Рост кредитов среди населения РФ продолжает увеличиваться по сравнению с 2022 годом. Если в 2022 году родители брали потребительские кредиты для того, чтобы отправить детей в школу, то сейчас речь идет уже о повседневных нуждах: фактическая стагнация доходов населения на фоне постоянно растущих цен и высокой инфляции приводит к тому, что многие не доживают от зарплаты до зарплаты. И речь тут не о дорогой ипотеке, летнем отдыхе, покупке бытовой технике или туров по России.
По данным ЦБ, в июне рост потребительского кредитования составил 1,6% после 1,7% в мае. Банк России повысил прогноз по росту потребительского кредитования по итогам 2023 года до 13-17% с прежних 9-13%, сообщил недавно на пресс-конференции руководитель департамента регулятора Александр Данилов. Во 2 полугодии ожидается охлаждение рынка с учетом ужесточения с 1 июля макропруденциальных лимитов. Однако, по словам Данилова, ЦБ продолжит следить за ситуацией и готов при необходимости дополнительно «корректировать инструментарий».
Всех волнует ближайшая перспектива — что будет дальше, к чему готовиться. На вопрос о том, кто окажется в проигрыше и куда все приведет в недалеком будущем, отвечает Никита Кричевский — доктор экономических наук, профессор, российский экономист и политолог:
— Возможно, кредитование в банковской сфере уменьшится, но в широком смысле оно будет расти и уйдет в серую зону. Коммерсанты будут решать вопрос через рассрочку — у родных, знакомых, за счет заначек и пр. Еще один, более прагматичный способ — ОПС-общаки авторитетных предпринимателей.
Инфляция при такой трансформации продолжит расти, и в проигрыше окажутся банки, теряющие процентные/комиссионные доходы. Не будет сверхновостью, если тарифы по РКО до конца года вырастут.
Еще одним следствием удушения кредита совершенно точно станет ускорение ухода расчетов с поставщиками и работниками в черный нал, либо с карты на карту, потому что в этих случаях обороты показывать не надо и налогов существенно меньше. Эта тенденция видна и сейчас — идет экономия издержек.
Статистики по совокупному кредитованию нет и никогда не было. Так что сравнивать не с чем, анализировать тоже. Страусиная политика всегда была коньком ЦБ и ему подобных.
За «крупняк» беспокоиться нечего: он давно кредитуется по спецусловиям, или у учредителей за счет прибыли, или у государства. Первым, как обычно, пострадает микробизнес (ИП, МСП), особенно в сфере услуг.
Юридическую сторону вопроса прокомментировал глава МКА «Карабанов и партнеры» кандидат юридических наук адвокат Александр Карабанов:
— Увеличение кредитной ставки, безусловно, отразится на экономике. Это ударит по мелкому и среднему бизнесу, что с юридической точки зрения повлечет целую волну новых банкротств, увольнений и безработицы. Принимая во внимание, что фактически все граждане Российской Федерации сейчас закредитованы, при потере работы им будет сложно обеспечить свои кредиты, и в судах увеличится нагрузка именно по банкротству как физических, так и юридических лиц, а также, вероятно, увеличится количество дел по трудовым спорам между работодателями и сотрудниками.
Больше интересных новостей можно посмотреть на нашем сайте.