2 подписчика

Коммуникационная стратегия своими руками или о чем стоит подумать при запуске или ребрендинге соцмедиа каналов?

Я - Ксения Стрельцова, специалист в области коммуникаций, предприниматель и независимый автор.

Я - Ксения Стрельцова, специалист в области коммуникаций, предприниматель и независимый автор. В моей копилке опыт работы с немецким брендом LAMY, коммуникационная стратегия выхода студии мультимедиа дизайна Avocado Toast на рынки Ближнего Востока, ребрендинг всех медиа каналов мультибренда Smart Design, запуск и коммуникационная поддержка бренда украшений The common, а также консультации самых разных проектов.

Итак, что стоит учесть, если вы запускаете свой проект или беглым взглядом окинули уже существующие медиа каналы и поняли, что что-то не работает и хочется все поменять. В ходе воркшопов с предпринимателями первый вопрос, который я задаю, а каковы ваши бизнес цели и кто ваш клиент?

Интернет-магазину, благотворительной организации, образовательной платформе, галерее искусств и многим-многим другим нужны:

  • коммуникационный план
  • понимание с кем и как общаться, чтобы привлекать единомышленников
  • идея, как рассказать и показать продукт, чтобы его хотели купить

Даже если вы занимаетесь благотворительностью, в конечном счете, чем больше вы сможете привлечь средств, тем больше сможете сделать добрых дел.

Но остается вопрос, существуют ли различия в ToV, контенте и преподнесении информации при работе с b2b и b2c секторами. Определенно, есть. Объясню на примере — допустим, у вас небольшая студия интерьерного дизайна и вы работаете с частными клиентами, которым нужен дизайн-проект квартиры или дома. Я бы сделала ставку на необычный формат портфолио работ, возможно, не статичные, а интерактивные (где комната вращается и можно все хорошенько рассмотреть с интересного ракурса), плюс «живые» интервью с дизайнерами, где будут заметны предпочтения каждого для понимания, кто перед вами и в каком стиле он/она работает. Обо всем стоит рассказывать, используя самые разные каналы трансляции экспертизы команды, ведь ваш основной покупатель обычный человек, который хочет найти «своего» дизайнера и снять тревогу неизвестности конечного результата.

Если вы студия интерьерного дизайна или дизайна общественных пространств, но ориентированы на крупных девелоперов, то это другой образ компании. Здесь предпочтительна некая элитарная отстраненность и очень качественная съемка объектов, чтобы попадать в ожидания заказчика определенного уровня. Здесь важен стиль подачи информации, но сохраняется некая недосказанность.

Нужны ли съемки? Да. Нужен ли текст? Да. Нужны ли кросс-активности с другими компаниями? Да. Но у каждого действия есть свой оттенок. Плюс в таком случае ставка делается на другие каналы продвижения, чем в первом случае.

Второй вопрос, в какой форме находят отражение ценности бренда в контенте и стиле общения с аудиторией?

Кажется, тема смыслов набила оскомину всем, кто работает в поле брендинга, однако, как не построить здание без фундамента, так и не построить аутентичный бренд без понимания «про что мы» и «для кого мы». Просто представьте, вы заходите в аккаунт, где бабушки вяжут и продают варежки, с чем у вас ассоциируется продукт? Вероятно, с детством, теплом, вареньем, с походом на горку, когда бабушка протягивала варежки на веревочке через карманы куртки, чтобы не потерялись. А тут вы бы увидели, что варежки на фоне граффити или в форме коллажа на фоне сгенерированных картинок midjourney.

Что считывается сразу, безусловно, это две абсолютно разные аудитории — в первом случае, это широкое поле покупателей, которые ориентированны на ностальгические воспоминания и готовы поддержать проект (если, скажем, у этого еще и благотворительные цели). Во втором — аудитория магазина Univermag_x, где скорее всего вы попадете в более современных дерзких ребят, которые горят модными трендами.

