Найти тему
РЖД Тур

Отправные точки

Осенью отмечают дни рождения три вокзала Москвы: Белорусский, Павелецкий и Рижский

Статья создана по материалам "Журнал для пассажиров. Комфортная жизнь в движении."

В последней трети XIX века железнодорожные вокзалы в Москве появлялись один за другим. Если в 1862 году их было только три, то за 40 лет, к 1902-му, стало уже девять. Три московских вокзала — Белорусский, Павелецкий и Рижский — отмечают дни рождения в сентябре.

К концу XIX века Москва стала крупнейшим железнодорожным узлом Российской империи. Перевозка пассажиров и тем более грузов по рельсам была значительно быстрее и экономичнее, чем речным и морским транспортом, и значимость портов для экономики страны постепенно снижалась, а железных дорог — наоборот, росла. Москва как железнодорожное сердце страны оказалась вне конкуренции: здесь сходились и сухопутные, и водные пути, и добавление к ним железнодорожных линий оказалось вполне логичным. Расположенная на пересечении путей между промышленным северо-западом, сельскохозяйственным югом и полным природных богатств востоком России, Москва объединяла фактически все железнодорожные артерии империи. И чем больше их становилось, тем больше вокзалов требовалось второй российской столице.

Мы расскажем о вокзалах-именинниках — тех, которые были открыты в сентябре. В Москве таких — целых три.

Экскурсии на вокзалы Москвы и Санкт Петербурга

Белорусский вокзал

В 1860-х годах шло активное строительство железнодорожных путей от Москвы к западным границам России — на Смоленск, Минск и Варшаву. Одновременно началось возведение вокзала, который должен был принимать поезда из западной части страны и из-за рубежа. Его торжественное открытие состоялось 19 сентября 1870 года.

Впрочем, в первозданном виде новый вокзал существовал недолго. На протяжении нескольких десятилетий он то и дело менял как название, так и внешний вид. Железнодорожные пути продлевали на Запад ударными темпами, и уже через год после того, как железная дорога дошла до Бреста, Смоленский вокзал переименовали в Брестский.

Московско-Брестская железная дорога вскоре стала одной из самых протяженных в Российской империи: около 1100 километров! Брестский вокзал превратился в главные ворота на Запад: отсюда поезда уходили в Париж, Ниццу, Берлин, Варшаву... Он быстро обрел славу светского места: сюда приезжали знаменитые зарубежные гастролеры, знать отправлялась отсюда на воды, а для царской семьи в конце XIX века на вокзале был выстроен отдельный павильон. Неудивительно, что именно здесь в 1912 году открылся и первый цветочный павильон на вокзале, где встречающие могли купить букеты. Правда, просуществовал он недолго и закрылся с началом Первой мировой войны.

Экскурсии на вокзалы Москвы и Санкт Петербурга

Уже в 1890-е стало очевидно, что старое здание не справляется со своими функциями, вмещая пассажиров только одного состава. Однако реконструкцию по проекту архитектора Ивана Струкова удалось начать лишь в 1907 году, а закончилась она пять лет спустя, в 1912-м. В новом здании появилось самое современное техническое оснащение: телеграф, автоматы для печати железнодорожных билетов — прежде их выписывали вручную. Страна праздновала 100-летие победы над Наполеоном, и на юбилейной волне вокзал, а заодно и дорогу решили переименовать в память императора-победителя — Александра I. Так Брестский вокзал стал Александровским.

После революции царское имя у вокзала отобрали, вновь сделав его Брестским. После реорганизации железных дорог он стал Белорусско-Балтийским, а в 1936-м обрел, наконец, название, под которым существует и сегодня.

В годы Великой Отечественной Белорусский вокзал стал символом воинской славы России. Отсюда отправлялись воинские эшелоны в 1941-м: 26 июня на площади перед вокзалом Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнил для уходивших на фронт песню «Священная война». А в 1945-м на Белорусский вокзал возвращались с победой фронтовики. В память о тех годах в мае 2014-го на Белорусском, между вокзальным зданием и железнодорожными путями, был открыт памятник «Прощание славянки» — человечное и трогательное напоминание о людях, отдавших свои жизни ради Победы.

С послевоенных лет главное здание вокзала внешне практически не изменилось. В 2009 году здесь заработал отдельный терминал для пассажиров «Аэроэкспресса» в аэропорт Шереметьево. Его отправление перенесли сюда с Савеловского вокзала, где нужно было перейти через мост, чтобы сесть в скоростной поезд, а это было неудобно для путешественников с багажом. На Белорусском отправление в аэропорт удалось организовать с максимальным комфортом.

Экскурсии на вокзалы Москвы и Санкт Петербурга

Павелецкий вокзал

Вокзал, открывшийся 1 сентября 1900 года, предназначался для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги. Эта крупнейшая на тот момент частная железная дорога России связывала 12 густонаселенных губерний, включая сельскохозяйственные районы Поволжья. Линия длиной 252 километра, о строительстве которой просило правление дороги, должна была соединить с Москвой небольшой поселок Павелец в Рязанской губернии, обеспечив быструю перевозку в центр России зерна и других сельскохозяйственных грузов из южных регионов. Кроме того, значительную прибыль обещали и пассажирские перевозки: на маршруте было расположено множество дачных поселков.

