Найти тему
1АК.BY

Куда и как сдать аккумуляторы на утилизацию

Аккумуляторные батареи имеют сложный химический состав. Именно поэтому самолично их лучше не выбрасывать. Из-за содержания электролита внутри разные типы АКБ сдают на переработку в специальные пункты приема. Это дает возможность не только безопасной утилизации, но и повторного использования свинца и других компонентов. Рассмотрим виды батарей и что с ними делать после эксплуатации.

Классификация аккумуляторных батарей

В зависимости от возможности или невозможности заново заряжать источники питания они бывают 2 групп: одноразовые (батарейки) и заряжаемые (аккумуляторы).

Кроме этого накопители выделяются по составу электролита:

  • SLA свинцово-кислотные: установлены в автотранспорте и других видах транспорта. Они состоят из свинцовых пластин и электролита, то есть раствора серной кислоты.
  • Li-ion литий-ионные: такие АКБ установлены в электротранспорте, мобильных телефонах, ноутбуках, электроинструментах.
  • Li-Pol литий-полимерные: по сути, Li-Pol - это разновидность литий-ионных. Здесь электролит находится в виде твердого полимера. Хорошо показывают себя в мобильной технике и портативной электронике.
  • NiMh никель-металлгидридные: используются в электронных устройствах (смартфоны, компьютеры, камеры и т. д.). Они состоят из никель-металлгидридного катода и кадмиевого анода.
  • NiCd никель-кадмиевые: состоят из никеля и кадмия, обеспечивают высокую мощность. Но они быстро теряют емкость и приходят в негодность.
  • Щелочные: обладают высокой емкостью, выдают стабильное напряжение в течение длительного времени и стоят недорого. Используются в портативных устройствах (фонарики, игрушки, пульты, часы, радиоприемники и прочее).

Утилизация разных видов АКБ требует особых процедур, так как они содержат определенные вредные химические вещества. Эти правила важно соблюдать для снижения отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье животных и людей.

Некоторые предпочитают не искать никаких путей, а просто оставить на свалке. Самостоятельно уничтожать аккумулятор категорически запрещается из-за опасности взрыва и выделения ядовитых газов.

Опасность отработанных АКБ для окружающей среды

К сожалению, все еще нет полностью экологически безопасных батарей. Каждая из них представляет собой в той или иной мере соединение пластика, металлов и электролита.

  • Свинец (Pb): свинцово-кислотные батареи содержат такой тяжелый металл, как свинец. Он имеет токсичные свойства и при неправильной утилизации несет вред для природы.
  • Кадмий (Cd): кадмий, который содержат никель-кадмиевые аккумуляторы, является тяжелым металлом и имеет высокую токсичность.
  • Никель (Ni): менее токсичный металл, хотя также способен вызывать аллергическую реакцию.
  • Литий (Li): литий и его соединения, которые содержатся в литий-ионных АКБ, опасны при неправильной обработке или повреждении накопителя.
  • Электролит: сама по себе электролитическая жидкость, которая состоит из серной кислоты, при попадании ядовита для воды, почвы и атмосферы. И опасна для животного мира и людей.

Сдача старых АКБ в специальные пункты приема и переработки позволяет эффективно контролировать и обрабатывать эти опасные вещества, предотвращая их негативное влияние. Более того, некоторые материалы (например, свинец, кадмий) могут быть повторно использованы в производстве, что помогает экономить природные ресурсы.

Почему нельзя выбрасывать АКБ

Основные причины, из-за чего это делать не рекомендуется, - это экономия ресурсов и охрана окружающей среды. Помимо того, что их компоненты разлагаются в течение столетий, они отравляют воду и почву при попадании. Каково же влияние отдельно взятых элементов?

  • Свинец - повреждает нервные клетки, почки, печень, ведет к различным заболеваниям, вплоть до онкологических.
  • Кадмий - высокотоксичный металл, который провоцирует такие болезни, как анемия и мышечная дистрофия, а также провоцирует сбой в работе почечной системы.
  • Никель - является причиной раковых заболеваний.
  • Литий - оказывает негативное влияние на слизистые оболочки человека, а при неправильной утилизации становится причиной пожаров.

Аккумуляторные батареи содержат ядовитые вещества, которые при неправильной обработке или механическом повреждении выделяют токсичные элементы.

Не имеет значения, будь то стартерный автомобильный аккумулятор, литий-ионный или даже пальчиковая батарейка: источник питания, оставленный на обычной помойке начинает выделять ядовитые газы. По этой причине производители элементов питания на каждой единице размещают специальный значок, говорящий о запрете выброса на свалку. Более того, в таком случае возрастает риск пожара из-за искрения, короткого замыкания или перегрева.

Способы переработки аккумуляторов

Если вы хотите своими действиями помочь экологии и заработать, советуем отработанные батареи сдавать в специальные пункты. Например, любые свинцово-кислотные АКБ вы можете сдать в пункты “Первой аккумуляторной компании”: взамен вы получаете наличные деньги и скидку на новую АКБ.

Если вам нужно выбросить небольшие пальчиковые или мизинчиковые батарейки, обратите внимание на специальные контейнеры для сбора в магазинах или других общественных местах своего города. Как происходит утилизация и переработка АКБ и какие этапы включает?

Утилизация свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов:

  • Сбор старых батарей, отправление на завод по переработке;
  • Сливание электролитической жидкости при помощи шприца или груши для откачки;
  • Измельчение корпуса специальными инструментами;
  • Разделение на составные компоненты: свинцовые пластины, электролит, полипропилен. Причем разделяющие сепараторы не перерабатываются: их отсоединяют, а после этого они подлежат захоронению.
  • Изъятие пластика, который затем будет собран для использования в будущем;
  • Плавление компонентов в печи с целью снижения содержания в составе свинца;
  • Отправка свинца на заводы по изготовлению АКБ.

Утилизация Li-ion аккумуляторов:

  • Разделение корпуса, которое происходит на специальном предприятии;
  • Откачка электролита;
  • Отделение электродов, с последующим очищением их;
  • Обработка корпуса в доменной печи.
  • Благодаря этим действиям предприятия получают сырье в работу и снижается количество вредных отходов.

Заключение

Рядовым пользователям не нужно совершать сложные шаги для решения вопросов утилизации. Такие пункты по приему аккумуляторного лома обычно расположены во всех крупных городах. Перед поездкой уточните, имеет ли предприятие лицензию на сбор и утилизацию подобного лома.

Такой документ даст вам гарантии и четкое знание того, что завод соблюдает необходимую последовательность шагов и правила безопасности рабочих. При этом процесс организован таким образом, чтобы на повторную переработку было отправлено максимальный объем материала с наименьшим вредом для экологии. На заводах созданы условия по переработке свинца, правильной утилизации кислоты. А при взаимодействии с неизвестными организациями у вас нет уверенности в дальнейшем пути отработанного источника питания.

Важным аргументом является денежное вознаграждение, которое выдают сразу в момент сдачи в соответствии с количеством штук и весом АКБ. А если вы сдаете в 1AK.BY, дополнительно получаете скидку для покупки нового автомобильного аккумулятора. Таким образом, это получается выгодно и полезно для всех сторон.