Друзья, у меня для вас шедевр. Я «вынашивала» эту рецензию почти месяц. У меня так часто бывает, когда я смотрю что-то настолько сильное, я не могу сразу про это написать. Мне нужно время, чтобы «переварить» и разложить впечатления по полочкам в своей голове.
Фильм гениального японского режиссёра Сиона Соно
«Холодная рыба» (2010)
потряс до глубины души. Как охарактеризовать этот фильм? Японский симбиоз трэша и абсурда в стиле Кафки? Глубокая и кровавая трэш-притча с примесью драмы и чёрного юмора?
Начнём с того, что рыба здесь совсем ни при чём. Словосочетание Cold fish означает «скрытный, сдержанный человек». Именно таким представляется главный герой фильма. И тем оглушительнее и ярче выглядит его трансформация по ходу действия картины.
Больше всего история скромного владельца магазина экзотических рыб по имени Нобуюки Шамото напомнила мне историю господина Раскольникова из романа Достоевского и его знаменитое «Тварь я дрожащая или право имею?».
Описывать сюжет - только портить
но я попробую. Итак, есть у нас уже упомянутый выше Шамото. Несколько лет назад он овдовел и остался с дочкой-подростком Мицуко. Через какое-то время Шамото вновь женился на молодой женщине по имени Таэко. Она ненамного старше его дочери и та в штыки приняла «новую маму».
В штыки - это буквально, дочка периодически избивает мачеху и ни в грош не ставит мямлю-отца. В школе у неё проблемы и она связалась с опасной компанией. Её дружок подговорил девочку-подростка воровать в магазине дорогие духи для перепродажи. И, конечно, та попадается с поличным.
Выручать неразумное чадо отправляются отец и мачеха. Никакие извинения родителей владелец магазина принимать не хочет, а хочет вызвать полицию. Позор на всю семью. И тут на сцене появляется некий господин, который быстренько разрулил эти дела и спас Шамото от позора.
Спасителем оказался господин Мурата, по стечению обстоятельств, тоже владелец магазина экзотических рыбок, только магазин у него роскошный и находится в самом центре. Господин Мурата предлагает новым знакомым не только мир, дружбу, жвачку свою дружбу, но и помощь с «укрощением» бунтарки-дочери. Он предлагает ей работу в своём магазине.
Странно, что Мурата живёт на широкую ногу, ездит на Феррари. Доходов от магазина, даже такого большого, как у него, навряд ли хватит на роскошную жизнь. Так и есть, «доходы» наш весёлый и разговорчивый господин получает совсем из других источников.
И он предлагает Шамото присоединиться к этому чёрному и кровавому «бизнесу». Впрочем, он и выбора то ему не даёт.
Актёры, музыка, картинка
Даже не знаю, кого выделить из главных персонажей. Все хороши!
Мицуру Фукукоси в роли Шамото выложился на все 146%. Его цельный и живой образ - это центральный стержень, на котором держится всё повествование. Шамото в начале фильма и Шамото в последних кадрах это абсолютно разные люди. И да, он ответил на вопрос Раскольникова - «Право имею!».
Денден в роли Мураты откровенно наслаждался своей игрой. Видно, что ему безумно нравится то, что он делает. Роль психопата, у которого нет берегов удалась ему превосходно. Он в этой роли абсолютно органичен. Он кажется неудержимым, непобедимым и совершенно безумным. Интересно, что этот образ не отталкивает, а скорее разжигает любопытство - до какой черты может дойти человек.
Айко - это женский вариант Мураты. Но мне кажется, что персонаж Асука Куросавы, ещё более безумен. Она сыграла совершенно отмороженную стерву, но в то же время, женщину, которая ищет крепкое мужское плечо (и не только плечо, но и другие части тела).
Операторская работа прекрасна. Картинка, цвет, построение кадра. Всё играет на основную идею фильма и просто впечатывается в память.
Музыка настолько хороша, что не хочется выключать фильм даже во время титров. Простое повторение мелодий постепенно увеличивает напряжение каждой сцены. Особенно понравился «Хромой вальс» в финале.
А поговорить?
Это кино не для всех. Фильм одновременно притягивает и отталкивает. По своему психологическому воздействию он напоминает мне фильмы Педро Альмодовара, но с японским колоритом.
Начало фильма неспешное, даже немного скучное. Но потом действие развивается с ускорением и на последних виражах закладывает уши.
«Холодная рыба» - это японская история превращения невнятного, слабого человека за короткое время в трагически безумного современного Раскольникова под влиянием людей и обстоятельств.
Фильм основан на реальной истории, произошедшей в 2009 году в Японии, где один предприимчивый владелец большого магазина тропических рыбок оказался серийным убийцей. Удивительно, но ему удалось совершить 58 убийств, прежде чем его загнали в угол. Проверить его историю было практически невозможно, поскольку не было обнаружено никаких улик или человеческих останков (тела были сожжены или скормлены рыбам).
Моя оценка 8 из 10
Рекомендую любителям жанра, всем, кто любит авторское кино и не боится крови и безумия.