199,5K подписчиков

Граница на замке, но лазейка осталась: как обойти запреты и попасть в Финляндию?

4,4K прочитали
Коллаж 78.ru: IMAGO/Jussi Nukari; IMAGO/Lauri Heino; Carsten Reisinger/globallookpress.com, flaticon.com
Коллаж 78.ru: IMAGO/Jussi Nukari; IMAGO/Lauri Heino; Carsten Reisinger/globallookpress.com, flaticon.com

Грустно и печально: с 16 сентября на автомобилях с российскими номерами в Финляндию больше не пускают. 78.ru узнал: способы попасть в соседнюю страну даже после введения новых ограничений есть. Но есть и нюансы.

Власти Суоми вслед за Латвией, Литвой и Эстонией решили ввести новые ограничения в отношении россиян. Въезжать на территорию Финляндии на личных автомобилях, зарегистрированных в России, теперь нельзя. Запрет распространяется на все транспортные средства, подпадающие под таможенный код 8703, то есть машины, предназначенные для перевозки менее десяти человек.

Попытку въезда на авто с номерами РФ теперь будут расценивать как запрещённый импорт, и неважно, с какой целью вы въезжаете. Исключение финны сделали только для дипломатов и членов их семей раз, а также граждан Евросоюза. То есть с паспортом Белоруссии или Таджикистана на российских номерах вас тоже не пустят даже при наличии оснований.

Кроме того, обещают разрешать въезд «по гуманитарным причинам», однако до сих пор неясно, что подразумевается под этой довольно туманной формулировкой. Как говорится, если бы мы знали, что это такое, но мы не знаем, что это такое. Скорее всего, имеются в виду те, кто просит убежища по политическим или иным причинам.

Машину не отнимут, туалетную бумагу не заберут

Нужно отметить, что финны довольно долго колебались, прежде чем ввести очередной запрет для россиян, в отличие от Латвии, Литвы и Эстонии, которые поспешили претворить неоднозначное решение Еврокомиссии в жизнь. Ещё раньше сообщения о проблемах у водителей машин с российскими номерами стали поступать из Германии.

Более того, во всех этих странах пообещали конфисковать автомобили на российских номерах, уже находящиеся на их территории. А вот финские власти так «жестить» пока не собираются, хотя по словам главы МИД Финляндии Элины Валтонен, конфискация авто возможна в случае уголовного расследования. Все российские машины нужно вывезти из страны не позже чем через полгода, в срок до 16 марта 2024 года.

Фото: Takimoto Marina/globallookpress.com
Фото: Takimoto Marina/globallookpress.com

Хорошая новость состоит в том, что автобусы на российских номерах въезжать в Финляндию по-прежнему могут: они рассчитаны на более чем 10 человек и у них другой таможенный код. Кроме того, фейком оказались «страшилки» о том, что у русских на границе будут отбирать телефоны, одежду, украшения и даже туалетную бумагу. Личные вещи у граждан никто не конфискует, все всё спокойно ввозят.

Ну и если это вас успокоит — машину при попытке въезда в Финляндию никто не арестует и не заберёт. Вас просто развернут на границе и отправят обратно. Таких кейсов, увы, уже немало: только за выходные 16—17 сентября финская таможня не пустила в страну 37 автомобилей с номерами РФ.

Плохая же новость в том, что финны будут «отлавливать» транспортные средства на российских номерах не только в Торфяновке и Брусничном, но и на границе с Норвегией, несмотря на то, что фактически границы между этой страной и Финляндией нет. Дело в том, что Норвегия входит в шенгенскую зону, но не входит в ЕС, а запрет касается именно ввоза автомобилей на территорию Евросоюза. Судя по сообщениям в специализированных Телеграм-каналах, на всех дорогах из Норвегии в Финляндию уже стоят посты. А значит, очередная лазейка прикрыта.

Напомним, о запрете въезда автомобилей с российскими номерами заговорили после публикации новых разъяснений Еврокомиссии относительно санкций против России. При этом в ЕК особо отмечали, что каждая страна Евросоюза самостоятельно решает, вводить запрет или нет.

Да кто туда ездит?

Казалось бы, очередной запрет не должен был сильно затронуть обычных петербуржцев, ведь для большинства из них въезд в Финляндию и так давно уже закрыт. Весь последний год из-за пресловутых санкций в Суоми впускали только при наличии оснований: учёба, европейский ВНЖ или билет в нешенгенские страны, например, в Турцию. Также на границе иногда делали исключение для владельцев домов в Финляндии, но только в том случае, если их собственность нуждалась в срочном ремонте. Пускали и тех, у кого в Евросоюзе живут близкие родственники. Но основной массе обычных туристов поездки за сыром и «Фейри» стали недоступны.

