Экспертная консультация Заказчиков торгов по 223-ФЗ

В статье:

  • Какие документы нужно размещать в реестре договоров?
  • Каков порядок действий при размещении информации о расторжении договора, при условии, что он частично исполнен?
  • В какой форме необходимо публиковать протоколы по закупкам?
  • Можно ли заключать допсоглашения к договорам на большие объемы?

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНО РАЗМЕЩАТЬ В РЕЕСТРЕ ДОГОВОРОВ?

В силу ч. 1 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ порядок ведения реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в реестре, устанавливается Правительством РФ. На основании указанной нормы постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 утверждены Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - Правила).

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ следует, что в реестр вносятся сведения о заключении, изменении, исполнении и расторжении договоров. В этой норме также указано, что в реестр вносится информация о договорах, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает размеры, установленные ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

Азбука закупок по 223-ФЗ

Заказчик в течение 10 дней со дня полного исполнения сторонами договора своих обязательств, предусмотренных договором по приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и оплате договора, размещает в реестре договоров вышеуказанную информацию в порядке, предусмотренном Правилами.

В соответствии с п. 19 Правил информация и документы, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте ЕИС в сети "Интернет", за исключением:

- информации и документов, указанных: в подп. "д2" (информация об обеспечении договора), "е" (сведения о поставщике), "ж", "з" (информация об исполнении договора), "к" (информация о заключенных договорах с субподрядчиками), "л" (информация о расторжении договора) и "м" п. 2 (копия заключенного договора подписанного ЭЦП) Правил (подп. "а" п. 19 Правил);

- осуществления закупок, проводимых в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (в отношении сведений о которых Правительством РФ принято решение о неразмещении на официальном сайте ЕИС) (подп. "б" п. 19 Правил).

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 Правил в реестр вносится информация обо всех договорах, за исключением информации и документов, которые в соответствии с Законом N 223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС.

КАКОВ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ИНФОРМАЦИИ О РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА, ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ОН ЧАСТИЧНО ИСПОЛНЕН?

Закон N 223-ФЗ не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых по итогам закупки договоров, в том числе условия о количестве товаров (работ, услуг) и цене договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 данного Закона заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке. То есть к заключенным в ходе закупки договорам применяются общие положения гражданского законодательства, допускающие изменение договора по соглашению сторон, а в предусмотренных законом или договором случаях - и в одностороннем порядке, поскольку это не противоречит положению о закупке, утвержденному заказчиком.

Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) договор может быть расторгнут по соглашению сторон или по решению суда.

В соответствии со статьей 310 и пунктом 3 статьи 450 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом (например, статья 328, пункт 2 статьи 405, статья 523 ГК РФ) или соглашением сторон, влечет те же последствия, что и расторжение договора по соглашению его сторон или по решению суда, и к ним подлежат применению правовые позиции, сформулированные в настоящем постановлении.

В ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ указано, что в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. Из этой нормы прямо следует возможность изменения условий договора, заключенного по результатам процедур закупки товаров (работ, услуг), в ходе исполнения этого договора.

Таким образом, изменение цены товара, работы или услуги, а также их количества и объемов при исполнении договора, заключенного в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ, возможно, если это не противоречит положению о закупке.

Согласно пп. "ж" п. 2, пп. "в" п. 10 Правил заказчик в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор формирует и направляет в Федеральное казначейство информацию об изменении предусмотренных ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ условий договора (включая условия договора о цене и количестве, объеме (товаров, работ, услуг)), с указанием условий, которые были изменены, а также документы, подтверждающие такие изменения. Фактически, заказчик не может осуществить указанные действия без внесения соответствующих изменений в заключенный договор. В противном случае заказчик несет риск неблагоприятных последствий, связанных, прежде всего, с невнесением соответствующих сведений в реестр.

Расторгнуть можно только действующий договор. Договор, который прекратил свое действие, расторгнуть невозможно.

