У каждого народа есть свои легенды.
На каждой территории есть свои тайны.
В любом археологическом слое, если снимать землю пластами все глубже и глубже, можно найти свои истории.
Этим и занимаются археологи. Вынимая из земли то, что оставили, захоронили или потеряли люди, которые жили многие века назад. Ученые собирают воедино давно потерянные культуры и традиции, в том числе и музыкальные инструменты.
Как порой интересно услышать инструмент, давно потерявший свой голос и исчезнувший в истории! Так благодаря мастерской НарВал и группе ВеданЪ КолодЪ, обрела звучание так называемая «скифская арфа». За основу реконструкции была взята статья В.Н.Басилова «Скифская арфа – древнейший смычковый инструмент?» за 1991 год, где этнограф точно описывает найденную в кургане на плато Укок (Алтай) находку.
Однако тот инструмент, что получился у Валерия Нарышкина - это не точная копия, или как сейчас принято говорить – реконструкция. В ходе работы главным приоритетом стояла не музейная точность, а возможность использования инструмента в программе группы Веданъ Колодъ и музицирования на сцене. Поэтому кое-где использовались современные материалы. Также были удалены некоторые незначительные конструкционные особенности, которые либо ухудшали звучание, либо оказались нелогичными в описании с точки зрения мастера музыкальных инструментов, а не археолога (поскольку задача ученого – попробовать собрать воедино имеющиеся фрагменты ,но никак не воссоздание реального инструмента).
Так или иначе, скифская арфа – это именно смычковый инструмент (несмотря на то, что редкие мастера, которые стараются его как-то воссоздать, упорно делают щипковую арфу). Он имеет две струны и следы (на корпусе) игры смычком. Наш инструмент максимально приближен к оригинальным размерам (81.5 см), в то время как в длину найденный корпус-ладья был 83 см. Он имеет более сглаженные углы резонаторов, окрашен в красный цвет, как и оригинал. Только вместо натуральной кожи мы использовали материал «оксфорд», которые многие современные мастера используют при изготовлении бубнов. Это заглушило звучание инструмента в акустике, зато позволило меньше реагировать на влагу в поездках.
При создании конструкции инструмента особой загадкой обладали некоторые детали. Так, например, в сохранившемся струнодержателе есть два отверстия – круглое и треугольное. И если предназначение круглого отверстия вопросов не вызывало, то треугольное многие стараются просто не замечать. А никаких деталей в дополнение к найденным не сохранилось. И поскольку никто из мастеров не старался найти этому отверстию какое-либо применение, то конструкцию Валерию Нарышкину (мастеру мастерской Нарвал) пришлось разрабатывать самому с нуля. За основу была взята торсионная подвеска в автомобиле.
Инструмент имеет две струны, натянутых крест-накрест. Самым близким инструментом к подобному звукоизвлечению, является китайский эрху. Потому что следы на корпусе, если верить статье, говорят об игре под углом почти 80 градусов к корпусу, в самой узкой части восьмеркообразного корпуса. Однако от продевания смычка между струнами пришлось отказаться, поскольку инструмент при этом терял весь тембровый окрас и громкость. Подобное расположение струн получилось из-за лежащего грифа, в оригинале он находится немного выше.
Другая особенность инструмента в том, что он полностью разборный. Это связано с тем, что скифы вели полукочевой образ жизни. И возить инструмент подобных размеров просто невозможно без повозок, что не очень практично.
Третья особенность инструмента в том, что 8-образная форма была придумана для того, чтобы играть, сидя на корточках. Потому что держать между колен инструмент и играть можно либо так, либо на стуле (а стульев у сибирских скифов не было), но никак не на полу, подобно тому, как на музыкальных инструментах играют современные азиатские народы.
Также с инструментом был найден так называемый плектр, сделанный из рога. Возможно, им пользовались точно также, как при игре на слайд гитаре. Однако использовать костяную палочку можно только с пластиковыми струнами, но никак не с металлическими струнами от виолончели, на которых мы остановились путем долгих экспериментов.
Золотые фигурки на концах грифа и струнодержателя – это наше вольное допущение. Хотя в статье и написано, что на навершиях были позолоченные фигурки, однако найдены они не были, так как курган еще в древности был разграблен. Как известно, скифы очень любили украшать и себя, и свои вещи золотыми фигурками. Те, кто были побогаче, оборачивали деревянные резные фигурки золотой фольгой. Это украшение и привлекло грабителей, из-за чего инструмент оказался поломан.
Это не окончательный вариант инструмента. Мы будем исследовать и дорабатывать его дальше, но пока он уже звучит со сцены и вскоре зазвучит в новом альбоме группы ВеданЪ КолодЪ, релиз которого планируется на будущий год.
Зачем же вообще создавать давно забытые инструменты? Ведь многие его особенности не перекликаются ни с одним из этнографических известных ныне инструментов и выглядят довольно странно. Дело в том, что практически ни одного разборного инструмента не существует . А тем более не существовало в мире античности. И несмотря на это, звучит он вполне по-современному. И не имеет яркого национального окраса, так исчез много веков назад.