Несколько размышлений по поводу выпущенных на экраны СССР "трофейных фильмов"(глава первая)

Победители!
Победители!

Добрый день!

И всё-таки заслужил Советский Народ, Народ-Победитель такого подарка! Смертельно уставшие после тяжелейшей войны, люди практически без отдыха приступили к восстановлению народного хозяйства, снова привыкали к мирной нелёгкой жизни. Нужна была отдушина. Нужен был хоть какой-то отдых после трудового дня. Молодые люди, вернувшиеся с фронта, бегали на танцплощадки, знакомились с девчатами, создавали семьи... Работали театры, ставили классику и современные пьесы... Работали библиотеки... В магазинах продавали привезённые из Европы "трофейные товары"... А что же крутили в кинозалах? Всё те же довоенные "Цирк", "Волга-Волга", "Трактористы", "Большая жизнь", а также кинопродукцию военных лет... Репертуар был достаточно большой, но уже пройденный, хотелось что-нибудь новенького. А на постановку новых картин в разрушенной, разорённой стране просто не хватало средств. Не говоря уже о закупке фильмов за рубежом. А деньги для восстановления народного хозяйства, для налаживания мирной жизни в почти полном враждебном окружении где-то надо было изыскивать. И кинопрокат мог бы в этом помочь. А молодые ветераны убегали на танцы! Не интересны были засмотренные до дыр довоенные комедии, а немногочисленные картины военных лет было смотреть очень тяжело, как ещё не приглушённую память о страшной войне, о гибели друзей-товарищей (вообще люди, прошедшие войну и знавшие что это такое не понаслышке, не любили говорить на эту тему даже со своими родными - было слишком тяжело).

Думаю, что руководство Страны, направляя 11 мая 1945 года в Германию комиссию (М.И. Хрипунов, И.М. Маневич, Г.А. Авенариус) предполагали такую ситуацию и изначально планировали выпускать часть привезённых фильмов на экраны СССР. (Иначе, какой смысл был тратить немалые средства на работу комиссии, погрузку коробок с плёнками в вагоны, транспортировку до Москвы, а создать Госфильмофонд СССР можно было из собрания советских и дореволюционных картин - их было достаточно).

В нацистской Германии за время правления А.А. Гитлера было выпущено на экран 1094 игровых полнометражных и несколько сот документальных (в том числе полнометражных) фильмов. Международной комиссией, состоящей из представителей Стран-Победителей (СССР, США, Великобритания и примкнувшим к ним Франции и Польши) в 1945 году были запрещены для показа порядка 300 фильмов. В первую очередь это были картины, откровенно пропагандирующие нацистскую идеологию [("Юный гитлеровец Квекс"(режиссёр Х. Штайнхоф), "Ханс Вестмар - один из многих"(Ф. Венцлер), "Штурмовик Бранд" (Ф. Зайтц), "Я обвиняю" [В. Либенайнер, пропагандировал убийства (эвтаназию) больных людей - и шире - инвалидов в Германии], документальные ленты Лени Рифеншталь], а также антипольские ["Возвращение домой" (Г. Учицки), "Поход на Польшу" (Ф. Хиплер)], антисоветские (антирусские) ["Поход на Восток " (В. Штерлер), "ГПУ" (К. Риттер), "Беглецы" (Г. Учицки)], антибританские ["Дядюшка Крюгер" (Х. Штайнхоф, К. Антон, Г. Майш), "Лиса из Гленарвона" (М.В. Киммих), "Моя жизнь за Ирландию" (М.В. Киммих)], антисемитские ["Ротшильды" (Э. Вашнек), "Еврей Зюсс" (Ф. Харлан)], антифранцузский "Кольберг" (Ф. Харлан). Однако, таких фильмов нацистское пропагандистское ведомство (а кинопроизводство в Германском рейхе полностью и строго контролировалось Министерством пропаганды - Йозефом Геббельсом, хотя формально было частным) выпустило немного. Основная масса картин была посвящена биографиям выдающихся немцев прошлого - артистам, музыкантам, поэтам, учёным, военным деятелям. 48% выпускаемых фильмов были музыкальными и просто комедиями.
Почему же немецкие (кстати, как и итальянские, французские, чешские) кинематографисты отошли при фашистском режиме от тем современности, от пропаганды нацистской идеологии? Думаю, есть два противоположных друг другу ответа.


