Найти тему
Страшно Красиво!

Сростки, знаменитое село Алтайского края и прославил его В. М. Шукшин

Направляясь в Горный Алтай по Чуйскому тракту, трудно не заметить знаменитое село Сростки, которое находится в 38 км от Бийска

Вдоль дороги вас приветствует огромная вывеска "Сростинские пироги", зазывающая перекусить. Но меня село манило отнюдь не пирогами, которыми мы, кстати, однажды “немножко” отравились. Манила история села, а именно то, что это родина многими любимого Василия Макаровича Шукшина — актера, сценариста, режиссера, писателя и просто хорошего человека.

Памятник В.М. Шукшину на горе Пикет.
Памятник В.М. Шукшину на горе Пикет.
В 14 лет я наткнулась в домашней библиотеке на роман “Я пришел дать вам волю” В. М. Шукшина и с головой утонула в этой книге. В том возрасте меня особо не волновала история, Стенька Разин – больше по душе были приключения и любовь. Но как он был написан! Стенька Разин в миг стал моим героем.
После я прочла еще много рассказов Василия Макаровича и, когда мы поехали в Горный Алтай, конечно было бы преступлением проехать мимо его родины. Для полного знакомства с селом требовалось куда больше времени, чем у нас было, поэтому мы посмотрели частично, но таки прониклись атмосферой.

Было приятно и волнительно пройти дорогой, по который он не раз бегал босым (а именно так я почему-то представляю), вдохнуть аромат того дома, где он ел, спал, жил; посидеть на горе Пикет, вглядываясь на село и реку Катунь.

В.М. Шукшин родился и жил в селе Сростки. После окончания семилетки ушел в армию, а после армии все-таки решил получить аттестат и доучился. Интересно, что почти сразу после получения сего важного документа Шукшин стал и.о. директора вечерней школы и учителем русского языка и литературы по совместительству. Вот так — из учеников и сразу в учителя.
Как признавался сам Василий Макарович, учитель он был так себе, но по воспоминаниям учеников — очень даже хорошим. Мог даже вечерочком распить кое-что покрепче чая с учениками, ведь ученики были уже взрослые парни и девушки, отстоявшие смены на заводе.

В селе чтят память писателя и вас всегда рады видеть в музеях Василия Макаровича, а их там несколько: дом, в котором Шукшин провел детство и юность, дом матери Василия Макаровича и школа, в которой он учился. А также гора Пикет, которая является памятником природы. На горе установлен восьмиметровый памятник писателю, сцена для проведения Шукшинских чтений, которые проходят один раз в году, в июле. А какой потрясающий вид с Пикета на Сростки, Катунь и горы.

Кстати, финал фильма “Печки-лавочки”, который снял Василий Макарович по собственному сценарию и сам сыграл в фильме, был снят именно на горе Пикет. В воспоминаниях кинооператора А. Заболоцкого рассказывается, что писатель зачастую произносил фразу, относящуюся к горе: — “Эх, люблю я это место, для меня это пуп земли”.

Подведу итог по-простому: классно там. И село мне понравилось, тихое, уютное, чистое. И гора — место, откуда очень трудно уйти. А еще хочется раскинуть руки и бежать, бежать, потом упасть на траву, засунуть в рот травинку, закинуть руки за голову и смотреть на плывущие облака, наслаждаясь переполняющим чувством свободы и любви к этому месту, к родине, к Сибири, к Алтаю. Наверно, в меня немного вселился Шукшин.
Говорят, именно у этого камня и ловил свое вдохновение Василий Макарович для своих рассказов и повестей.
Говорят, именно у этого камня и ловил свое вдохновение Василий Макарович для своих рассказов и повестей.
Одна из моих настольных книг.
Одна из моих настольных книг.

Расскажите, были в Сростках? Как относитесь к творчеству Василия Макаровича? Жаль, что такие поистине талантливые люди уходят из жизни рано.

Если понравилась мини-экскурсия, то не забудьте нажать на пальчик вверх)))