Железную дорогу построили быстро, с опережением графика. Но с вокзалом все оказалось сложнее. Сначала долго не могли выбрать место: предлагали окрестности Шаболовской улицы, площадь Спасской Заставы (ныне — Крестьянская Застава), но в итоге все же остановились на пустыре в конце Валовой улицы. Условием передачи земли под застройку было облагораживание окрестностей будущего вокзала. Общество Рязанско-Уральской железной дороги обязали возвести мост над Серпуховским шоссе (сегодня это Павелецкий путепровод в районе Варшавского шоссе), модернизировать Малый Краснохолмский мост и обустроить привокзальную площадь. Именно тогда площадь Павелецкого вокзала приняла современный вид.

Первоначальное здание вокзала было совсем небольшим: его длина составляла всего 80 метров. Тем не менее в нем разместилось все необходимое для пассажиров и железнодорожников: залы ожидания 1, 2 и 3 класса, буфет, телеграф, аптека и даже квартиры служащих, включая начальника вокзала. Огромные окна на фасаде обеспечивали максимум освещения для всех общественных помещений. А необычайно широкие дубовые лавки в залах ожидания были известны многим и в советское время. Благодаря им Павелецкий вокзал считался излюбленным пристанищем для тех, кто оказался в столице без крыши над головой. На этих лавках можно было с удобством выспаться — если, конечно, не привлекать внимание органов правопорядка.

Только что открывшийся вокзал был назван Саратовским, поскольку именно в Саратове размещалось правление Рязано-Уральской железной дороги. Однако именовать его Павелецким, по названию конечной станции, начали еще до революции. Официально он стал Павелецким в 1940-х годах. Но еще раньше, в 1924-м, имел все шансы получить совершенно иное название. После того как 23 января 1924 на тогда еще Саратовский вокзал траурный поезд доставил из подмосковных Горок тело Владимира Ленина, в партийных документах вокзал стал упоминаться как Ленинский. Так же он был обозначен и на некоторых картах Москвы. Однако по неизвестной причине официальным это наименование так и не стало.

Вокзал был электрифицирован лишь после войны: в 1946 году отсюда отправился первый электропоезд. Тем не менее до 2003 года Павелецкий оставался единственным в Москве вокзалом, принимавшим не только электрички, но и дизельные поезда, приходившие из тех районов Подмосковья, где железная дорога еще не была электрифицирована. В то же время в 2002-м именно здесь произошла настоящая транспортная революция: от перрона Павелецкого вокзала отправился первый «Аэроэкспресс», связавший столицу с аэропортом Домодедово.

Добротный и комфортный, Павелецкий вокзал благополучно справлялся со своими функциями. Первая масштабная реконструкция прошла здесь в 1987 году. В результате архитектурный стиль здания не слишком изменился, однако привокзальная территория увеличилась примерно в шесть раз, поглотив несколько окрестных зданий, включая один из вестибюлей метро «Павелецкая», остатки которого до сих пор можно увидеть внутри вокзала. А вот площадь перед ним стала одним из главных столичных долгостроев — свой нынешний привлекательный облик она обрела лишь в 2021 году.

Экскурсии на вокзалы Москвы и Санкт Петербурга

Рижский вокзал

Сейчас Рижский вокзал — пожалуй, самый тихий и малолюдный в Москве. Но в начале ХХ столетия он имел для России огромное стратегическое значение. Виндава — современный латвийский Вентспилс — была одним из крупнейших портов Российской империи на Балтике, и построенная в конце XIX века Московско-Виндавская железная дорога должна была обеспечить бесперебойную доставку грузов, поступавших с Запада по морю, в центр страны. Конечной станцией этой дороги стал Виндавский — ныне Рижский — вокзал, открывшийся в сентябре 1901 года.

Проектировал здание вокзала петербургский архитектор Станислав Бржозовский, автор проекта Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. Вокзал был построен в неорусском стиле: эту идею диктовала архитектору окрестная застройка — возвышавшиеся на местности и притягивавшие к себе взгляд кирпичные башни Мытищинского водопровода, расположенные в окрестностях Крестовской Заставы. Здание вокзала стилистически перекликалось с ними, придавая всему району черты архитектурного ансамбля.

Стратегически важный вокзал был оборудован по последнему слову техники — здесь имелась даже собственная электростанция. Впрочем, в послереволюционные годы его транспортное значение постепенно утрачивалось. Однако внимания к себе он привлекал предостаточно — по крайней мере новые названия для него придумывались с ударной скоростью. В 1930 году вокзал переименовали в Балтийский, в 1936-м — в Ржевский, и, наконец, в 1946-м он стал Рижским вокзалом столицы.

В 1970-х годах Рижский вокзал был весьма популярен среди москвичей благодаря сувенирным киоскам: здесь можно было купить знаменитый рижский бальзам, ликер «Вана Таллин», настоящие рижские шпроты, трикотаж и другие дефицитные товары из прибалтийских республик. За относительную тишину и немноголюдность любили его и кинематографисты. Рижский вокзал можно с полным правом назвать самым киногеничным в стране: здесь снимались эпизоды таких картин, как «Вокзал для двоих», «Семнадцать мгновений весны», «Мы из джаза», «По семейным обстоятельствам».

Экскурсии на вокзалы Москвы и Санкт Петербурга

Архив номеров общехолдингового журнала на нашем сайте в формате PDF

Обязательно подписывайтесь на наш Дзен, где вас ждет увлекательная информация о наших туристических круизах, размышления специалистов в области пассажирских перевозок, иные экспертные мнения, подробные описания экскурсионных программ, красивые фотографии и видео. Вся гамма наших туристических предложений — более 50 готовых туров — доступна для вас на сайте «РЖД Тур» 24/7.