Первое. Немецкий кинематограф продолжал традиции великого кино- и шире- всего искусства Веймарской Республики
(Германского демократического государства, созданного после Первой Мировой войны на обломках побеждённой Германской Империи в результате ноябрьской народной революции 1918 года). Основные кинематографические силы (авторы, режиссёры, актёры) работали именно во времена Веймарской Республики. И многие работники искусств (и не только кино), вынужденные остаться на Родине, любя свою Родину, продолжая работать, отходили от современных тем, выражая таким образом внутренний духовный протест против нацистского режима. И при этом, воспитанные на великой немецкой культуре, создавали высококачественные произведения. И это было выгодно власти. Во-первых, именно эти картины (исторические, биографические, музыкальные комедии), делали большую кассу в самой Германии и в оккупированной Европе (пропагандистские фильмы зрители не любили, хотя на сеансах перед художественным фильмом в обязательном порядке показывали "Die Deutsche Wochenschau" - "Немецкое еженедельное обозрение", длившееся 1 час, или другие киножурналы), во-вторых, Гитлер, Геббельс, нацистская пропаганда показывали страну, как культурную, образованную, с великой историей (что вообще-то правда), и, соответственно, призывали присоединиться к ней для борьбы с варварами (восточными славянами). И это сработало!
Второе. А чего заморачиваться? Искать способы сделать великое искусство из откровенной примитивной пропаганды (хотя документальные картины Лени Рифеншталь, если отбросить идеологию, просто великолепны, но это исключение, единственный пример). Немецкое руководство, да и вся Европа, да и Америка с Англией были АБСОЛЮТНО УВЕРЕНЫ, что победят, уничтожат Россию. НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ В 1242, НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ В 1721, НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ В 1812, НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ В 1914, ПОЛУЧИТСЯ СЕЙЧАС! И безо всякой идеологии войной-реваншем пошли на нас ПОЛЧИША ГЕРМАНСКИХ, ИТАЛЬЯНСКИХ, РУМЫНСКИХ, ФИНСКИХ, ИСПАНСКИХ, ФРАНЦУЗСКИХ И КАКИХ ТАМ ЕЩЁ РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯН. Пошли захватывать чужие земли, пошли уничтожать НЕПОНЯТНЫХ И НЕПОНЯТЫХ ЧУЖЕРОДЦЕВ {
вся проблема в том, что мы-то их отлично понимаем, а Запад думает только о себе, о своём благополучии, а самостоятельно делать они этого не могут - разучились (или и не умели никогда) - и поэтому, надо захватывать, грабить, убивать, пугать оружием малые народы, которые ответить Западу не могут. И поэтому, они нас понять не могут, не могут понять, что мы хотим жить свободно, как умеем, на своей земле, ни кому не подчиняться и никого не подчинять, никого не грабить, мирно жить и дружить со всеми народами. И именно это Западу понять практически не возможно. И именно этим мы им мешаем. А покорить, уничтожить нас невозможно, именно потому что мы хотим жить самостоятельно, свободно. И не дано Западу понять, почему к нам тянулись и тянуться малые и не только народы, желающие также самостоятельно и свободно жить!}. НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ И В 1945!
(
В период с 09 июня по 04 июля 1945 года в подмосковные Белые Столбы, где создавался на базе трофейных фильмов "Госфильмофонд СССР", комиссией было отправлено 9 железнодорожных вагонов, а также 20 автомашин с иностранными игровыми и хроникально-документальными фильмами и началась их регистрация. Всего до 7000 названий иностранных картин. По состоянию на 15 августа 1948 года в Госфильмофонде числилось 10 669 названий трофейных фильмов, из них 3730 названий полнометражных звуковых картин производства 28 стран. Это 1531 американский фильм, 906 немецких фильмов, 572 - французских, 183 - английских, 58 - польских, 55 - чехословацких, 49 - японских, 47 - австрийских, 42 итальянских фильма, 40 венгерских фильмов, 11 - шведских, 8 - швейцарских, 7 - финских; по 5 фильмов бельгийских, мексиканских, испанских; по 3 фильма латвийских и норвежских; по 2 фильма австралийских, голландских, датских и румынских; по одному фильму индийскому, тунисскому, палестинскому, китайскому, канадскому и египетскому. В процентном соотношении доля трофейных полнометражных фильмов американского производства составляла более 40%, немецких - 24,2 %, французских - 15,3 %, английских - 4,9 %, польских - 1,5 %, чехословацких - около 1,5 %; японских - 1,3 %, австрийских - около 1,3 %. Фильмы остальных 20-ти стран составляли в общей сложности около 10 %).

Ну, да ладно. О празднике. Давайте разберём, чем же порадовали наших предков, Великий Советский Народ-Победитель кинопрокатчики. Разумеется, прокат трофейных зарубежных фильмов дал большой доход государству (а это основная, но не единственная задача проката - только за 1948-1949 годы - самый "пик" показа трофейных фильмов -750 млн. рублей - по тем временам огромная цифра), разумеется из фильмов убрали всю несоответствующую идеологию, жестокость и религию (однако, делали это аккуратно, чтобы не помешать развитию действия, а если не получалось, просто не выпускали картину на экран, благо выбор был богатый, правда есть пара фильмов, в которых перемонтажом и переводом поменяли смысл картины на противоположный), разумеется из фильмов вырезали титры (а кто их читает?), вместо них на экране появлялась надпись, что фильм взят в качестве трофея (что в общем-то правда, и мы это заслужили, разгромив нацизм, а мало ли культурных ценностей из наших ограбленных музеев - нашей исторической памяти - осели после войны в музеях и частных коллекциях американцев, англичан, немцев, французов? Советские-то войска, наоборот, спасали Европейские культурные ценности, например, был спасён древний польский город Краков, который нацисты убегая от Красной Армии заминировали, была спасена и сохранена ценнейшая коллекция Дрезденского музея, из города, который американцы и англичане зачем-то интенсивно бомбили и почти полностью разрушили в самом конце войны. После войны СССР коллекцию возвратил Германии...), перед некоторыми картинами на экране появлялся кинокритик, который объяснял КАК советский зритель должен идеологически понимать этот конкретный фильм (ритуал!), на афишах не было выходных данных, писали - "Заграничный фильм" (ну, тут ничего не поделаешь!).

Появление на экранах "заграничных фильмов" взбудоражило народ. И уже первый фильм, появившийся на наших экранах 10 марта 1947 года - цветная музыкальная комедия "Девушка моей мечты" ("Die Frau meiner Träume" - "Женщина моих грёз") с Марикой Рёкк в главной роли - привлёк в кинотеатры полтора десятка миллионов кинозрителей (думаю, это не случайность, что показ "заграничных фильмов" начали именно с этой картины). Чем же порадовали наших зрителей? В первую очередь это были немецкие, итальянские, австрийские, французские музыкальные комедии и драмы и фильмы, основанные на биографиях великих музыкантов и композиторах, поэтах, экранизации оперетт и опер, любовные драмы, экранизации классических литературных произведений, детективы, в общем-то, по-сути, не нарушающие советские идеологические установки. К тому же, думаю, Советское руководство воспользовалось случаем хотя бы немного просветить народ. Что тоже было важно. Ведь, кроме развлечения, эти фильмы давали информацию о истории европейских государств, о биографиях и творчестве выдающихся европейских деятелях искусств - композиторов Руджеро Леонкавалло (1857-1919), Роберта Шумана (1810-1856), Джакомо Пуччини (1858-1924), Джузеппе Верди (1813-1901), Йоганна Штрауса-старшего (1804-1849) и его сыновей Йоганна-младшего (1825-1899), Йозефа (1827-1870) и Эдуарда (1835-1916), Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), Винченцо Беллини (1801-1835), Людвига ван Бетховена (1770-1827), Карла Михаэля Цирера (1843-1922), балерины Фанни (Франциски) Эльслер (1810-1884), поэта Фридриха фон Шиллера (1759-1805), учёного-естествоиспытателя, врача Парацельса (1493-1541), французского фермера Жака Бальма (1762-1834), который вместе с врачом Мишелем-Габриэлем Паккардом (1757-1827) 08 августа 1786 года впервые покорили Монблан, самую высокую гору в Альпах и Западной Европе (4810 м), и тем самым открыли эпоху альпинизма, мексиканских артистов цирка начала ХХ века - воздушных акробатов - "Трио Кодонас"- Эдуардо Кодона (1862-1930) и его детей: Альфредо Кодона (1893-1937), Лало (Абелардо) Кодона (1895-1951) и Виктория Кодона (1891-1983).

К тому же, Советские зрители познакомились с творчеством интересных актёров (и, одновременно, певцов) Марики Рёкк (Марии Кёррер), после войны работавшей в Австрии и принесшей послевоенному советскому прокату немалую прибыль (что, видимо, в 1947 году тоже было предусмотрено), Яна Кепуры, Франциской Гааль...
А вот дальше было интересней...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

ЕСЛИ ИНТЕРЕСНО, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ЭТОТ КАНАЛ! ОСТАВЛЯЙТЕ КОММЕНТАРИИ, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ!