Почти половина российских учеников стараются не посещать туалеты в школе. Туалеты в зоне риска по нескольким пунктам сразу: там часто грязно и некомфортно находиться, это одно из самых популярных мест для буллинга и вандализма. Мы в EdDesign Mag попытались разобраться, что делает школьные туалеты уязвимыми для вандалов и хулиганов, и какие меры позволят им стать комфортнее.
Проблемы, связанные со школьным туалетом:
1. Буллинг.
2. Отсутствие приватности.
3. Плохие санитарные условия.
4. Вандализм.
Проблема №1: Буллинг
С буллингом российские ученики вообще сталкиваются регулярно — один-два раза в месяц, показало исследование Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ «Агрессия и буллинг в школьной среде». Ни разу не чувствовали себя в роли жертвы за последний месяц в школе только 33% опрошенных. И тоже только треть школьников ни разу не были свидетелями травли, а ее инициатором никогда не выступало меньше половины участников опроса.
Школьные туалеты — одно из самых популярных мест для буллинга. Туалет в понимании хулиганов это место унизительное, «низменное», подходящее для того, чтобы оскорбить «жертву», — объясняет педагог-психолог Лилия Зубова: «Причина посещения туалета настолько деликатна, что многие стараются быстро покинуть это помещение, не пересекаясь с другими, — добавляет педагог-психолог Елена Суркова.— Практически ни одно школьное пространство не защищено так от вторжения взрослых: учителей, технического персонала, администраторов».
Почему нельзя сделать школьные туалеты общими, не разделяя их на «учительские» и «детские»? «На удивление, это не прихоть, объясняет руководитель проекта по строительству социальных объектов в Московской области ГК ПИК Анна Букина. – У учителей есть санитарные книжки, подтверждающие, что они не болеют определенным спектром заболеваний. Чтобы сократить риск подхватить от детей легко передающуюся заразу (во влажной среде вредоносные бактерии лучше сохраняются), педагоги пользуются отдельным санузлом».
Опрошенные нами учителя говорят, что официальных правил на счет «учительских» и «детских» туалетов в школах нет, однако разделение существует, поскольку «так повелось». «У нас есть ученики, которые ходят в учительский, потому что в обычный им противно, – говорит 9-классница Валерия из Уфы. – У учителей отдельный туалет, с суперотделкой. И там всегда миллион рулонов бумаги».
Компания ПИК, крупнейший застройщик в Москве, анализировала опыт Великобритании на счет туалетов. В санузлах английских школ и других зданий зона раковин, как правило, не выделяется в отдельное помещение, а находится в коридоре, поэтому там одной площадкой для буллинга меньше, рассказывает Букина. Однако в России так делать запрещают санитарные нормы: умывальная должна быть отделена дверью. ПИК предлагал устанавливать на общие входы в школьные туалеты остекленные двери, на которые нацелена видеокамера. Но от прозрачных дверей поголовно отказались все педагоги и Департамент образования и науки Москвы, говорит Анна Букина: им непривычно.
Что можно сделать? Опыт ED Architecture
Не создавать общей умывальной зоны в принципе, а туалеты строить в виде индивидуальных кабинок с раковинами внутри — как дома. Так организованы уборные, например, в Инженерном корпусе школы №548 в московском Совхозе им. Ленина — двери в кабинки ведут прямо из коридора, как в любой другой кабинет. На то, чтобы согласовать туалеты «как дома» в корпусе школы в Совхозе ушло столько же времени, как обычно. Это просто дороже и требует больших площадей.
Традиционно в школьных туалетах огромные щели между полом и дверью. Это дает возможность хулиганам засунуть руку с телефоном в пространство снизу кабинки и сфотографировать того, кто там находится.
Компромиссный вариант — дверь и стенки в кабине туалета доводить почти до пола, как в торговом центре. Такие туалеты, например, в школе «Летово».
Проблема №2: Отсутствие приватности
Татьяна, уборщица одной из московских школ говорит, что незакрытые кабинки — реальность школьных уборных и в Москве. Возможно, потому что младшие ученики довольно часто не умеют пользоваться шпингалетами, и школьной администрации проще не вешать или снять замок. Кроме того, в туалетах школы, где убирается Татьяна, после ремонта оказались такие низкие двери, что ученикам приходится приседать, чтобы их не было видно в кабинке сверху, рассказывает она.
В СанПин ничего не сказано о том, должны ли школьные туалеты быть оборудованы замками — есть указание только о наличии дверей. Хотя и его иногда нарушают. В регионах встречаются школы, у кабинок туалетов которых нет дверей. В прошлом году в школе города Заречный Пензенской области организаторы ЕГЭ убрали из кабинок в уборной двери, чтобы не дать ученикам пользоваться шпаргалками.
Туалет по правилам: в СанПин есть указание разделять санузлы для персонала и школьников. В туалетах для девочек должно быть не меньше одного унитаза на каждые 20 учениц, в уборных для мальчиков – по одному унитазу и писсуару на каждые 30 человек. В мужских туалетах на один умывальник приходится три унитаза, а в женских — два (при этом один умывальник на уборную в любом случае должен быть). Число мест в уборной определяется по количеству людей на этаже, это по сводам правил проектирования. При этом предполагается, что мальчиков и девочек на каждом этаже поровну.
Что можно сделать? Опыт Кирилла и Елены Чебурашкиных, бюро «Чехарда»
В санузлах самой распространенной в Москве серии типовых панельных школ И 1605 по сей день на одну кабинку приходится по два унитаза, говорит завкафедрой «Дизайн мебели» Строгановской академии Кирилл Чебурашкин. Причем решение было задумано по проекту, перегородки между кабинами изготавливались на заводе. Чебурашкин, приведший в одну из таких школ своих детей, вместе с женой Еленой придумал новые интерьеры для здания и переделал совместные туалеты.
