, скотч, карандаши или фломастеры, информация о великих географических открытиях, заранее подготовленная обучающимися и проверенная родителями или учителем на достоверность.

Задача детей - максимально творчески отразить на бумаге скучный, серый текст - нарисовать маршрут исследования, если навыки детей позволяют - схематически изобразить портреты, рядом описав интересные факты из жизни. И каждая команда обучающихся должна придумать самостоятельно цитату, описывающую жизнь и открытия великого исследователя.

  • Индивидуальная работа: провести интервью среди одноклассников, родителей, друзей и других учителей на тему «Что для них география?».

Что понадобится: сценарий (заранее подготовленные вопросы), видеокамера или диктофон (здесь нужно объяснить детям, что использование данных устройств доступно только с согласия участников интервью), тетрадь и ручка.

Вопросы для интервью (каждый обучающийся может сделать вопросы самостоятельно):

1) Что для вас география?

2) Как часто вы сталкиваетесь в своей жизни с этой наукой?

3) Как думаете, какие открытия ожидаются в середине и в конце 21 века в области географии?

4) С какими науками связана география?

5) Какую страну вы хотели бы посетить? (вопрос для разгрузки и закрепления хороших эмоций)

  • Показ фрагментов из мультфильмов: обучающиеся 5 классов являются любителями мультфильмов, это будет хорошим решением немного расслабить ребят и закрепить материал.

Мультфильмы:

1) Кругосветное путешествие Элькано и Магеллана, 6+, Испания, 2019 год;

2) Покахонтас, 0+, США, 1995 год;

3) Спирит: Душа прерий, 0+, США, 2002 год;

4) Далеко на север, 6+, Франция, 2015 год;

5) Дорога на Эльдорадо, 0+, США, 2000 год.

Второй раздел «Планета Земля» повествует о строении Солнечной системы и о Земле.

Планеты Солнечной системы. Источник изображения: Stranadetstva.ru
Планеты Солнечной системы. Источник изображения: Stranadetstva.ru

Дети любят говорить о космосе, задавать много вопросов о размерах Вселенной и о том, можно ли пробурить скважину до ядра Земли. Полёт детских фантазий здесь не ограничен - главное, не улететь с ними в космос на поиски Кротовой норы.

  • Индивидуальная работа: детям нравится рисовать, это их отвлекает и расслабляет, поэтому даём задание - в тетрадях или на листах А4 нарисовать Солнечную систему, обязательно подписав названия планет. Есть обучающиеся, которые занимаются уже в юном возрасте графическим дизайном, позвольте им использовать свои навыки при выполнении задания.
  • Показ фрагментов из мультфильмов.

Мультфильмы:

1) Смешарики (серия «Край Земли»);

2) Незнайка на Луне, 12+, Россия, 1997-1999;

3) Тайна третьей планеты, 0+, СССР, 1981;

4) Здесь могут водиться тигры, 0+, СССР, 1989;

5) Главный звездный, 0+, СССР, 1966.

  • Групповая работа: создание ребусов на тему ‘Космос’ - разделившись на команды, дети должны выбрать по жребию слова, связанные с темами раздела, подготовить творческую работу и защитить её у доски.

Что понадобится: листы А4, оформить ребусы со словами: «Космос», «Галактика», «Солнце», «Юпитер», «Земля», «Орбита», «Материки», «Экватор» и др.

  • Творческое задание: сочинить стихотворение, песню, рэп по темам «Солнечная система» и «Планета Земля», используя информацию из учебников и свои знания.
  • Творческое задание: сделать вместе с обучающимися мемы (юмористические картинки) по темам «Солнечная система» и «Планета Земля». Юмор всегда цепляет и позволяет расслабить загруженный мозг, защищает от стресса и объединяет людей.

Третий раздел «План и карта» посвящён ориентированию на местности, географической карте, градусной сетке и координатам.

Элементы градусной сети: меридианы и параллели. Источник изображения: Mediaex.ru
Элементы градусной сети: меридианы и параллели. Источник изображения: Mediaex.ru

Активная работа с атласом начинается именно здесь - обучающиеся знакомятся с элементами географической карты, приборами географических исследований. Конечно, хорошим делом будет поход с детьми в парк или во двор школы, где они могли бы опробовать компас и улучшить навыки ориентирования на местности.

