Русский эпос удивителен тем, что он помнит времена, которые историки называют не иначе как «легендарными». Былины помнят, что столицей древнерусского государства был Киев. Помнят былины славу, богатство и дух демократии царящей на вече и в кругу братин Господина Великого Новгорода.
Однако время шло, политический центр Руси сместился в сторону Северо-востока в сторону Владимиро-суздальского княжества, а затем столицей государства стала славная каменная Москва.
Москва в былинах
Большинства былин повествуют о временах неясного эпического прошлого. Мир полон всяческих чудес, а Русью правит красное солнышко Владимир Всеславьевич. Однако время не стоит на месте. Шли века и мир менялся. Появились былины, упоминающие новую столицу Руси – матушку каменную Москву.
Эпитет каменная прочно закреплен в песнях наших предков именно за Москвой. Москва четко противопоставляется чуждым государствам – земляной Литве и золотой Орде. Вероятнее всего эпитет связан с первой каменной крепостью – кремлем, который был построен в Москве ещё в XIV веке при князе Дмитрии Донском.
Московские князья-богатыри
Наиболее древние былины о Москве повествуют о князьях-богатырях, что сильно отличает их от былин о Киеве, где большинство богатырей имеют крестьянское происхождение. В образах московских князей рисуется идеал – заботливый князь, управляющий своим народом с мудростью и человеколюбием, и при этом он богатырь беспощадный к врагам, способный с помощью только своей силы или волшебства останавливать вражеские орды.
К таким московским князьям-воинам можно отнести известных в былинах (но не в реальной истории и исторических документах) князей Глеба Володьевича и Романа Дмитриевича.
Московский князь Глеб Володьевич является главным героем былины «Глеб Володьевич и Марина Кайдаловна». В былине через призму народной памяти сплетаются события, между которыми стоят сотни лет – правительница города Корсунь строит козни русским купцам и отнимает у них дар, который они везли московскому князю. Взяв с собой верную дружину Глеб отправляется в поход на Корсунь, где ведьма испытывает его мудрость. Но московскому князю удается разгадать все загадки ведьмы, а божье провидение защитило его от яда, который хотела дать ему ведьма.
А в былине «Наезд литовцев» московский князь Роман Дмитриевич, имеющий способности оборотня, останавливает двух литовских богатырей-королевичей, которые сожгли и уничтожили несколько русских деревней и уже собирались идти и разграбить Москву:
Они то село огнем сожгли,
Разорили те церкви соборные,
Мужичков из черни повырубили…
Прослышав о бесчинствах Литвы на русской земле, князь Роман превращается в волка и пока литовцы спят он перегрыз глотки их коней и поломал всё оружие. Потом превратился в ворона и трижды каркнув призвал свою верную дружину. Заканчивается былина тем, что московский князь уродует литовских королевичей и отпускает их домой.
Помимо этих двух былин Москва является главным местом действия многих сказаний, которые уже находятся на стыке былин и исторических песен. В этих былинах повествуется о временах Ивана Грозного и смутном времени. Былинам, где действующим лицом выступает сам Иван Грозный будет посвящена отдельная статья.
Так же к «Московским» можно отнести былину о северном богатыре Рахте Рагнозерском, который отправился в Москву на лыжах, чтобы защитить столицу от иноземного борца.
В целом Москва, хоть и количество связанных с ней сюжетов не столь велико, как с Киевом, мыслится в былинах как столица Руси. И в отличии от Киева, где сидит капризный и вспыльчивый самодур Владимир, Москва является домом могучих князей-богатырей.
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.