Фото: Takimoto Marina/globallookpress.com
Фото: Takimoto Marina/globallookpress.com

Однако новость всё равно здорово расстроила водителей: выяснилось, что не так уж и мало петербуржцев регулярно ездили в Финляндию, несмотря на санкции. Больше всего пострадали люди, которые зарабатывали перевозками пассажиров в аэропорты Хельсинки и Лаппеенранты. Как правило, извозом занимались счастливые обладатели двойного гражданства России и Финляндии: в специальных Телеграм-чатах они называют себя «попутчиками», но все прекрасно понимают, что это, по сути, вид заработка. С введением нового запрета многие из них его лишились.

Расстроились и те, у кого в Финляндии или в других странах Европы учатся дети или живут родители: съездить к ним они по-прежнему могут, но только не на своём авто. В незавидном положении оказались и владельцы коттеджей с протёкшими крышами и лопнувшими трубами отопления: даже если пустят в страну для срочного ремонта дома, на автобусе много стройматериалов не увезёшь.

В общем, петербуржцы погоревали, а затем начали изыскивать способы обойти запрет и попасть-таки в Финляндию и дальше в Европу. И такие способы нашлись. Расскажем о каждом из них подробнее.

1. Рейсовый автобус

Рейсовые автобусы — самый удобный, простой и недорогой способ добраться из Петербурга в Финляндию. Этим способом пользуются экономные туристы, которые умеют считать и понимают: лучше заплатить 5000-7000 рублей за автобус, и потом улететь из Хельсинки в нужную страну за 50-100 евро, чем потратить сотни тысяч рублей на билеты с пересадками в Стамбуле, Ереване или ОАЭ.

Перевозки из Питера осуществляют три крупные компании: Lux Express, Ecolines и «Совавто», в день каждая компания отправляет по несколько рейсов в Хельсинки и Лаппеенранту, завозя желающих в аэропорты.

На фоне последних запретов спрос на автобусы так вырос, что перевозчики даже увеличили количество рейсов, например, «Совавто» с 6 октября 2023 года запускает новый маршрут Санкт-Петербург — Лаппеенранта: автобус будет отправляться каждый день в 07:30. А Ecolines продлил лапеенрантский маршрут до города Иматра. В этом городе традиционно живут очень много россиян, в основном с двойным гражданством, и они привыкли часто ездить в Россию — теперь с новым маршрутом это будет ещё удобнее.

Фото: IMAGO/Sasu Makinen/globallookpress.com
Фото: IMAGO/Sasu Makinen/globallookpress.com

Но увеличение рейсов не слишком помогло: из-за ограничений на въезд авто спрос на автобусы возрос многократно. Петербуржцы буквально смели все билеты на ближайшие три недели. Перевозчики советуют приобретать билеты как можно раньше.

2. Личный автобус и категория D

Как ни крути, рейсовый автобус, при всём его удобстве и невысокой стоимости, подходит не всем. Много багажа с собой не возьмёшь, в отдалённые города Финляндии не доберёшься, а ездить всей семьёй достаточно накладно. Поэтому некоторые водители в финско-российских Телеграм-чатах то ли в шутку, то ли всерьёз обсуждают возможность покупки машины с числом мест больше 10. По большому счёту, нужен автобус или микроавтобус.

В теории этот способ вполне рабочий. Но не стоит забывать, что помимо самого автобуса, нужно ещё открыть новую категорию в водительских правах — это категория D. А значит, потребуются дополнительные расходы. Не говоря уже о том, что покупка микроавтобуса и оформление страховки на него по нынешним ценам влетит в копеечку. Так что идея, прямо скажем, плохо реализуема на практике.

И в конце концов, где гарантия, что завтра или через полгода Еврокомиссия не додумается запретить въезд и российским автобусам? Тогда все ваши старания пойдут прахом.

3. Автомобиль на иностранных номерах

Куда более реальный, хоть и тоже довольно хлопотный вариант — авто с иностранными номерами. Например, можно взять в аренду машину, зарегистрированную в Белоруссии. В Сети эта возможность активно обсуждается, но есть определённые проблемы.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Один из завсегдатаев Телеграм-чата «Ситуация на границе с Финляндией» напомнил в беседе с 78.ru о нюансах: «Официальная аренда не вся подразумевает вывоз авто вне РБ/ЕАЭС. Ищите знакомых, выпишут доверенность и сможете выехать из РФ и въехать в Финляндию». Правда, по словам нашего собеседника, о реальных подобных случаях выезда из РФ гражданина России на белорусских номерах он не слышал, «хотя таможенники РФ утверждают, что можно».

