785 подписчиков

Лучшие виды: каким изображали Кремль художники разных эпох

110 прочитали

Москва всегда занимала особое место в творчестве писателей и художников, будоража воображение своей лоскутной, но всё же непередаваемо красивой, даже живописной архитектурной тканью. А Аполлинарий Васнецов считал город вообще и Кремль в особенности одним из самых ярких воплощений национальной культуры. Древней московской твердыне посвящены картины Фридриха Гильфердинга, Иллариона Мошкова, Архипа Куинджи и многих других. Предлагаем сравнить виды на Кремль, открывающиеся из окон дома «Лаврушинский», с изображением главной достопримечательности столицы на полотнах известных художников.

Бескомпромиссный дом «Лаврушинский»
Бескомпромиссный дом «Лаврушинский»

Фридрих Гильфердинг

«Под именем Красной площади мы разумеем здесь ту достопамятную Московскую площадь, на которую мы обыкновенно выходим из Кремля сквозь Спасские ворота, или сквозь Никольские. Площадь эта, составляющая теперь пространство длиною 135 сажен и шириной 75, по-видимому, ничего не представляет, кроме прекрасного вида, но в историческом отношении имеет очень много замечательного», — писал в 1854 году московский учитель истории и географии Иван Зеленецкий в книге «История Красной площади» (здесь и далее сохранены элементы авторских орфографии и пунктуации. — Ред.).

Позднее, в 1917 году, русский историк Николай Гейнике в своих «Прогулках по Москве и её художественным и просветительным учреждениям» отмечал: «Когда вы попадаете в Москву и начинаете ориентироваться в этом море домов, захвативших огромное пространство в полтораста с лишним квадратных вёрст, у вас не может не сложиться представления о Москве, как о городе со своеобразной, ему только присущей физиономией. <…> Много своеобразного и красивого вносят в эту физиономию золотые маковки „сорока сороков“ московских церквей и старые стены и башни Кремля».

«Благодаря холмистой местности, на которой расположена Москва, часто совершенно неожиданно открываются перед вами далёкие перспективы, и сразу видите большие пространства города с его оригинальной красотой». Этой особенностью столицы, раскинувшейся на семи холмах, активно пользовались художники. Они приезжали в центр, в частности — в Замоскворечье, и делали Кремль центральной фигурой своих полотен.

Фридрих Гильфердинг. Вид Красной площади. 1783 г.
Фридрих Гильфердинг. Вид Красной площади. 1783 г.

На всевозможные схемы и гравюры Кремль попадал и прежде, однако старейшим из известных художественных изображений Красной площади со всеми её постройками считается работа Фридриха Гильфердинга. Это ведута — картина с детальным, почти фотографическим отображением повседневного городского пейзажа. В XVII столетии на Красной площади существовали так называемые раскаты с пушками, обращёнными на восток, откуда нападение неприятеля было наиболее вероятным. Они располагались здесь почти до конца XVIII века, одни — под открытым небом, другие — в «каменном шатре».

Фридрих Гильфердинг. Вид Красной площади. 1783 г.
Фридрих Гильфердинг. Вид Красной площади. 1783 г.

В 1912 году в книге «Московский Кремль в старину и теперь» педагог и пианист Сергей Бартенев писал: «Около <…> находился пресловутый „кабак под пушкою“. В таком виде и среди такой обстановки пребывал в конце XVIII столетия город-Кремль некогда мощный, величественный и прекрасный замок, славившийся своим великолепием во всех странах Востока и Запада». Бартенев был хранителем Кремля, в качестве чиновника по особым поручениям Московского дворцового управления отвечал за «надзор за состоянием архитектурных сооружений». Он и жил в квартире в Кавалерском корпусе на территории древней крепости.

Именно такими, как описал их Бартенев, увидел Красную площадь и Кремль Гильфердинг: каменными, парадными, с фасадами, украшенными изразцами и белокаменной резьбой. Это место удивительным образом совмещало в себе роскошь и великолепие жизни московской знати и суету простого люда у «кабака под пушкою».

