Давненько я не видел каких-то интересных новостей, которые депутаты генерируют в плоскости игровой индустрии. Однако совсем недавно, с неделю назад, это всё же произошло.
Группа депутатов предложила правительству создать российский аналог игры The Sims. Игра должна будет ориентироваться на жизнь России и соответствовать ценностям страны.
Давайте я приведу цитаты депутата Лантратовой, по которым мы пройдёмся ниже и в целом поразмышляем о произошедшем. Сразу хочу заметить, что цитаты относятся к видению составляющих игры первого зампреда по просвещению:
В игре важно отразить основы гражданского законодательства, поднять темы налогообложения, оплаты коммунальных услуг, открытия ИП, кредитования, заключения браков и оформления пособий. Хорошо бы отобразить также проблему коррупции и противодействия ей. Должна быть у игроков и возможность совершать противоправные действия, за которыми будет следовать наказание — согласно уголовному или административному кодексам. Прописать можно также и реакции окружающих на преступления: потеря авторитета, общественного статуса. От крайней жестокости лучше отказаться
И вот эта
«Считаю, что, как и в играх серии The Sims, могут быть добавлены несколько локаций: и город-миллионник, и небольшой районный центр, и пригород, и глухая деревня. Кроме того, должно быть отображено и разнообразие культур и национальностей Российской Федерации. В выборе профессий лучше вообще не ограничивать. Тут важно познакомить с основами трудового законодательства, трудовыми правами и обязанностями. Дать понять, например, что работать вбелую надежнее и безопаснее, чем неофициально получать деньги в конверте. Рассказать о самозанятости. Это все мои идеи, с которыми можно и не согласиться. Важно, создавая свой аналог, сделать его не только правильным, но и интересным»
Именно на этих цитатах, данных ресурсу газета.ру мы и остановимся, давайте посмотрим на них поближе и вместе поразмышляем. Дальше будут мои мысли, уверен, что вы сможете найти как подходящие вам, так и противоречащие ваших устоям, поэтому давайте разговаривать о правильности подходов в комментариях!
1. Отражение законодательства
В целом очень годная мысль. Наверно на своём опыте могу точно сказать, что многих тонкостей законов я не знаю и иметь возможность "пропускать через себя" их, тем более в игровой форме - очень и очень интересно звучит. Тот же самый пункт об открытии ИП - а что, если мне в целом покажут как это происходит в игре минут за 5, то я и в жизни как-то легче с этим справлюсь, не читая килотонны статей и советов
2. Проблема коррупции
Очень интересно, каким образом это хотят реализовать. Кто-нибудь из читающих эту статью хоть раз в жизни делал что-то с противоборством коррупции? В общем, не хватает деталей, но по общему вайбу - выглядит как не очень интересный геймплей, только если это не будет детективная линия раскрытия преступлений
3. Преступления и наказания
Идея в целом годная и вообще-то в играх это уже давно есть. Совершаешь действие - получаешь результат. Конечно не всегда они соответствуют ценностям, но это уже вопрос баланса. Единственный вопрос, который у меня здесь возникает - правильно ли я понимаю, что депутаты хотят поделить всё на чёрное и белое, и за все плохие поступки - наш персонаж будет испытывать страдания? Или это будет зависеть от того, поймали его или нет...
4. Локации
Идея норм и очень хочется увидеть, как мы будем в "глухой деревне" что-то делать и развиваться.
5. Культурное разнообразие
Всё справедливо, Россия - это многонациональное государство и пренебрегать наличием каких-то народов было бы глупо.
На самом деле, если разбирать аккуратно вылизанный текст для этого интервью, то до игры докопаться будет очень сложно. Я бы ему дал рабочее название "The МФЦ". Но теперь давайте обратимся к другой стороне медали и порассуждаем на "чёрной" стороне.
0. Инициатива правительства
Игровая индустрия довольно давно ведёт борьбу с цензурой, для неё это не в новинку (вы только посмотрите что сделали с игрой Contra в Германии). Однако, как мне кажется, одно дело - убирать из игр контент, неприветствующийся в каких-то странах, другое - разработка с подачи государства. Ничего не хочу сказать, но где-то о подобном я уже читал
1. Игра, похожая на жизнь
Слишком уж много в игре упоминаний и отсылок к законодательству и "правильности" поступков. Вроде как игры - это способ отвлечься. Даже в симуляторах уборки или управления самолётом, мы не берём всю жизнь человека, а только совсем узкий пласт его жизни, чаще всего - трудовой. Будет ли интересно тебе стоять в очередях МФЦ или ждать пока Галя в Пятёрочке отменит товар?
2. Урезание других взглядов
В словах Лантратовой для меня явно прослеживается отсутствие других взглядов, нежели общественно признанны в стране. Это вроде и логично, эту игру ведь будут делать в России для российских пользователей. Но как уже было в истории тысячу раз - времена меняются, меняются в взгляды. "Ничто не истинно... Всё дозволено" (с) Эцио Аудиторе
3. Посыл
В игровой индустрии делают игры, на мой взгляд, в основном по двум причинам: деньги и "я хочу сделать такую игру". И именно с такими вещами игры и работают. Потому что ориентация при разработке состоит с том, чтобы увлечь пользователя. Но в посыле данной игры, который я могу сформулировать как "симулятор жизни в правильной России" - я не могу разглядеть стремления дать пользователю удовольствие от игры.
Насколько вообще реально, что такое сделают? Вот именно с этим вопросом я остался. На самом деле, думаю, что есть два с половиной наиболее вероятных сценария для неё:
1. Идею не одобрят, потому что инициатива изначально была ради хайпа. Всё это свернётся за пару недель и ещё через 1 никто об этом и не вспомнит
2. Идею поддержат, по тендерам найдут разработчиков:
2.1. за самую маленькую цену и они сделают симс на минималках, который выпустится и сразу канет в Лету;
2.1. угрохают кучу денег, но игра не станет популярной, потому что мне и жизни хватает очередей в Пятёрочке и другой жести
Что думаете по этому поводу? Какие из моих размышлений откликаются вам, а с какими вы совершенно не согласны? И вообще, способен ли российский геймдев на такое?