Найти тему
10,4K подписчиков

10-летняя китайская инициатива «Пояс и путь» демонстрирует успехи

К 2030 году совместное строительство «Пояса и пути» поможет вывести 7,6 миллиона человек из крайней нищеты и 32 миллиона человек из умеренной бедности в сопутствующих странах

К 2030 году совместное строительство «Пояса и пути» поможет вывести 7,6 миллиона человек из крайней нищеты и 32 миллиона человек из умеренной бедности в сопутствующих странах В 138 году (II век до н.э.

В 138 году (II век до н.э.) император Уди из династии Хань отправил Чжан Цяня с дипломатической миссией для наблюдения за западными частями империи и Центральной Азией. Он был первым представителем, предоставившим достоверную информацию об этих территориях китайскому императорскому двору, расположенному в Чанъане. В 119 году до н.э. Чжан совершил новое путешествие, на этот раз взяв с собой, в дополнение к 300 спутникам, тысячи голов крупного рогатого скота и овец, а также огромное количество шёлка и других подарков, которые положили начало практике обмена дипломатическими посланниками, поездками, торговлей между китайскими правителями и правителями Центральной Азии.

Это побудило императоров династии Хань построить дороги, домики и посты вдоль маршрута, чтобы предложить еду, жильё и безопасность путешественникам и торговцам. Так возник Великий Шёлковый путь, который соединял восток и запад, то есть Китай с Центральной Азией и Европой. Он выходил из столицы империи, пересекал нынешнюю северо-западную китайскую провинцию Ганьсу и Уйгурский автономный район Синьцзян, а также центральную и западную части Азии и вёл к Средиземному морю.

В этом смысле Великий Шёлковый путь считается наследием человечества. Его создание, существование и функционирование на протяжении стольких веков в древности является свидетельством того, что люди могут жить в гармонии, даже если принадлежат к разным цивилизациям, и что войны можно избежать в пользу мира. Различные реликвии, найденные вдоль его маршрута, показывают, как арабская и европейская цивилизации жили в гармонии с китайской культурой, сохраняя при этом свои собственные особенности, не теряя своего наследия из-за налаженной коммуникации. Это также демонстрирует, что экономики народов были способны взаимно дополнять друг друга с выгодой для всех посредством обмена и торговли.

2100 лет спустя китайское правительство, используя новые методы, взялось за идею переформулировки этого проекта. Заявление о намерении Китая вновь открыть Шёлковый путь впервые было сделано Президентом Си Цзиньпином во время визита в Казахстан, где он выступил с лекцией в Назарбаев университете в Астане 7 сентября 2013 года. Сейчас отмечается десятая годовщина этого события.

Речь идёт о восстановлении ценностей прошлого и преобразовании их в кодекс поведения для современных международных отношений. Сухопутный маршрут Шёлкового пути будет иметь одну из важнейших опорных точек в Урумчи — столице Синьцзян-Уйгурского автономного района на северо-западе Китая, став транспортным, финансовым и логистическим центром Шёлкового пути, продолжающегося в Центральную Азию и Европу. За 20 лет страны Центральной Азии оживили свои отношения, что позволило им поддерживать высокий уровень сотрудничества и дружбы. С точки зрения, отличной от той, которая преобладала, когда некоторые из этих стран входили в состав Советского Союза, связи развивались в рамках уважения и невмешательства во внутренние дела, включая Россию в этой перспективе. Её членство в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) укрепило взаимное доверие между членами.

Этот контекст позволил задуматься о создании инновационного подхода к интеграции, который привёл бы к совместному строительству Экономического пояса Шёлкового пути — великой работы, направленной на повышение благосостояния людей, живущих вдоль его маршрута. Процесс его строительства был задуман как развитие конкретных областей, которые со временем постепенно станут взаимосвязанными.

Среди заявлений Председателя КНР Си Цзиньпина относительно целей, предложенных этим проектом, мы можем выделить возможность установления стратегических связей и высокого уровня экономического развития между сторонами; создание условий для автомобильного сообщения, облегчающего перевозки от Тихого океана до Балтики, путём расширения приграничной транспортной инфраструктуры, связывающей различные регионы Азии; создание торговли более очевидной, используя масштабы и потенциал рынков, которые обслуживают почти 3 миллиарда жителей и 50 миллионов квадратных километров вдоль их маршрута; укрепление денежного обращения для осуществления коммерческих операций в местной валюте, направленное на снижение издержек обращения, увеличение способностей избегать финансовых рисков, повышение конкурентоспособности региона на международной арене и усиление общения между народами, укрепляя узы дружбы, активизируя обмены и укрепляя социальную поддержку регионального сотрудничества.