Илларион Мошков

Илларион Мошков. Вид Спасской башни в Кремле. 1800 г.
Илларион Мошков. Вид Спасской башни в Кремле. 1800 г.

Ещё одним «изобразительным историком» Кремля в начале XIX века стал Илларион Мошков. О нём не известно практически ничего, кроме того что автора акварельных картин в 1803 году отчислили из московской Академии художеств, но в 1810-м «по представленным московским видам» сделали «назначенным по перспективной живописи» с «программой на звание академика: написать красками внутренность соборной церкви Невского монастыря». Мошков запечатлел Кремль спокойным, с побелёнными торжественными стенами.

На его картинах ещё присутствует пушечный шатёр. Немногочисленный люд спокойно шествует по площади вблизи Вознесенского монастыря. Он был основан великой княгиней Евдокией Дмитриевной, вдовой Дмитрия Донского, в конце XIV века в память о Куликовской битве. Обитель просуществовала до 1930-х годов, когда её снесли и построили корпус Военной школы имени ВЦИК. Сейчас на этом месте раскинулся парк с застеклёнными каналами в земле, открывающими фундамент древней постройки.

Илларион Мошков. Вид Боровицких ворот. 1802 г.
Илларион Мошков. Вид Боровицких ворот. 1802 г.

Архип Куинджи

Особое место Кремль занимал в творчестве художника Архипа Куинджи, на картинах которого он становится композиционным центром — изображён ярко, довольно детально, а всё его окружение только графично намечено. Панорама кремлёвских построек явлена харизматично и точно. Златоглавые купола, башни стен, белоснежные здания со скрупулёзно выписанными тенями делают общий настрой картин подчёркнуто торжественным. А центральный образ Кремля, помещённого за красные стены, словно взят из сказки. В отличие от других художников, Куинджи не уделяет много внимания небу и всему окружению главной московской достопримечательности, изображая их эскизно.

Архип Куинджи. Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного. 1882 г.
Архип Куинджи. Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного. 1882 г.

«Древний Кремль с златоглавыми Соборами и готическим дворцом своим, большая зелёная гора с приятными отлогостями и цветниками; река не малая и довольно красивая, с двумя мостами, где всегда движется столько людей; огромный Воспитательный дом с одной стороны, а с другой длинный, необозримый берег с маленькими домиками, зеленью и громадами плотового леса; вдали Воробьёвы горы, леса, поля — вот картина! <...> Воображаю ещё множество лодок и шлюпок на Москве-реке с разноцветными флагами, с роговою музыкою: ежедневное собрание людей на берегу её» — так в 1803 году в «Записках старого московского жителя» описывал кремлёвский ансамбль историк Николай Карамзин.

Архип Куинджи. Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья. 1882 г.
Архип Куинджи. Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья. 1882 г.

И отлогости, и цветники, и красивая река с двумя мостами — всё это широкими мазками изображено на картинах Куинджи и производит на зрителя ошеломляющий эффект. Если всматриваться в Кремль на его полотнах, разглядывать двуглавых орлов на башнях, считать зубцы крепостных стен, то окружение, обозначенное только набросками, начинает проступать во всех деталях, воображение дорисовывает упущенное мастером. И вот перед зрителем уже предстаёт жаркий летний день, раскаляющий крыши домов и улицы под ногами, играющий на золотых куполах храмов и соборов.

Аполлинарий Васнецов

Чаще других мастеров изображал Кремль Аполлинарий Васнецов, досконально изучивший этот объект. В его творчестве московская крепость стала центральным образом не только самого города, но и всего государства. Васнецов жил на Остоженке, неподалёку от кремлёвских стен, и самым излюбленным прогулочным маршрутом у художника были улочки вокруг них. Мастер в деталях осматривал башни, соборы и с восхитительной точностью переносил увиденное на холсты. Работая над образами древней столицы, художник завёл близкую дружбу со многими историками, стал членом Московского археологического общества, а затем и почётным председателем Комиссии по изучению старой Москвы.

Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль. Соборы. 1894 г.
Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль. Соборы. 1894 г.

«Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлёкся ею? На это трудно ответить. Может быть, потому что я люблю всё родное, народное, а старая Москва — народное творчество в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что, очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице — селе моей учительской деятельности, был поражён видом Москвы, конечно, главным образом, Кремлём», — вспоминал Аполлинарий Васнецов. В Москве он прожил 55 лет и написал более ста картин, посвящённых истории столицы. Его друг Александр Бенуа в шутку называл Васнецова «художественным археологом».

Аполлинарий Васнецов. Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922 г.
Аполлинарий Васнецов. Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922 г.

Панорама Кремля

Картины, на которых изображён во всём своём величии Кремль, представлены во многих российских коллекциях, а большая их часть — в Государственном Русском музее и Третьяковской галерее. У жителей дома «Лаврушинский», который строит Sminex-Интеко, есть уникальная возможность любоваться прямыми видами на Кремль и сравнивать увиденное с полотнами художников. Дом расположен буквально в 50 метрах от Третьяковской галереи, а до главной достопримечательности Москвы от него всего один километр.

Панорама с террасы на кровле «Лаврушинского»
Панорама с террасы на кровле «Лаврушинского»

«Лаврушинский» — единственный дом в Москве, из большинства квартир которого открываются панорамные виды на главную столичную твердыню и весь исторический центр. Его корпуса расположены параллельно Кремлёвской стене. Благодаря моллированному, то есть закруглённому, стеклу, панорамным окнам и эркерам жители дома могут любоваться лучшими видами. Рассматривать московскую крепость со всеми её историческими соборами и зданиями удобно и с лепестковых балконов, образующих бегущую по поверхности бионического фасада волну.

Бескомпромиссный дом «Лаврушинский» — самый высокий среди новых домов на Якиманке, поэтому главную достопримечательность столицы отсюда видно как на ладони. «Обилие балконов и моллированные окна придают дому особый, почти курортный архитектурный колорит, только вместо моря — Кремль», — отметил автор проекта глава бюро СПИЧ Сергей Чобан.

Вид из окон в одной из квартир «Лаврушинского»
Вид из окон в одной из квартир «Лаврушинского»

Расположение «Лаврушинского» в глубине квартала дарит его жителям удивительное для центра ощущение тишины и простора. Дом окружён собственным двором-парком — самым большим на элитном рынке: он занимает 1,4 гектара, или 75% общей площади участка. Здесь появится сложный ландшафт, а благодаря специально подобранному озеленению двор будет оставаться красивым в любое время года. В «Лаврушинском» уникальный выбор квартир с просторными балконами, пентхаусов с террасами, бассейнами и каминами, лучшими видами не только на Кремль, но и на храм Христа Спасителя и собор Василия Блаженного, а также роскошных вилл.

Вид Кремля из дома «Лаврушинский»
Вид Кремля из дома «Лаврушинский»

Дом находится в центре культурной жизни, его окружают знаковые городские достопримечательности: помимо Кремля и Третьяковской галереи, это Марфо-Мариинская обитель, Болотная площадь, Репинский сквер, музейно-образовательный комплекс «ГЭС-2», «Красный Октябрь». Рядом пролегают лучшие прогулочные зоны столицы — Лаврушинский переулок, улицы Пятницкая и Большая Ордынка. Для любителей здорового и активного образа жизни — набережные центра Москвы длиной более 8 километров: «Музеон», парк Горького, Нескучный сад.

И конечно же, любимые Васнецовым Кремлёвская набережная, Манежная, Боровицкая, Спасская и Моховая улицы, Большой Каменный и Большой Москворецкий мосты. Здесь можно гулять очень долго, наблюдая, как времена года преображают природу в центре столицы, как небо меняет свои оттенки, как кремлёвские звёзды поворачиваются под порывами ветра — продуманное техническое решение, позволившее снизить нагрузку на них. А затем возвращаться домой, в «Лаврушинский», чтобы провести тихий семейный вечер у дровяного камина, наблюдая за жизнью большого города.

Москва всегда занимала особое место в творчестве писателей и художников, будоража воображение своей лоскутной, но всё же непередаваемо красивой, даже живописной архитектурной тканью.-13