Имеются и другие сложности, отметил участник чата: «Нужно найти друзей, которые имеют не одно авто и просить их, или вкладывать от 8000 евро и покупать авто на резидента РБ, а самому ездить по доверенности». По словам мужчины, подобные действия вполне законны: «Номера РБ наши ГАИ не проверяют, и говорят, что можно пользоваться по доверке резиденту РФ. Остается аспект вывоза такого авто из РФ, но таможенники говорят, что проблем нет, и даже доверка не нужна». Доверенность лучше всего делать мультиязычную, финнов она устраивает на 100%.

Но опять же никто не гарантирует, что финны, прознав о новом ухищрении, не закроют въезд и для автомобилей с белорусскими номерами. Словом, вариант с белорусской машиной пока не самый простой.

4. Через Норвегию и Швецию

Пожалуй, наиболее реальный способ попасть в Европу, не расставаясь со своей машиной — въехать через далёкую, но не столь категорично настроенную Норвегию. Эта страна до сих пор впускает российских туристов без особых оснований, просто по шенгенской визе. Правда, на днях власти Норвегии заявили, что в ближайшее время последуют примеру своих соседей и запретят въезд на автомобилях с российскими номерами. Однако точные даты введения ограничений пока не озвучены, так что у российских путешественников есть ещё пара недель.

Въехать в Норвегию можно только через Мурманскую область — там есть небольшой участок сухопутной границы между Россией и Норвегией и единственный пограничный переход Борисоглебск — Стурскуг. Главное, после въезда в Норвегию ни в коем случае не направляться в сторону Финляндии, как бы ни хотелось: остановят и развернут обратно. Ехать нужно сначала в Швецию, а уже оттуда — куда угодно.

Фото: Johan Nilsson/Tt/globallookpress.com
Фото: Johan Nilsson/Tt/globallookpress.com

Минусы такого путешествия очевидны: 3000-4000 км за рулём выдержит не каждый. А Норвегия ещё и самая дорогая страна в Европе — на еде и гостиницах можно разориться. Тривиальная поездка в Финляндию таких жертв вряд ли стоит, но если ваша цель — навестить родных или просто уехать надолго в Европу, этот вариант вполне подходит.

5. На мотоцикле

Запрет на въезд в ЕС касается только легкового транспорта, а вот о мотоциклах в разъяснениях Еврокомиссии ничего не говорится. Значит, пересечь границу Финляндии на мотоцикле — опять же при наличии оснований для въезда — вам никто запретить не может.

Недостатков у этого варианта тоже хватает. Прежде всего, скоро зима, и на мотоцикле уже не поездишь — холодно. Кроме того, много вещей с собой на мотоцикле при всём желании не увезёшь. Но главное — нужно оформить страховку на транспортное средство, а поскольку российские гринкарты больше не работают, придётся купить на границе финский полис, который стоит около 500 евро за один месяц. Можно оформить польскую страховку, она чуть дешевле, но ненамного.

При таких вводных неудивительно, что наплыва российских мотоциклистов в Суоми пока не наблюдается.

6. «Попутчики»

Если авто и мотоцикла у вас нет, а билеты на автобусы разобрали, выручат другие водители — те самые «попутчики», о которых мы говорили вначале. Есть целые чаты и форумы «попутчиков», на которых можно забронировать место в машине, едущей в Хельсинки, Иматру или Лаппеенранту. Правда, теперь их стало в разы меньше, а цены пошли вверх, поскольку «в деле» остались лишь счастливые обладатели машин на финских номерах. Зато с таким авто точно не будет проблем на границе.

Фото: IMAGO/Jussi Nukari/globallookpress.com
Фото: IMAGO/Jussi Nukari/globallookpress.com

Поездка с «попутчиком», конечно, намного удобнее, чем на автобусе: комфортно, быстро, нет толп других пассажиров, не нужно ждать на границе. По стоимости выходит даже немного дешевле, чем на автобусе. Но нужно осознавать и возможные риски: нередко доверчивые пассажиры становятся жертвами мошенников. Кроме того, оплату «попутчики» берут обычно только в евро — стоит иметь это в виду.