Дней Петровых современник,
Взяли в плен его враги,
И по смерти всё он пленник
За грехи и за долги
П.А. Вяземский
Карл Евгений де Круа родился в семье голландских аристократов в 1651 году. Начал свою военную карьеру в 24 года со службы Дании, участвовал в войне со Швецией, отличился в нескольких осадах, был тяжело ранен, к концу войны получил чин генерал-лейтенанта и должность команданта Хельсингборга, который он собственно перед этим и взял.
В 1682 году де Круа поступает на службу к императору Священной Римской империи, принимает непосредственное участие в битве у стен Вены, которая остановила турецкую экспансию вглубь Европы и возвысила влияние державы Габсбургов. После снятия осады, ему пожаловано звание Фельдцейхмейстера, или для своих, генерала от артиллерии. В 1686 году отбивает у турецких войск Буду, что окончательно оформляет перелом в Великой Турецкой войне.
Однако затем фортуна отвернулась от нашего героя: в 1690 году он сдаёт туркам Белград после шестидневной осады. Спустя три года герцога де Круа назначают главнокомандующим имперскими силами в Венгрии, осаждает сданный им же Белград, но взять его не смог.
В 1698 году он прибывает в Амстердам, где в тот момент находился некто Пётр Михайлов, он же Пётр Великий. Наш царь приглашает герцога на русскую службу, но тот, словно предчувствуя неладное, предпочитает послужить саксонскому курфюрсту и польскому королю Августу Второму.
Однако рок словно вёл его на наши земли, в 1700 году Август посылает Карла Евгения в Новгород, к Петру, с просьбой о выделении Польше вспомогательного контингента.
Как мы знаем, Пётр умел добиваться своего, он берёт де Круа с собой под стены Нарвы, сначала как некого "военспеца". 29 ноября 1700 года Пётр покидает лагерь под Нарвой, забирает с собой генерал-фельдмаршала Фёдора Алексеевича Головина и оставляет командование де Круа. Лицо его представили? Тут уместно дать слово барону Алдарту, который был в рядом с де Круа ещё со времён Великой Турецкой войны и был в составе польской делегации к Петру:
"И тако над всеми войсками команду поручили Герцогу Фон Круа, яко Генерал-Фельдмаршалу, и хотя оный Герцог в приятии сей команды крепко опрошался, однако же Его Величество те его резоны апробовать не соизволил, и что уже и прежде сего намерение было оному Герцогу ту команду поручить, но для некоторых приключившихся обстоятельств удержалося."
И вот наступило 30 ноября. Карл XII нападает на русскую армию и не оставляет от неё и камня на камне. В чем есть и "заслуга" опытнейшего де Круа. Накануне сражения на военном совете герцог отклонил предложение Бориса Петровича Шереметьева, который планировал оставить у стен Нарвы лишь часть войск и встретить шведов в поле. В итоге принять решение оставаться на месте, что отдала инициативу в руки шведов, чем они великолепно и воспользовались.
В ходе сражения де Круа и многие иностранные офицеры оказались между двух огней, между шведами и русскими солдатами, которые считали всех иностранцев предателями. Почему так? А всё просто, за неделю до сражения на сторону шведов перешёл капитан Преображенского полка Яков Гуммерт, который пользовался доверием Петра и передал информацию о состоянии русской армии. Естественно, это подорвало доверие рядового состава к иностранным офицерам.
Возвращаясь к де Круа... Конечно, он сдался шведам. По легенде, спасаясь от гнева русских солдат, он сломал свою шпагу и кричал о том, что сам черт не справился бы с этой "сволочью".
В шведском плену он пробыл недолго, 20 января 1702 года он умирает в Ревеле, и тут начинается, пожалуй, самое интересное. Дело в том, что к моменту своей смерти, он накопил чрезвычайно много долгов, настолько много, что кредиторы запретили предавать его тело земле, пока кто-то не оплатит его долги.
Тело его лежало в подклете церкви Нигулисте и удивительным образом, оно хорошо сохранилось. В 1819 году губернатор Ревеля приказал накрыть его стеклянной крышкой и выставить в одной из капелл церкви. Кредиторы собирали деньги с любопытствующих деньги за просмотр, в счёт долга. Доподлинно известно, что тело герцога де Круа видели Антон Дельвиг и Пётр Вяземский.
В 1870 году генерал-губернатор Эстляндии князь Шаховской дал ход преданию земле де Круа, по его представлению Александр Второй распорядился по-тихому похоронить бедного герцога. Но случилось это лишь через 27 лет, далее цитата по журналу "Разведчик":
"15 января состоялось погребение оставшегося непогребенным в течение около 200 лет в лютеранской церкви герцога де-Кроа. Тело было положено в новый гроб и опущено в устроенный в той же церкви склеп. Надпись на гробе: «Герцог Карл-Евгений де-Кроа (Duc de-Croy), главнокомандующий русскою армиею при Нарве в 1700 году. Скончался 20 января 1702 года в Ревеле».
Вот так нашёл свой покой не последний военачальник своего времени, который противился своей судьбе, как мог, но изменить ход истории оказалось ему не под силу.