Срок исполнения обязательств по договору не тождественен сроку действия договора.

Если же истечение срока действия договора не прекращает действия самого договора, если обязательства по нему не исполнены, то договор считается действующим, а значит, он может быть расторгнут и после истечения срока его действия. Ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что сведения о расторжении договора должны быть внесены в реестр договоров, заключенных заказчиками.

В КАКОЙ ФОРМЕ НЕОБХОДИМО ПУБЛИКОВАТЬ ПРОТОКОЛЫ ПО ЗАКУПКАМ?

Часть 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются в единой информационной системе.

Согласно части 12 ст. 4 Закона № 223-ФЗ протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Порядок размещения протоколов, составленных в ходе закупки, определен Постановлением Правительства РФ № 908.

Для размещения на официальном сайте протоколов, составленных в ходе закупки, представитель заказчика в закрытой части официального сайта выбирает форму протокола из имеющихся на официальном сайте форм протоколов или корректирует имеющуюся на официальном сайте форму протокола в соответствии с положением о закупке и (или) размещает электронный вид протокола.

Протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются также в графическом виде (скан документа).

МОЖНО ЛИ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОПСОГЛАШЕНИЯ К ДОГОВОРАМ НА БОЛЬШИЕ ОБЪЕМЫ?

Условие подразумевает, что стороны договариваются о новом объеме обязательств, подлежащих исполнению в новый период времени, по договору, первоначально предусмотренному объему обязательств по которому предполагается быть исполненному в изначально согласованный срок. Соответственно, учитывая положения гражданского законодательства, применяемого к отношениям, регулируемым Законом N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), о договоре (п. 1 ст. 420 ГК РФ) и его заключении (п. 1 ст. 432 ГК РФ), а также учитывая значение понятия "закупка", пролонгация договора для целей Закона N 223-ФЗ может расцениваться как осуществление новой закупки, поскольку предполагает не только изменение срока исполнения договора, но также изменение (увеличение) объема исполнения, цены договора. Из этого же, в свою очередь, следует, что в случае такой "пролонгации" сведения о ней должны отражаться в ЕИС как об отдельной закупке: в плане, извещении, документации, протокол закупки у единственного поставщика, самостоятельной записью в реестре договоров, единицей в ежемесячной отчетности.

В практике не сложилось единого подхода по вопросу о том, означает ли продление срока действия, пролонгация (в том числе автоматическая) договора его заключение на новый срок (то есть заключение нового договора), или при этом происходит лишь изменение условий ранее заключенного договора. В некоторых письмах Минэкономразвития России указано, что по смыслу ст. 153, 154, 420 ГК РФ пролонгация договора является заключением нового договора, а ежегодная автоматическая пролонгация не означает, что договор заключен на неопределенный срок. Поэтому при пролонгации ранее заключенного договора, равно как и при заключении каждого нового договора, необходимо соблюдать положения Закона N 223-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2350, а также письмо от 29.03.2016 N Д28и-775, письмо от 10.03.2017 N Д28и-1057, письмо от 10.03.2017 N Д28и-1245).

В других разъяснениях Минэкономразвития России приходит к выводу, что в случае если договором, заключенным в рамках закупки, предусмотрена возможность его пролонгации и при пролонгации не изменяются существенные условия договора (за исключением объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора), то продление срока действия договора без проведения новой процедуры закупки не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ. Заказчик обязан только в течение 10 дней со дня внесения таких изменений в договор разместить в ЕИС информацию о продлении срока действия договора (письма от 29.11.2016 N Д28и-3162, от 14.11.2016 N Д28и-3082, от 08.11.2016 N Д28и-2915, от 12.09.2016 N Д28и-2316, от 29.02.2016 N Д28и-497, от 23.11.2015 N Д28и-3357, от 16.05.2017 N ОГ-Д28-6118).

Повысить квалификацию по 223-ФЗ