Найти тему

"Клара и Солнце". Тот случай, когда добро побеждает, но в итоге всё плохо

"Наше поколение все ещё несёт в себе прежние чувства. Какая-то часть нас отказывается уйти куда ей следует. Часть, которая по-прежнему хочет верить, что в каждом из нас есть что-то недостижимое. Что-то уникальное и непередающееся. Но нет ничего такого в нас, мы сейчас это знаем. Вы это знаете. Нет ничего там. Нет ничего внутри Джози такого, чего не могли бы продолжить Клары нашего мира".

Отходя от темы. Случился волшебный момент, призрачная синхронистичность - я читала этот роман о мире, где люди людям не нужны, и встречала солнце в электричке на строках о встрече Кларой первых солнечных лучей.

Я далеко не любитель фантастики и антиутопий, уже на первых страницах хотела закрыть симпатичный красный параллелепипед и отправить на задворки куда-нибудь в книжный шкаф. Однако я рада, что следовать правилу "не нравится - не читай" начала гораздо позже приобретения данного чуда, а потому, прочтя его, понимаю, что включила бы произведение в список обязательной к прочтению литературы.

есть спойлеры

-2

Интересный парадокс открывает нам Кадзуо Исигуро - Нобелевский лауреат по литературе - робот оказывается человечнее самого человека. Казалось бы - откуда в нем душа? Какими проводами и жидкостями внутри себя он строит умозаключения, сопереживает и эмпатирует? (К слову, к концу книги этот вопрос встанет и у ее героев, потому они захотят вскрыть робота и ответить на него. Клару-то не тронут. Но. У меня закономерный вопрос - почему персонажам не обратиться к проектировщикам этих ИД и ИП? Для чего их вскрывать? Что они надеются там увидеть? Ладно бы этот эпизод являлся драматичной развязкой жизни Клары, которую сдают на опыты. Но её не сдают! К чему это ружье на стене? Или это метафора, отражающая желание людей увидеть, так что же нужно для того, чтобы испытывать теплые эмоции к другим людям?)

Возвращаясь к гномикам. Пока родная мать строит планы и робота с внешностью дочери на случай смерти девочки от загадочной болезни (до конца я надеялась, что тему болезни автор откроет. Что это - мутировавшая депрессия или глистная инвазия - тайна. Впрочем, справедливости ради, для сюжета тайна незначимая) холодная машина с человеческой оболочкой Клара, веря в спасение до последнего, пытается отнять девочку у её болезни. Она высчитывает время, чтобы застать Солнце отходящим на отдых (дабы не отвлекать его от работы) и у стихийного "алтаря" в соседском сарае просит его, словно молится, о помощи девочке.

Что ж, Солнце со второй попытки действительно помогло. И счастливая Клара отправляется сначала в темную каморку дома, поскольку здоровая Джози разошлась с Риком и стала проводить время с друзьями. А потом и на свалку к другим отработанным материалам.

Но посмотрим, как сложилась бы жизнь героев после смерти Джози. По безумному замыслу матери, на место живой Джози пришла бы Клара, встроенная в оболочку с внешностью Джози. Она должна была поддерживать связь с Риком и вести в целом полноценную жизнь. Логика неясна, учитывая, что ИП не умеет взрослеть. План просто бы провалился.

Но Джози жива, связи с семьёй ослабли, с Риком разорвались, и Клара стала не нужна. Апогей ненужности и обжигающего холодом одиночества происходит уже на свалке, где Администратор магазина внезапно видит свою бывшую подопечную, которую всегда называла самой умной и проницательной искусственной подругой. Радостная для обоих встреча оканчивается прозаично: женщина прощается с угасающей Кларой и, отойдя, оборачивается. Клара думала, она обернулась чтобы напоследок взглянуть на свою "одну из самых лучших", но та смотрит вдаль на строительный кран и уходит восвояси.

Что ж. На меня книга произвела достаточно тяжёлое впечатление. Выздоровление от смертельной болезни было воспринято чем-то должным и в принципе не таким уж и обязательным - ведь план Б уже полностью был построен. И, что самое страшное, - зная Клару, уже не скажешь: "Да ладно, она робот, ничего не понимает". Всё она понимает.

Мир, в котором никто никому не нужен. В котором столько тайн и недоговоренностей, что порой хотелось в детской обиде захлопнуть книгу - "не хотите - не говорите". Кто знает, поживи Клара поболее, может, и она стала бы прожженной и черствой дамой. А может, и нет.

Если бы автором книги была я, название ей было бы "Добрая милая Клара".

"Было что-то совсем особенное, но не внутри Джози. Оно было внутри тех, кто любил её".