Найти тему
Полит.ру

Алексей Ракша – о демографической ситуации в России

Демограф Алексей Ракша рассказывает о рождаемости и смертности в России и о факторах, которые влияют на демографические показатели:

«Три четверти материнского капитала перенесли со второго ребенка на первого. За первого сейчас дают 586,9 тысячи рублей, за второго — еще 188,6 доплачивают, а до 2020 года всю сумму давали за второго. Произошел этот перенос в январе 2020 года, одновременно с «обнулением». <…>

Мои прогнозы более чем оправдались: рождаемость вторых детей пошла под откос, началось это действительно во втором квартале 2022 года, но с … [спецоперацией] вряд ли было сильно связано. Рождаемость первых детей еще какое-то время продолжала падать, потом остановилась. <…>

Поскольку материнский капитал был очень хорошим стимулом для рождения вторых детей, его переформатирование стало главным фактором снижения рождаемости вообще в России с 2022 года. И продолжает им оставаться.

<…> Рождение первого ребенка стимулированию практически не поддается. Этот опыт уже есть и в некоторых странах, и в ряде российских регионов, там предпринимали какие-то действия к этому, и статистический результат был налицо.

<…> Рождаемость первых и третьих детей практически не колыхнулась. Поэтому я и делаю вывод о том, что единственным важным фактором стал именно перенос основной части маткапитала.

<…> Немного сократилось неравенство. Если сравнивать с началом 1990-х годов, то сокращение, конечно, небольшое, но самое значительное за все это время. «Военные» деньги пошли самым малообеспеченным людям. В 2023-м неравенство снова подросло, но колебания небольшие. <…> А деньги равны детям: рождаемость вторых, третьих и даже четвертых детей очень зависит от доходов населения. И это не только российский феномен, но и общемировой, во всем мире мы видим отличную реакцию рождаемости вторых, третьих и так далее детей на деньги. <…>

Я думаю, что российскому населению запудрили мозги так, что в будущее оно не смотрит. Там ничего непонятно, поэтому люди живут сегодняшним днем. А в Европе в этом году обвальное падение рождаемости, особенно в Восточной. И неясно, то ли это результат прошлогодней инфляции, то ли российской … [спецоперации].

Возможно, мы видим результат действия пропаганды: там, где говорят правду, рождаемость сильно упала, а там, где в СМИ все хорошо и благостно, она не падает. Других объяснений, почему в России она в целом не падает, я не вижу.

<…> В целом получается, демографическая ситуация в России на второй год спецоперации <…> сложная. Рождаемость на одну женщину в России такая же, как в Евросоюзе, только женщины рожают в более молодом возрасте. Но смертность очень высокая исторически с позднесоветских времен, даже если учесть факт, что ковид в основном закончился. <…>

В России смертность чуть ли не самая высокая в Европе, за исключением Украины и Молдовы. Так что в нашей ситуации немного хорошего, но и катастрофы нет тоже».