Найти в Дзене
Евгений Белов

ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Дьявольщина! Чёрт знает, что творится на Дзене. Сначала у меня слетели два аккаунта. Основной я всё-таки сумел восстановить. А "Структурную философию" так и не восстановил - Дзен заявляет, что такого аккаунта нет. Пришлось публиковать статью здесь.

Итак, я выложил в своём литературном канале «Крестовый поход». Сразу возникли мысли о том, кто именно были бенефициарами этого похода и что конкретно они от него получили. Как помнят мои постоянные читатели – любое явление можно представить в виде 12-ти функций, в форме куба. Итак, начнём.

Политика (новые государственные образования):

  1. Самым главным политическим последствием 1 Крестового похода было образование Католического мира или по-нынешнему Евросоюза. Осознание его противопоставление и противостояние мусульманскому, а потом и всему остальному миру.
  2. Вторым последствием стал рост территорий, подконтрольных Римской церкви и сами крестоносцы получили для себя новые феодальные владения в Палестине.
  3. В Европе появились абсолютно новые квазигосударственные образования – рыцарские Ордена. Явление, характерное только и исключительно для Европы.

Экономика (новые источники доходов):

  1. Для католической Церкви организация Крестовых походов увеличило её доходы. Это и прямые пожертвования и сборы в пользу крестоносцев и кредиты самим крестоносцам (под залог их имущества).
  2. Сами крестоносцы тоже получили немало (те, кто выжил), совершив ограбление Палестины, а потом начав её эксплуатацию. Хотя, я не стал бы преувеличивать зверства и грабёж крестоносцев. Местное население вполне могло бы бежать в мусульманские страны, однако такого не известно. Видимо под крестоносцами было, как минимум, не хуже.
  3. Третьими бенефициарами Крестовых походов стали европейские купцы. В первую очередь города Генуя и Венеция. Во-первых, перевозка самих крестоносцев, а потом снаряжения и пополнения неплохо оплачивались. А во-вторых, появилась возможность торговли с мусульманским миром. Европа, оставшись в тылу Крестовых походов, тоже получила немало. Благодаря знакомству с мусульманским миром появились новые ремёсла, новые ткани, приборы, механизмы. В сельском хозяйстве появились новые культуры: рис, гречиха, арбуз и др. Деньги, полученные при ограблении Палестины, влились в европейскую экономику, дав ей сильный толчок. Общее развитие торговли, дало возможность позднее перейти от натурального хозяйства к мануфактурам.

Идеология (новые знания и идеи):

  1. Влияние Римской Католической церкви в Западной Европе возросло неимоверно. И то сказать, какой мощью должна обладать РКЦ, чтобы организовать такие масштабные мероприятия, как крестовые походы. Влияние самого Папы Римского и конкретно самого Урбана II внутри РКЦ тоже очень сильно выросло. Никому уже и в голову не приходило сомневаться в том, что Рим обладал «ключами от Рая».
  2. Из мусульманского мира в Европу хлынули новые знания, а также забытые античные знания. Переварив эти знания Европа сумела создать свою Науку. Соприкосновение западных христиан-европейцев с мусульманами и восточными христианами, сильно от них отличающимися, позволило и тем, и другим больше узнать друг о друге, о других культурах и религиозных направления.
  3. Возникла своеобразная «рыцарская этика», основанная на христианских ценностях - почтение к старшим, защита слабых, верность долгу, понятия о чести и достоинстве. Она стала настолько самобытной, что трудно представить, что основой для неё послужили боевые, национальные ритуалы кочевников.

Культура (новые традиции и взгляды):

1. Под благотворным влиянием Востока изменился и европейский быт. Европейцы узнали, что такое баня, гигиена. И хотя широкого внедрения в тот момент эти вещи не получили (ещё и в XVIII веке Европа была неумытой), но фундамент был заложен. Европейская знать узнала, что такое роскошь. А именно роскошь высших слоёв государства развивала сложные ремёсла.

2. Знакомство с великолепной арабской и иранской поэзией вызвало подражание в форме рыцарского эпоса. Это - поэзия трубадуров, труверов и меннизенгиров, а также многочисленные рыцарские романы. Такие вещи, как культ прекрасной дамы и странствующие рыцари в поисках подвигов абсолютно не были свойственны Европе, но на Востоке были явлением обыденным. Позднее всё это перекочевало в рыцарские романы Вальтер Скотта и Стивенсона. А сейчас мы видим их в жанре фэнтези.

3. Должно быть ещё какое-то культурное влияние Востока, которое ждёт своих исследователей.

-2

Теперь рассмотрим, кто оказался выгодополучателем всех этих грандиозных мероприятий. I. Главным бенефициаром (выгодополучателем) Крестовых походов явилась Римская Католическая Церковь.

· Крестовые походы резко увеличили доходы РКЦ. Это были, как поборы на организацию походов, так и кредиты крестоносцам под залог их земель.

· Вычленение Католической идеологии и мифологии из общехристианской. Рост влияния в Европе, как самой Римской Церкви, так и института Римского Папы, как организаторов этих походов.

· Создание Католического Мира (нового суперэтноса), как политического образования под руководством Церкви и Папы Римского. Появление пропасти между ним и евреями, а также мусульманским и православным Мирами. Говоря современным языком – Евросоюз впервые осознал себя, как единое целое.

II. Вторым бенефициаром явилась вся Западная Европа, но особенно её торговые города.

· Толчок к развитию европейской экономики.

· Появление европейской науки на основе знаний полученных на Востоке.

· Изменения европейского быта под влиянием Востока.

III. В результате Крестовых походов возник такой феномен, как рыцарство:

· Конные воины в тяжёлом вооружении в Европе были со времён сарматов. Но понимание рыцарей, как вненационального сословия или касты, со своей этикой, эстетикой и идеологией, вовсе не равной дворянству, было чисто европейским феноменом, появившимся после Крестовых походов. Хотя само слово «рыцарь» видимо имеет славянские корни. Отголоски мирового рыцарского единства мы видим гораздо позднее в поэзии Киплинга «Запад есть Запад, Восток есть Восток…».

· Возникла специфическая «рыцарская культура»- рыцарский эпос, рыцарский роман, поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров.

· Идейное и культурное понимание рыцарства политически оформилось в создании множества духовных рыцарских Орденов по всей Европе. Наиболее крупными и известными являются тамплиеры, госпитальеры и тевтонцы.

IV. Последними из бенефициаров являются сами крестоносцы.

· Создание крестоносцами католических государств в Палестине, где каждый выживший получил свою долю.

· Ограбление Палестины в ходе завоевания, а затем её эксплуатации.

· Крестоносцы (по закону куба) должны были получить ещё какие-то культурные преференции, но я, к сожалению, таковых не выявил. Видимо историки-исследователи Крестовых походов не обратили на это внимания, посчитав мелочью на фоне всего вышеприведённого.

-3

Итак, Крестовые походы, как и любое другое явление можно рассмотреть в Структурной философии по законам куба.