9,4K подписчиков

Предавший память

288 прочитали

 Глава 10 Даниил приходил в себя после битвы. Рана оказалась настолько серьезной, что четыре дня он находился между жизнью и смертью, но благодаря любви и заботе жены му все же удалось выбраться.

Глава 10

Даниил приходил в себя после битвы. Рана оказалась настолько серьезной, что четыре дня он находился между жизнью и смертью, но благодаря любви и заботе жены му все же удалось выбраться. Лишь когда беда миновала, женщина допустила в комнату служанок и приехавшую Ефросинью. К тому времени Даниил уже мог сидеть в кровати, поэтому отправил ниспавшую около двух недель жену отдохнуть.

Этим и воспользовалась Ефросинья. Измотав сына долгими разговорами о брате, о его внешней политике и прочих новостях европейского мира, женщина начала плавно переходить к сути своего приезда.

- Ну что? Не надоело раны зализывать?

- Ты о чем?

- Каждый раз когда ты связываешься с Мстиславом, войско терпит поражение.

- А когда они идут без меня - всегда выигрывают. Наверное, мне стоит задуматься?

- Дело не в тебе. А в них! Слышал что стало с киевскими князьями, которые попали в окружение на Калке?

- Нет. Анна не рассказывала, будто намеренно избегая этой темы. Большой выкуп за них запросили?

- Выкуп? Субэдэй, дал князьям слово, что отпустит их и остатки дружины, если те сложат оружие. Прости, не так. Орда дала слово, что не прольет ни капли крови русских князей и их дружины, если те сложат оружие. И как только те сдались, их задавили досками, усевшаяся отмечать победу армия. Слово сдержали, но никто не выжил.

В глазах Даниила потемнело. Он знал этих людей, многие из них были близки ему по духу. Они были хорошими воинами и мудрыми правителями. Мать же говорила об их смертях с довольной ухмылкой, будто было в этом что-то хорошее. Ему стало противно от такого поведения близкого человека и чтоб скрыть свое раздражение и досаду он отвернулся и махнув рукой в сторону двери произнес:

- Ступай. Я устал.

- Я уйду, но перед этим выслушай меня.

- Я прошу тебя уйти.

- А я тебе и не перечу. Всего несколько слов...

- Пошла вон!

Женщина, будто не понимая чего от нее требуют, придвинула стул ближе к кровати и зашептала:

- Месяц назад мне удалось попасть на аудиенцию к папе римскому. Он был приветлив и согласился меня выслушать. Когда я рассказала ему о твоём положении и том, что Мстислав так и не исполнил клятву, данную тебе при венчании на его дочери, папа согласился помочь.

- Чем он мне может помочь? Римская церковь на славянских землях голоса не имеет. Оставь свои мечты, и меня оставь. Поезжай к Васильку, ему ты нужнее.

- У Рима есть армия, литовские князья не так давно начали переговоры о принятии католичества. Тебе стоит подумать над тем же. Ты можешь стать Королем Русским. На твою голову возложат корону и помогут отвоевать все земли, на которые ты посмотришь...

В этот момент тишину комнаты нарушил звон упавшего на пол кувшина. Это Анна, которая так и не смогла уснуть, решила перевязать рану мужа и наложить свежие мази для скорейшего заживления. Ефросинья поднялась со стула, сжала руку сына и поцеловав его в лоб, прошептала:

- Разговор не закончен, я вернусь к нему как только тебе станет лучше и нам никто не сможет помешать.

Как только мать скрылась за дверьми, Даниил попытался встать, но Анна, уложив супруга обратно в кровать начала делать перевязку.

- Ты слышала ее слова?

- Да - ответила Анна.

- Я хочу чтоб ты позвала кого-нибудь из бояр. К вечеру ее в городе быть не должно.

- Данилушка, свет мой, нельзя так! - ужаснулись такому решению женщина - Она твоя мать и потому ты должен уважать и почитать ее...

- Ещё раз спрошу. Ты слышала, что она сказала?

- Иисуса тоже искушали, и жаждой морили, и голодом, предлагали каменья да золото. Твоя вера, она ведь не на устах матери, а в твоём сердце. Помнится точно такое же предложение было сделано твоему отцу. Он Ефросинью не выгнал, а ведь она явно была за такое развитие событий. Просто помни, что православная вера - это вера предков. Отцов и дедов. В искус не впадай, но при этом и к матери уважение прояви.

- Тогда будь всегда при мне. Иначе я не сдержусь. И тогда ей очень повезет, если я просто вышлю ее из города...

- Я всегда рядом буду. Ты главное меня от себя не отсылай.

Даниил посмотрел на любимую жену и на сердце стало тепло. Даже новости о смерти князей померкли и сейчас хоть и было Данилу горько, но все же легче. Не придумав ничего лучше, он вынул из-под рубахи крест, сжал его в руке и произнес:

- Клянусь всем, что у меня есть, было и будет, пока ты жива, пока ты рядом, пока ты даришь мне свое тепло, никогда я не пойду против веры, никогда не придам я память предков - с этими словами он поцеловал вначале крест, а потом супругу.

Анна улыбнулась, погладила мужа по голове (как когда-то это делала няня) и вдруг нахмурившись отстранилась.

- Что значит пока я жива? А потом?

- Видишь ли, будь я пахарем или крестьянином, то наверное, мог бы прожить долгую жизнь. Но я князь, мне предстоит сражаться и вставать во главе войска ещё не одну сотню раз. Поэтому я больше чем уверен, что ты переживаешь меня.

- Не говори так - обняв мужа ответила Анна - Мы с тобой проживем долгую жизнь, вместе состаримся и умрем в один день.

Даниил закрыл глаза и улыбнулся. Вся та грязь и темнота, что принесла Ефросинья, развеялась благодаря любви, которую дарила ему Анна, на душе вновь воцарилось спокойствие, а главное появилось желание жить.

Продолжение здесь

Предыдущая глава здесь

Начало рассказа здесь (карта канала)