Группировка ВВС КА на северном участке фронта какое-то время после начала войны казалась островком стабильности и благополучия. Однако буквально через неделю после начала войны соединения 4-й танковой группы вермахта форсировали Западную Двину и ринулись в сторону Острова и Пскова. Помешать им теперь могли только войска СФ, и в первую очередь — ВВС. Первый удар приняли на себя лётчики 158-го иап, базировавшегося в районе Острова. Штаб ВВС фронта практически сразу создал оперативную группу в составе нескольких эскадрилий 154-го, 156-го и 159-го иап, переброшенных на передовые аэродромы в район Луги. Однако немцы, форсировав реку Великая, быстро захватили Остров и вышли на подступы к Пскову…
Противники наращивают силы
Группировка ВВС КА на северном участке фронта какое-то время после начала войны казалась островком стабильности и благополучия. Боевая работа авиации началась с 25 июня, но реальная опасность в тот момент подстерегала только полки 1-й смешанной авиадивизии в районе Мурманска, которой противостояли немногочисленные части 5-го воздушного флота люфтваффе. На Карельском перешейке и в Приладожье ВВС Северного фронта (СФ) противостояли гораздо менее эффективные ВВС Финляндии.
Однако буквально через неделю после начала войны соединения 4-й танковой группы вермахта форсировали Западную Двину и ринулись в сторону Острова и Пскова. Помешать им теперь могли только войска СФ, и в первую очередь — ВВС. Первый удар приняли на себя лётчики 158-го иап, базировавшегося в районе Острова. Штаб ВВС фронта практически сразу создал оперативную группу в составе нескольких эскадрилий 154-го, 156-го и 159-го иап, переброшенных на передовые аэродромы в район Луги. Однако немцы, форсировав реку Великая, быстро захватили Остров и вышли на подступы к Пскову. Это позволило уже 7–9 июля перебазировать на аэродромы Остров, Рашкополье и Коровье Село все четыре истребительные группы I авиакорпуса и начать атаки аэродромов ВВС Северного и Северо-Западного (СЗФ) фронтов.
В итоге танкистов XLI моторизированного корпуса 4-й танковой группы генерал-полковника Эриха Гёпнера (Erich Hoepner) удалось остановить на Лужском рубеже, а 8-ю танковую дивизию LVI моторизированного корпуса генерала пехоты Эриха фон Манштейна (Erich von Manstein) даже на несколько часов окружить восточнее Сольцов. Однако и потери Красной армии при этом были немалые. Серьёзно сократилась и численность авиации: за месяц войны ВВС СФ потеряли 413 боевых машин, в том числе 43 — на аэродромах, а ещё 170 самолётов требовали ремонта. ВВС СЗФ потеряли 1100 машин, и к концу июля их силы сократились до примерно 100 самолётов, в том числе небоевых и требующих ремонта.
Необходимо отметить, что бомбардировщики ВВС СФ регулярно наносили ответные удары по немецким аэродромам — в частности, 17 июля на аэродроме Псков были уничтожены два «Мессершмитта» Bf 110 из I./ZG 26 и один «Юнкерс» Ju 88 из III./KG 1. 20 июля штаб ВВС СФ вообще спланировал широкомасштабные действия по вражеским аэродромам, с охватом от северной Финляндии до района южнее Пскова и Новгорода. Эти решения некоторое время исполнялись — правда, ограниченными силами...