Найти тему

Самые жестокие психологические опыты в истории

Оглавление

Психология, как наука, стала стремительно развивать лишь в два последние столетия. И как всякая наука, она развивалась за счет весьма жестоких порой экспериментов. Вот 9 из них, прогремевших на весь мир.

Опыты на животных

*Лишение матери*

Гарри Фредерик Харлоу в 1957 году решил выяснить, как возникает чувство любви. В те годы наука полагала, что дети привязываются к матери, видя в ней источник питания. Харлоу сделал двух искусственных «мам» для обезьянок-резусов – жесткую проволочную, которая могла «кормить» молоком, и мягкую, плюшевую, но не дающую еды. Вопреки всем научным теориям малыши обезьян препочитали умирать от истощения, но сидеть на руках у плюшевой «мамочки», а проволочную кормилицу избегали и боялись ее. Кроме того, Харлоу обнаружил, что если детенышей лишить общения с матерью – они вырастают с психическими отклонениями, склонностью к садизму и мазохизму. Удивительно, что Харлоу и его коллеги вообще понадобились подобные опыты для того, что любая обезьяна понимает врожденным инстинктом.

*Выученная беспомощность*

В 1966 психолог Марк Селигман, в поисках источников оптимизма и пессимизма, вместе со своим коллегой Стивом Майером провел опыт на собаках. Три группы животных посадили в 3 разные клетки. В одной из них собак в определенный момент били током через железный пол, но пытку можно было прекратить, нажав специальный рычаг. В другой клетке собак так же били током, но избежать удара было нельзя, и никакой логики в пытке не просматривалось. Третья группа была контрольная, там ничего не происходило. Собаки первой группы быстро выучились останавливать удары тока. Их психика не пострадала. А вот собаки во второй клетке, смирившись со своей участью жертвы, лишились всякой надежды. Они сделались апатичны, перестали есть, пить. И не реагировали даже, когда их клетку открыли, чтобы выпустить на свободу. Этот феномен, приведший собак к суицидальной депрессии, назвали феноменом «выученной беспомощности». Хотя ему больше подошло бы: «вымученная беспомощность».

*Наркота*

Совершенно чудовищный эксперимент провели в 1969 году над группой обезьян. Их научили самостоятельно принимать наркотики. Обезьяны, пристрастившиеся к кокаину, страдали от судорог, под влиянием галлюцинаций выдергивали или отгрызали себе пальцы. Амфетамин заставлял животных рвать на себе шерсть. Обезьяны, принимавшие и кокаин, и морфин одновременно, скончались в муках уже через 2 недели.

Опыты на людях

*Смена пола*

Оцените, с чего начались небинарные поиски на Западе. Мальчик по имени Брюс Ремер в возрасте 8 месяцев лишился члена из-за неудачной медицинской операции. Родители, надеясь уберечь сына от чувства неполноценности, согласили на уговоры психолога из университета Балтиморы Джона Мани, который с большой убежденностью уверял их, что ребенку будет обеспечена полноценная и счастливая жизнь, если его просто воспитать как девочку. Этот последователь Фрейда был доволен тем, что ему подвернулся случай провести такой чудесный эксперимент. Брюсу поменяли имя – он стал Брендой, и ему стали внушать (с помощью Джона Мани в том числе), что он – девочка. Но он не был доволен собой и своей жизнью. Его преследовали депрессии, он не находил себе места. В конце концов родители признались ему в обмане. Это был страшный удар, но Брюс сумел пережить его: он вернул себе прежнее имя и даже женился. Но когда жена ушла от него, депрессия оказалась сильнее, и Брюс покончил с собой в возрасте 38 лет. Мани, искалечивший ребенку жизнь, сделал большую карьеру в науке.

*Газлайтинг*

В 1939 году Венделл Джонсон и его аспирантка Мэри Тюдор из университета Айовы (США), провели опыт над детьми из сиротского приюта города Девенпорт. Одной группе детей они говорили, что их речь звучит отлично и без ошибок, а других стали убеждать, что они заикаются. И несмотря на то, что никакого заикания у детей до начала опытов не было, оно возникло в результате этого эксперимента. И осталось у них навсегда.

*Фобия*

1920 год. Доктор психологии Джон Уотсон показывал годовалому мальчику по имени Альберт белую ручную крысу, вату, маску Санта-Клауса с белой бородой и белого кролика. Уотсон считал, что сможет сформировать у ребенка фобию на крыс, если будет бить молотком по железу всякий раз, как мальчик прикоснется к крысе. Он целенаправленно пугал таким образом ребенка на протяжении двух месяцев. В итоге у Альберта и вправду сформировалась фобия, и не только на крыс, но также и на Санта-Клаусов, и на вату, и на белых кроликов. И вероятно, на самого Джона Уотсона, но этого уже никто не проверял. Фобии закрепились у Альберта на всю жизнь.

*«А что с лицом?»*

В 1924 году Карин Лендис (университет Миннесоты, США) решил изучить мимику человека: какой гримасой выражаются определенные эмоции. Чего только ни делал Лендис со своими студентами: они слушали джаз, смотрели порно, нюхали аммиак… В какой-то момент Лендис приказал участникам отрезать голову живой крысе – чтобы посмотреть, какое у них будет при этом лицо.

Закономерностей в человеческой мимике он так и не установил, но осознал, что в научных целях и обладая определенным авторитетом людей можно заставить сделать что угодно.

*Садизм в авторитете*

Еще дальше пошел Стэнли Милгрэм. Он хотел выяснить, почему люди проявляют жестокость. Он провел опыт с участием более тысячи человек разного возраста, образования и профессии. Результаты опыта повергли в шок и участников, и самого Милгрэма, и весь научный мир. Выяснилось, что больше 60% взрослых людей не способны противостоять давлению авторитета и будут покорно проявлять садизм, даже если это доведет их самих до нервного срыва. Суть опыта была в следующем: людям говорили, что опыт проверяет теорию о работе памяти – якобы люди лучше запоминают, если их заставить испытывать боль. Участник эксперимента должен был бить током «подопытного», если тот совершал ошибку, забывая названные 4 слова. За каждую ошибку нужно было по требованию экспериментатора повышать силу тока на 15 В. При значении в 450 В опыт останавливали. На самом деле током никого не били, но «подопытный» был актером и очень хорошо изображал боль и страдания. Милгрэм предполагал, что участники станут отказываться продолжать опыт, когда увидят, как человек мучается. Но он ошибся. 65% участников дошли до уровня 450 В даже тогда, когда «подопытный» сообщал, что у него больное сердце и продолжение опыта может быть смертельно опасно для него.

*Тюрьма как антигуманная система*

Знаменитый Стэнфордский эксперимент. Его провел в 1971 коллега Милгрэма - Филипп Зимбардо. Он создал подобие концлагеря в подвале института, разделив по жребию 24 участника на «заключенных» и «надзирателей». Были введены специальные правила, подобные тем, какие используют в настоящей тюрьме. Требование было только одно: «надзиратели» обязаны заставлять «заключенных» выполнять правила. И чтобы никаких шуток! В результате социальная система подавления выстроилась мгновенно и уже через неделю приобрела черты такой крайней жестокости, что опыт пришлось остановить – иначе он мог закончиться чьей-нибудь гибелью. Правда, сейчас эксперименты Милгрэма и Зимбардо сильно критикуют, а результаты всячески опровергают, обвиняя чуть ли не в мошенничестве.

Плакат к фильму "Эксперимент"
Плакат к фильму "Эксперимент"

Пусть критикуют. Лишь бы новые опыты не ставили, чтоб доказать свое.

-2