  • Групповая работа: составить кроссворд, используя ключевые слова раздела «План и карта». Разделившись на команды, дети должны выбрать по жребию слова, связанные с темами раздела, подготовить творческую работу и защитить её у доски.

Что понадобится: ватман, карандаши или фломастеры, подготовленные вопросы. Здесь обучающимся нужно объяснить, как составляется кроссворд. Желательно брать по 5 слов в каждой части кроссворда, не нужно мудрить, этого будет более чем достаточно. Каждой группе выдать разные слова.

  • Показ фрагментов из мультфильмов.

Мультфильмы:

1) Смешарики (серия «Картография»);

2) Даша-следопыт, 0+, США, 2000-2019.

  • Работа коллективная с карточками-координатами: для закрепления тем с географическими координатами, обучающиеся используют атласы (физическая или политическая карты полушарий), а учитель - интересные истории в презентации.

Примеры:

1) Зебра Марти мечтала сбежать из зоопарка Нью-Йорка и увидеть мир. Из-за неудачной попытки побега, Марти со своими друзьями - львом Алексом, жирафом Мелманом и гиппопотамихой Глорией - оказался на острове Мадагаскар. Определите его координаты.

2) Когда началась война, император объявляет, что каждая семья обязана отправить одного мужчину на войну. Тем временем одна жизнерадостная и добрая, хоть и чрезвычайно рассеянная девушка по имени Мулан решается отправиться в бой, чтобы спасти свою страну. Координаты этой страны: 35°00′ с. ш. 105°00′ в. д. Определите, что это за страна.

3) Маленький ребёнок попадает в джунгли, в волчью семью, где ему дают имя ‘Маугли’, он быстро взрослеет и проявляет способности. У него много друзей и врагов, сможет ли он вернуться к людям? Это нам станет известно, как только мы поймем, где искать его. А он затаился в джунглях огромной страны, координаты которой - 23°00′ с. ш. 79°00′ в. д.

Координаты представлены приблизительно. Истории можно брать из любимых и популярных мультфильмов.

Четвертый раздел «Литосфера» направлен на изучение земной коры, горных пород, рельефа Земли.

Внутреннее строение Земли. Литосфера. Источник изображения: Nauka.club
Внутреннее строение Земли. Литосфера. Источник изображения: Nauka.club

Обычно в школах бывают музеи, где представлены образцы горных пород, которые дети могут осязать. Но когда нет возможности внутри школы, на помощь приходят городские геологические музеи. Прикосновения к предмету, возраст которого исчисляется в тысячи лет, вызывает у пятиклассников бурю эмоций. Ярким заданием здесь будет творческая индивидуальная или групповая работа.

  • Творческое задание: «Литосфера и человек» - плакат, рассказывающий о воздействии человека на твердую оболочку Земли.

Что понадобится: ватман или листы формата А3-А4, карандаши и фломастеры, стикеры, скотч - одним словом, всё, что понадобится для создания газеты.

Все задания, сделанные обучающимися в течение года, можно смело выставлять во время проведения предметных недель, а также можно (даже нужно) украшать кабинет. Дети выполняют творческие работы не только для развития своих навыков и умений, но и для других обучающихся.

Ещё отличным творческим заданием, которое вовлекает ребят в изучение географии, является ‘блоггинг’ - если говорить о творчестве, то обязательно используем технологии 21 века. В течение года ребята вместе с родителями отправляются куда-либо - во время каникул, в середине учебного года - неважно. Задание заключается в следующем: снять видеоролик-рассказ о месте, где находишься, рассказать коротко о погоде, о культуре и национальной кухне, а также можно поговорить с местными жителями и провести у них опрос. Получается здорово!

Весной можно сходить с ребятами на субботник и поспрашивать у них о том, как можно помогать нашей планете.

География - это школьный предмет, открытый для импровизированных фантазий. Уникальность географии заключается в объединении целого комплекса знаний о взаимодействии человека и природы.

Уважаемые читатели, применяйте информацию на практике и делитесь впечатлениями! Подписывайтесь на канал, следите за новыми публикациями. Хорошего дня!