Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) - выдающийся художник-иллюстратор, график и театральный художник.
Род Билибиных имеет славные старинные корни. Имя купца Билибина упоминалось в "Строельной книге" за 1590 год. Купцы Билибины в начале XIX века переселились из Калуги в Санкт-Петербург. В его окрестностях, в селе Тарховка в 1876 году появился на свет Иван Билибин. Его отец, Яков Иванович, занимал пост главного врача в военно-морском госпитале в Либаве (ныне Лиепая, Латвия).
О детских годах Ивана сохранилось очень мало сведений. Известно, что из-за болезни ноги он стал систематически посещать гимназию с четырнадцати лет, до этого занимался дома. Обучался в 1-й Петербургской гимназии, сочинял стихи и сказки. Особые успехи делал в математике, однако больше всего его привлекало рисование.
В 1895 году Билибин начал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художников. Стремление сына рисовать отец категорически отверг, считая профессию художника недоходной. Он настоял на обучении в университете. В 1896 поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но живописью заниматься не перестал. В 1898 году, после окончания второго курса, целое лето провел в Мюнхене, в мастерской А.Ашбе. Вскоре Билибин осознал, что ему необходимо профессиональное художественное образование.
В сентябре 1898 года Билибин поступил в Тенишевскую мастерскую И.Е.Репина. Обучение у великого живописца было очень важным для него. В мастерской Репина раскрылся его талант художника.
Зимой 1898-99 в Петербурге проходила выставка В.М.Васнецова, которая потрясла Билибина и определила его творческий путь. Позднее он вспоминал:
"Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и тянулась моя душа".
Под впечатлением от произведений В.М.Васнецова и Е.А.Поленовой Билибин летом 1899 создал первые иллюстрации к русским сказкам, в т.ч. и к "Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке". Работы были выполнены в акварели.
Художественными опытами Билибина заинтересовалась Эксплуатация заготовления государственных бумаг, решившая выпустить серию русских сказок. Этому заказу художник посвятил около четырёх лет. В этих иллюстрациях он стремился соединить волшебный мир сказки с миром реальности, наполняя картины жанровыми сюжетами, видами русской природы, былинной старины. Каждый лист обрамлен узкой рамкой, внутри которой художник разрабатывал орнамент для передачи эмоционального состояния сцены.
В 1900 году Билибин окончил юридический факультет, он стал посещать академическую мастерскую Репина и участвовал в выставке общества "Мир искусства".
В 1901-1902 Билибин выполнил иллюстрации к сказкам "Марья Маревна", "Систрица Алёнушка и братец Иванушка", "Белая уточка".
В иллюстрации "Княгиня на теремной башне" художник впервые применил приём совмещения нескольких точек зрения, который будет характерен для многих последующих работ.
М.Гордеева обращает внимание на композицию, которая построена таким образом, что "зритель смотрит на городские стены и убегающие по волнам к горизонту кораблики сверху, в то время как на княгиню - снизу".
Сказки с картинками Билибина разошлись по стране большими тиражами и принесли ему известность художника-сказочника, создателя особого типа иллюстрированной книги. Они выпускались в виде тонкой книги-тетради. Для их оформления мастер исполнил декоративные элементы обложки, заставки, орнаментальные украшения - всё это придавало книгам сходство со старинными рукописями.
В 1904-1905 Билибин оформлял "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина. Иллюстрации отличаются большой силой выразительности, с первых страниц вовлекают читателя в удивительный мир сказки. Рисунки наполнены особым юмором.
В иллюстрации "Во все время разговора он стоял позадь забора..." художник изображает Салтана стоящим под окнами трех сестёр. Поза царя со сведенными за спину руками выдает любовь подслушивать. Лохматый пёс занимается своими делами, обнюхивает забор. Билибин придает сценке юмористическую окраску, достоверность и живость, а зимний пейзаж придает сказочному событию реалистическую убедительность.
Первый план листа "И дивясь перед собой видит город он большой..." почти сплошь покрыт орнаментом. С высокого холма Гвидон и его мать взирают на сияющие и переливающиеся на солнце башни, разноцветные маковки церквей и домики - все это мастер складывает в причудливый узор. Праздничная гамма красок передаёт эмоции героев.
В сцене "Пира" главенствует орнамент. Причудливые узоры покрывают пол, стены, одежды гостей, им не украшены только красные кафтаны стрельцов и верхняя часть белоснежной скатерти. Центром композиции являются не гости за столом, а сидящий на полу боярин, потерявший от чрезмерных возлияний равновесие и пытающийся погладить черно-белого кота. Этот забавный момент придает всей сцене особое очарование. На первом плане, как кулисы, стоят с оружием стрельцы.
Ещё одной стихией, увлекшей художника помимо сказки, был театр. Билибин был замечательным художником сцены. Но об этой большой части творчества мастера требуется отдельная статья.
Иван Яковлевич Билибин был по натуре весёлым и очень остроумным человеком, "он был высок, строен, всегда элегантно одет" (по мат-м Е.П.Климова). Левитский, учившийся с Билибиным у Репина, вспоминал: "...среди массы учащихся, я увидел молодого, жизнерадостного, черноватого с большой бородой для своих лет студентика..., это был милейший человек, очень весёлый, общительный, а главное работавший так, как будто бы рисование у него между прочим..."
Источник: по материалам "Иван Яковлевич Билибин", издательство "Директ-Медиа"; Википедия; Викиарт
🎨 Если статья была интересна, то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.