Больше всего люблю мемуары, ну а кто же их не любит. Помню настоящий книжный бум на мемуары в середине девяностых. Тогда издавались мемуары о которых мы только слышали, но даже и не мечтали когда -нибудь прочитать.
В то достославное время мне и попались в руки мемуары Марии Башкирцевой, напечатанные издательством Захарова. Последний раз в дореволюционной России они издавались в 1916 году. Талантливая молодая художница родом из России, но почти всю свою короткую жизнь прожившая за границей. Её жизнь оборвалась на взлёте. Мария мечтала о славе, и вот, когда о ней заговорили как о талантливой художнице, она погибает от чахотки.
Конечно же её мемуары, изданные Захаровым произвели чуть ли не сенсацию среди читающей публики. Мы узнали, что была такая русская девушка, юная и прекрасная, одарённая художница, трагически ушедшая из жизни в самом расцвете молодости, уже стоявшая на пороге славы. До её мемуаров мы только слышали это имя, но о жизни Марии ничего не знали.
Восхищение, прелесть новизны, это все понятно. Но мемуары Башкирцевой очень мало скажут о событиях в её жизни, о семье, о людях её окружавших. Имён она почти не называет, только буквы условно А или Н, и так почти всегда. Всё как-то обрывочно и странно в этих мемуарах. Несколько событий в её жизни и вот уже болезнь, которая приведёт к концу. Мемуары оставляют чувство полнейшей недосказанности.
Естественно, мне захотелось узнать побольше о столь неординарной девушке.Но как то о ней писали то, что она сама описывала в своих мемуарах. И вот я купила книгу Александра Александрова " Мадемуазель Башкирцева. Подлинная жизнь". Александров в начале двухтысячных был единственным серьёзным исследователем жизни и творчества Башкирцевой, ему пришлось много времени провести в архивах и за переводами с французского.
И вот что открылось. Семейство Марии Башкирцевой было состоятельным, но в России их в высшем свете не принимали, да и в Европе так же. В среде аристократов они были изгоями. В семье постоянно случались разводы и адюльтеры. Любимая тётушка Марии десять лет судилась за богатое наследство с родственниками, которые обвиняли её в убийстве мужа. А дядюшка был алкоголиком и дебоширом.
Вот с таким бэкграундом они все вместе перемещались по Европе, постоянно попадая в скандалы и неприятности. Девушка, которая мечтала о мировой славе, о несметном богатстве, о всех почестях, которые только можно представить, испытывала, конечно, всю гамму яростных чувств. Обо всём этом она откровенно писала в своих дневниках, но в изданных мемуарах вы ничего этого не найдёте. Мадам Башкирцева, её мать, вымарала всё, что хоть отдалённо могло пролить свет на непрезентабельную жизнь семейства. Александров в своей книге эти куски возвращает на место.
Никого не сужу и никаких выводов не делаю. Но если вы прочитаете обе книги одну за другой, впечатление будет очень сильным.
.