Univermag_x/Instagram*
Univermag_x/Instagram*

И если вам кажется, что такая игра контрастов может быть непонятой, то предлагаю вам посмотреть на проект Murmurizm, где ностальгический продукт преподносится на языке трендов, и при этом все работает. Именно поэтому важно определиться на берегу (до запуска или при ребрендинге), на кого вы ориентируетесь и почему считаете, что это ваша аудитория и она захочет ваш продукт.

Murmurizm/Instagram*
Murmurizm/Instagram*
Murmurizm/Instagram*
Murmurizm/Instagram*

Расскажу про еще один любопытный пример адаптации трендов, который попался мне на просторах Instagram*. Бренд винтажных предметов для дома Незабываемо, который весело и забавно поднял аудиторию на рилсах-мемах, которые не ассоциируются с чем-то традиционным, тяжелым, старинным.

Nezabyvaemo_/Instagram*
Nezabyvaemo_/Instagram*

В чем же их успех? А в том, что они не переходят грань - их видео всегда красивые, в тематике бренда, сняты в шоу-руме, при этом отрабатываются очень жизненные сценки, которые подмечаются в магазине. Бренд привлекает пул новых подписчиков, которые любят жанр мемов, при этом становятся потенциальными лояльными клиентами бренда, ведь на видео всегда присутствует продукт и красивое пространство, даже героиня мемов - прекрасная девушка, которая работает в шоу-руме и в ее одежде присутствуют элементы, которые отсылают к прошлому.

Видно, что гипотеза «попробуем показать винтажные вещи, говоря с аудиторией на современном языке» тестируется очень деликатно и продумано.

На консультациях я обращаю внимание на еще одну важную составляющую коммуникационной стратегии — сторителлинг.

Все мы любим истории, а еще приобретая продукт, мы приобретаем мечту и ассоциацию с: моментом жизни (помните мультик Рататуй, когда одноименное блюдо смягчило сердце сурового критика, погрузив его в момент детства), наилучшей версией себя (дорогая толстовка, туфли, машина, да что угодно, что поднимает наш статус в глазах других, меняет наше самоощущение, и мы готовы за это платить), образом кого-то, кто нас восхищает (куплю такую же вещь как у блоггера, политика, актера и тд. и как бы стану им же на какое-то время), список можно продолжать. Каждый бренд, осознано или нет, ориентируется на такую мечту, при этом закладывая фундамент мечты самого создателя — так почему бы об это не рассказать?

Я уверена, что по-настоящему большими становятся бренды и сервисы, у которых есть истории и они их не просто придумывают, а осознают и классно транслируют.

Еще одна вещь, которую стоит держать в уме, если вы решили взяться за коммуникационную стратегию самостоятельно — все каналы разные, требуют адаптации контента и не каждому бизнесу нужно закрывать все существующие медиа . Аудитория Vkontakte отличается от аудитории Instagram*, а стиль подачи информации в Telegram открывает двери всем, кто хотел бы быстрый отклик аудитории, готов к прямым эфирам и лонгридам. Pinterest не только площадка для поиска визуального вдохновения, но сильное поле продвижения самых разных компаний, готовых производить визуальный контент. А это мы еще даже до Linkedin не добрались в данной статье.

Это лишь часть важных опорных точек при формировании коммуникационной стратегии, которые актуальны для каждого бизнеса большого и маленького, а также для построения сильного бренда (персонального тоже).

Если вы бы хотели найти смыслы, которые легли бы в основу сюжетной линии, разобраться, в чем могут быть слабые стороны коммуникации вашего проекта или компании, приглашаю на бесплатную диагностическую сессию.

Мы пообщаемся 20 минут, обсудим ваш продукт/сервис, текущие инструменты реализации коммуникационной стратегии и ваши ожидания. После чего вы получите краткий список моих размышлений по аспектам, которые стоит усилить или переосмыслить.

Забронировать время консультации можно здесь

А вот тут можно со мной связаться и узнать обо мне чуть больше:

Сайт

А тут я на ночь глядя читаю книги:

Telegram

*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией