Найти тему
Звездная любовь

Как снимали фильм "Рабочий поселок" (1965)

«Рабочий поселок» (1965) - сильный драматический фильм о судьбах людей, попавших в жернова ВОВ. О стойкости духа, о преодолении трудностей. Режиссером картины стал Владимир Венгеров. Свою карьеру он начинал с фильмов для детей: «Кортик», «Два капитана» и др. Потом Венгеров начал снимать серьезные драмы. Вера Панова писала сценарий «Рабочий поселок» специально для Владимира Венгерова.

К съемкам фильма режиссер приступил с проверенной командой специалистов. Это и операторы, и художник, и композитор, и талантливые ассистенты – Алексей Герман и Евгений Татарский. На главные роли режиссер пригласил любимых актеров – Людмилу Гурченко и Олега Борисова. С ними он уже сотрудничал, с ними было понимание с полуслова.

В фильме раскрываются судьбы разных персонажей, но линия с Борисовым и Гурченко – основная. Они играют супружескую пару, чья жизнь кардинально изменилась с окончанием ВОВ. На фронт герой Олега Борисова Леонид уходил здоровым энергичным молодым мужчиной, а вернулся слепым. Леонид не может смириться с жестокой реальностью, горе он топит в алкоголе.

Олег Борисов в фильме "Рабочий поселок"
Олег Борисов в фильме "Рабочий поселок"

Жена Мария терпит все его выходки, пытается вразумить, верит обещаниям. Но Леонид каждый раз возвращается на кривую дорожку. Он доходит до того, что меняет продуктовые карточки на водку. Сын и жена останутся без хлеба и других продуктов на целый месяц. Леонид понимает, что разрушает и себя, и семью, и ему больно от осознания этого. В итоге, Мария не выдерживает, вместе с сыном она уезжает в другой город. Но мальчик сбегает из поезда, возвращается к отцу, которого любит всем сердцем.

Людмила Гурченко в фильме "Рабочий поселок"
Людмила Гурченко в фильме "Рабочий поселок"

Актер Олег Борисов хорошо знал, что такое инвалиды войны. Его отец был начальником поезда, в котором перевозили раненых. Мальчишкой Олег видел этих людей, наблюдал за их поведением. Отмеченные тогда детали он внес в свою роль. Незрячего человека актер сыграл убедительно.

Игра всех актеров на высоте. Раскрыты характеры, показаны судьбы и личные драмы. Татьяна Доронина сыграла красивую молодую женщину, которая стала вдовой. Ей приходится жить вместе с родителями погибшего мужа, слушать их упреки, замечания. Полина злится на судьбу, на тех женщин, которые дождались мужей с фронта. А потом появляется шанс на счастливую жизнь. В поселок возвращается друг погибшего мужа Григорий (Виктор Авдюшко). Он признается, что давно любит Полину. Образуется новая семья, на свет появляются дети.

Любовь Соколова играет общественницу, активистку. Она в курсе всех дел работников завода. И при этом она многодетная мать, поднимающая ребятишек в одиночку. И в мирную жизнь, когда все испытания позади, когда город отстраивается, расцветает, женщина теряет старшего сына. Он погибает в драке.

У Елены Добронравовой интересный персонаж. Фрося – религиозная женщина, тихая и вкрадчивая. Всех наставляет верить в Бога, молиться, но при этом она способна на подлость. По ее доносу открыли дело, и арестовали директора завода Сотникова (Николай Симонов). Отрицательный, но такой обаятельный персонаж – председатель завкома Мошкин, которого сыграл Виктор Чекмарев.

Все актеры блестяще раскрыли характер своих героев. Игрой Алексея Догадаева (сын Леонида и Марии в детстве) восхищались и зрители, и критики. Перспективного мальчика тут же пригласили в другую картину «Республика ШКИТ». Но профессиональным актером Алексей так и не стал. Окончил филологический факультет, был геологом, потом увлекся фотографией, стал фото-художником. Потом Алексей переехал в Италию.

У режиссера Владимира Венгерова была особенность – он никому не позволял вмешиваться в процесс съемок, вносить коррективы. Исключения делались редко. В фильме «Рабочий поселок» он позволил помощнику Алексею Герману самостоятельно заняться постановкой начальных сцен. И тут нужно отметить гениальную работу Германа. Такое внимание к деталям – пассажиры поезда, эффектный прыжок девушки в белом платье в объятия к любимому, стоящему на платформе, спешащие по улицам рабочие, сцена у пивного ларька. Каждый момент наполнен историей.

Премьера фильма состоялась в 1965 году. Создатели картины надеялись, что фильм станет откровением, прорывом. Но этого не произошло, сменилась власть, времена «оттепели» подошли к завершению. Картину быстро сняли с эфиров, ее не оценили по достоинству. И все потому, что она вышла не в то время.

Но фильм, действительно, достойный, заслуживающий внимания.