После ремонта в мужском и женском туалетах школы организовали по четыре независимых кабинки с возможностью закрыться внутри, с кронштейнами для туалетной бумаги и ершиками. Раковины установили на консоли, поскольку современные первоклашки оказались выше тех, для которых создавались СанПиН. Смесители на раковинах заменили на современные однорычажные, а еще сделали отдельный кран для наполнения ведра, который может открыть только уборщик. Стены отделали обычной плиткой отечественного производителя, квадратный метр стоил около 500 рублей. Повесили большие зеркала. Все материалы и комплектующие были выбраны максимально дешевые, чтобы решение можно было тиражировать, объясняет Кирилл Чебурашкин. Идеей уже воспользовались: школа, арендующая первый этаж в том же здании, сделала ремонт своих помещений по проекту Чебурашкиных.
Проблема №3: Плохие санитарные условия
Школьница из Москвы Анна называет туалеты «самым неприятным местом в школе»: по ее словам, там очень некомфортно находиться, часто нет туалетной бумаги, а в самих кабинках мало места. Только 18% опрошенных Domestos родителей довольны санитарными условиями школьных туалетов. «Удовлетворительным» их считают 36%, плохими – 17%. При этом почти 70% респондентов называют санитарное состояние санузлов важным фактором, влияющим на здоровье и успеваемость ребенка. И столько же участников опроса не знают, что делать, если состояние санузлов не устраивает детей.
В конце 2017 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявляла, что больше, чем в трех тысячах российских школ нет теплых туалетов и называла это «позором». В 2018 году обеспечить все школы теплыми туалетами призывал экс-премьер Дмитрий Медведев. В прошлом году «Российская газета» писала, что средства на это должны быть выделены из резервного фонда. О том, что проблема решена, никто не официально не отчитывался. По последним данным сборника «Образование в цифрах», который готовит Росстат совместно с НИУ ВШЭ, 13% российских школ не оборудовано канализацией.
Что можно сделать? Опыт ED Architecture
«Тема туалетов для нас очень актуальна. Еще на этапе проектирования туалеты мы рисовали вместе с инженерами: обсуждали все, вплоть до разуклонки пола», — говорит руководитель филиала «Инженерный корпус» школы №548 Надежда Гарниш. По ее словам, основным критерием в вопросе строительства новых туалетов была возможность видеть их комфортными и чистыми весь день. «Мы были в школах Финляндии или Англии — туалеты там не пахнут. Почему? Понятно, потому что они закрываются, в них все, как дома: конфиденциально, чисто, удобно — объясняет Надежда Гарниш. — Поэтому нам важно было обеспечить, чтобы туалеты были легко обслуживаемы в течение дня, чтобы их можно было легко мыть, но не тряпочкой, а основательно, поливая все водой».
В уборных Инженерного корпуса можно проводить палубную мойку: гигиеническим душем облить все поверхности. Во всех кабинках есть трап, куда вода стекает и уходит, все предметы, включая санитарные инструменты, подвешены к стенам, чтобы уборку можно было делать быстро и качественно.
Довольна ли Гарниш состоянием туалетов в Инженерном корпусе сегодня? Нет. На мытье санузлов не хватает рабочих рук, поскольку компания, выигравшая тендер на уборку школы, не справляется с этим. «У нас 19 000 кв. м — а на уборку нам выделяют порой три человека, хотя по контракту должно быть 13, —объясняет Надежда Гарниш. — В фирме-подрядчике регулярная текучка, и людей не хватает, и средств».
Проблема №4: Вандализм
По словам Анны Букиной из ПИК, в одной из построенных ее компанией школ ученики на спор сбивали писсуар с крепления – «что поделать, раньше с таким устройством они не встречались. К счастью, это был единичный случай». По словам уборщиц двух московских школ, дети постоянно портят бумагу, пачкают унитазы и все вокруг них, пишут на стенах маркерами имена, маты, любовные признания и смайлики. Зачем? «Весело и страшно, адреналин называется», — объясняет вандал из московской гимназии 1514.
Педагог-психолог Елена Суркова считает, что в случае с туалетным вандализмом проявляется и рискованное поведение как личностная особенность, и уровень культуры (потребительское отношение), и отношение к школе.
Что с этим делать?
Администрации школ зачастую применяют не самые адекватные меры. В одной из столичных школ перестали выпускать в туалет на уроках в принципе, жалуется ее ученица: так преподаватели борются с курением вейпов, айкосов и джулов. «А если все же выходишь, то перед тем, как зайти, тебя проверяют на наличие сигарет. В общем, маразм и отсутствие личного пространства». Руководитель другого учебного заведения во время вступительной речи перед началом прошлого года призывал родителей первоклассников приучать детей ходить в туалет дома, чтобы те не портили свежий ремонт в уборных. «Школы вам не для этого», – объяснял он.
«ПИК» старается подбирать вандалостойкие материалы для сантехнических перегородок, простые и надежные сантехнические системы, работает над балансом вентиляционных систем (чтобы предотвратить накопление неприятных запахов), делает пространство красивым – чтобы его жалко было портить. Кирилл Чебурашкин советует вешать в уборных большие зеркала. «Это было доказано еще в лифтах: зеркала создают ощущение, что человек не один», — объясняет он.
«Эксплуатация детского труда законом карается, так что привлекать самих учащихся к уборке нельзя, – напоминает 11-классник из московского «Интеллектуала» – А было бы эффективно — чем меньше нагадишь, тем меньше убирать потом придётся».
Полный текст статьи «Неприватное место: почему в школьные туалеты не хочется заходить» - на сайте EdDesign Mag:
Подписаться на телеграм-канал EdDesign Mag: