Найти тему
Сокол-корабль

Кем на самом деле был Илья Муромец? Древний князь, святой или казак?

Образ Ильи Муромца считается одним из самых совершенных в русском эпосе. Его историчность и реальность не вызывает у большинства людей никаких сомнений – раз былина, значит на самом деле было, а раз есть мощи святого – значит на самом деле был такой святой.

Однако всё далеко не так однозначно. Илья Муромец – сложный образ, который ученые исследуют уже не одно столетие, и строят теории и догадки начиная уже с XVIII века. Сегодня мы рассмотрим основные версии происхождения Ильи Муромца и решим для себя, кем же является былинный богатырь.

Тризна на могиле Вещего Олега. Картина Виктора Васнецова. 1899 год
Тризна на могиле Вещего Олега. Картина Виктора Васнецова. 1899 год

Древний князь

Версия распространенная среди последователей историка и фольклориста Михаила Халанского (1857-1910). Как историк он искал в былинах следы глубокой старины, а как известно – кто ищет, тот найдет. Сюжеты и былины о Илье Муромце он относил к далеким временам русской древности IX – XIII веков. В сказаниях о богатыре Илье Муромце он видел отголоски легенд о Вещем Олеге. Само имя Илья он считал ослышкой и крестьянской обработкой имени Олий, которое выводил из имени славянско-варяжского князя Олега, который правил Русью с 879 года по 912.

В качестве аргумента в пользу «княжеского» происхождения Ильи Муромца Халанский утверждает, что во многих былинах богатыря называют «государь» и «светлый государь», что так же косвенно подтверждается тем, что все богатыри относятся к Илье с большим почетом и он имеет право судить их по справедливости.

К наиболее подходящим к данному временному периоду Ильи Муромца относят сюжет «Илья Муромец и Жидовин», в котором богатырь побеждает хазарского богатыря. Хазарский каганат был главным политическим соперником Руси до X века.

Казаки в лесу слушают кобзаря. Иллюстрация Николая Зиновьева. До 1979
Казаки в лесу слушают кобзаря. Иллюстрация Николая Зиновьева. До 1979

Казак

Да, для многих казаков Илья Муромец считается этаким эпическим «первопредком», его же считают и первым пограничником. Казачество Ильи Муромца, о происхождении которого очень подробно писал исследователь Всеволод Миллер явление достаточно позднее и относится к временам XVII столетия – периоду Смутного Времени. Именно тогда широко разлилось казачество, по всей Русской земле приобретая самые разные формы.

Часто Илью Муромца в былинах называют «старый казак». Старый – может быть как указанием на возраст Ильи Муромца, на плечах которого лежат столетия почти всей русской истории, так и его отношение к казачеству. Старый казак, значит казак служащий по-старому, со времен Московского государства, защищая границы Руси.

Одним из главных исторических прототипов Ильи Муромца, как казака считается Илейко Муромец, выдававший себя во времена смуты за царевича Петра. Авантюрный и во многом опасный характер казачества эпохи смутного времени, видимо, отразился в былинах «Илья Муромец и голи кабацкие» и «Бунт Ильи Муромца против князя Владимира». В них Илья Муромец бросает вызов князю Владимиру и даже православной вере, стреляя по крестам и куполам церквей.

Реконструкция образа Ильи Печерского по черепу.
Реконструкция образа Ильи Печерского по черепу.

Святой

В Киево-Печерской лавре лежат мощи святого Ильи Печерского (Муромца). Давно доказано, что мощи действительно принадлежат некоему воину, убитому в бою.

Почитание святого Ильи Муромца явление достаточно позднее – оно принадлежит XVII веку, когда русские паломники начали богомольные хождения в монашеские пещеры и Киево-Печерскую лавру. Вместе с собой русские принесли и имя своего главного эпического героя – Ильи Муромца, былина о чудесном исцелении которого даже вошла в житие святого.

Я не спорю, что в Киево-Печерской лавре лежат мощи некоего благочестивого воина, и возможно его тоже действительно звали Илья Муромец. Но как говорилось выше, это лишь один из прототипов сложного эпического образа из наших былин.

Основным аргументом в пользу «принесения» сюжетов об Илье Муромце русскими можно считать отсутствие былин как жанра народно-эпической поэзии на территории Малороссии. А сказки о Илье Муромце по сути являются европейским сюжетом о «кающемся разбойнике», попавшем в фольклор малороссов через Польшу.

И так, резюмируя. Илье Муромец это сложный образ, в котором смешались времена и эпохи настолько сильно, что уже невозможно отделить зерна от плевел. И кем на самом деле был Илья Муромец – князем, казаком, монахом или разбойником, остается открытым к изучению вопросом. Но для нас он всегда будет самым могучим богатырем и защитником Руси из былин.

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.