Найти в Дзене
Мама в деле

«Мне скучно и нечего делать»: про развитие мотивации

«Мой ребенок ничего не хочет делать, уговариваю его, заставляю, предлагаю деньги…». Часто слышу такие фразы от родителей. Это распространенная проблема среди детей. Чтобы разобраться в этой теме планирую написать несколько серий статьей.

Эта статья о том, как развивается мотивация и какие трудности могут быть на каждом этапе. Любое развитие ребенка представляет собой слоеный пирог, а проблема - вишенка на тортике. Если происходит сбой на одном из периодов жизни, то во взрослом возрасте это даст о себе знать.

С момента рождения ребенку заложено природой стремление изучать мир. Любопытный малыш вначале изучает свои ручки, ножки. Затем учится ползать и исследует пространство вокруг.

С момента рождения ребенку заложено природой стремление изучать мир.
С момента рождения ребенку заложено природой стремление изучать мир.

✅ Примерно до 1,5-2 лет дети активно изучают окружающий мир и получают удовольствие от преодоления препятствий. Как они расстраиваются если что-то не получается или если их ограничивают. Реакция взрослых на их действия закладывает фундаментальные принципы мотивации.

Взрослые своими словами могут поддерживать интерес и стимулировать на изучение мира. Могут и наоборот подавлять и препятствовать этому процессу.

Мама, которая боится, что ребенок упадет, испачкается, испортит что-то, дает негативную реакцию на исследовательскую деятельность. Но это не значит, что ребенку нужно все позволить. Важно создать безопасное пространство, в котором ребенок будет изучать мир, а мама будет спокойна. Убрать хрупкие вещи, закрыть шкафы, оставить в доступе то, что ребенку можно брать. Не стоит также одевать на прогулку нарядную и дорогую одежду, потом нервничать из-за испорченных вещей.

Детские игрушки по возрасту, различные лесенки, стенки и горки для ребенка стимулируют его интерес к преодолению препятствий. В дальнейшем все это сказывается на его мотивации достижений в будущем. Ребенок не будет бояться сложностей, будет искать способы справляться с ними. 

✅ С 2 лет ребенок ищет одобрение взрослых и уже может оценить, что ему будет за то или иное действие. Он знает, что если сделает это, то родители похвалят, сделает другое - его отругают. Дети радуются своим успехам и огорчаются от неудач. Испытывают стыд и ориентируются на реакцию родителей. Формируется ощущение себя: я сделал хорошо - я хороший, сделал плохо - я плохой. Эту оценку дают взрослые.

Например, если мы раздражаемся на бесконечные вопросы ребенка, то ребенок решит, что лучше не спрашивать, помалкивать. Ведь никому не хочется чувствовать себя плохим.

Ведь никому не хочется чувствовать себя плохим.
Ведь никому не хочется чувствовать себя плохим.

✅ С 3 лет и далее у ребенка формируются стандарты оценки своей деятельности. Все это происходит благодаря оценкам взрослых, влияния среды: разговоры, стихи, сказки, интернет, общение со сверстниками и пр. Ярким примером, не утратившим актуальности, является стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо», написанное Маяковским.

Важно чтобы ребенок получал информацию не только из интернета, которую трудно контролировать. Взрослые тоже своим примером вносят вклад о ценности достижений. Если родители любят свое дело, получают удовольствие от побед, переносят трудности, то ребенок меньше боится ошибок. Иногда из-за страха неудачи детям проще ничего не делать. Я не хочу сталкиваться с ощущением, что я неудачник и поэтому буду избегать любых активных действий.

Конечно простым способом объяснения пассивного поведения ребенка многие считают лень. Но при рассмотрении этапов развития понятно, что нам с рождения заложено стремление исследовать мир. Лень это результат подавления инициативы ребенка, сомнение в его успешности. Иногда ребенок не знает вкуса победы, потому что за него все делают другие. У него нет опыта преодоления трудностей и получения ощущения «я могу».

☑️ О способах мотивации ребенка, о влиянии стиля воспитания на этот процесс поговорим в следующей статье.