С другой стороны, Китай в последние годы прилагает особые усилия для укрепления своих отношений со странами АСЕАН, с которыми с 2003 года было установлено стратегическое партнёрство, что ясно показывает заинтересованность Пекина в установлении связей доверия и доброй воли с этими соседними странами, особенно из-за всё ещё нерешённых конфликтов, связанных с делимитацией морских пространств — это Китай намерен решить за столом переговоров. В рамках поиска путей расширения возможностей для сотрудничества Китай счёл необходимым расширить свою открытость для стран АСЕАН. Кроме того, это повысило уровень зоны свободной торговли Китай-АСЕАН и поддержало развитие инфраструктуры в регионе благодаря действиям Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Аналогичным образом, было предложено построить морской компонент Экономического пояса Шёлкового пути, имитирующий торговлю, которая осуществлялась по этому маршруту в Юго-Восточной Азии с древних времён.

Нынешний морской маршрут будет следовать маршруту, использовавшемуся в древние времена, который соединял порты южного Китая с Юго-Восточной Азией, Индией, Аравией и Африкой для торговли шёлком, фарфором, чаем и специями из Гуанчжоу в страны Персидского залива, по тому же маршруту, по которому путешествовал адмирал Чжэн Хэ в XV веке. Теперь Китай предложил перестроить этот маршрут в рамках нового морского Шёлкового пути для XXI века. Порт Куантан, расположенный на восточном побережье полуострова Малайзия, был бы одним из стратегических пунктов, поскольку он является экономическим центром восточного побережья этой страны и самым современным городом на её побережье.

Надо сказать, что реакция Соединённых Штатов была незамедлительной, они спроектировали Индо-Тихоокеанский экономический коридор (ИTЭК) в 2013 году с аналогичными целями и в условиях явной конкуренции с Китаем, что создаёт новый сценарий конфронтации.

Американский ответ показывает важность, которую эта страна придаёт китайской инициативе, которая является выражением интеграционного механизма, который будет служить продвижению цивилизации, основанной на экологической философии, для достижения устойчивого развития. Оба маршрута (сухопутный и морской), также называемые «Один пояс, один путь», охватывают почти 100 стран, обойдутся примерно в один триллион долларов, финансируются в основном АБИИ и будут реализованы в течение трех-четырех десятилетий. Аналогичным образом, Экономический инвестиционный фонд Шёлкового пути, спонсируемый Пекином с фондом в 50 миллиардов долларов, выступает в качестве финансиста.

С европейской точки зрения, Германия, казалось, проявляла наибольший интерес к проекту маршрута, однако война на Украине парализовала многие проекты. Международная железнодорожная линия между Чунцином-Синьцзяном в Китае и Дуйсбургом, главным речным портом и крупнейшим сталелитейным центром в Европе, расположенным в крупном промышленном районе, где встречаются реки Рур и Рейн в германской стране, может рассматриваться как предварительный просмотр нового маршрута. До конфликта Германия также обращала внимание на восток, на территорию, составляющую её «восточную природно-географическую глубинку», среди которой особенно выделяется Россия.

Что касается Европы, то следует добавить, что проект представлял собой два основных сухопутных коридора. С одной стороны, северная железнодорожная сеть, самая разветвлённая в мире, которая начинается из Китая и проходит через Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу и Германию, откуда она будет распределена по другим пунктам по всей Европе; а с другой — южная, которая пересекает Центральную Азию и входит в Иран, направляясь в Европу через Турцию. Война радикально изменила эту точку зрения.

Чтобы начать реализацию этого проекта, 14 и 15 мая 2017 года в Пекине был проведён форум с участием правительств 29 стран в дополнение к Китаю и присутствием делегаций из более чем ста заинтересованных государств и международных организаций. Мероприятие показало, что с момента запуска проекта президентом Си Цзиньпином в 2013 году Китай уже инвестировал более 50 миллиардов долларов в страны «Пояса и пути». Было создано 56 зон торгово-экономического сотрудничества, которые принесли налоговые поступления в размере 1,1 миллиарда долларов и создали 180 тысяч рабочих мест, в то время как товарооборот между Китаем и странами, расположенными вдоль «Пояса и пути», в 2016 году составил 913 миллиардов долларов.

Этот проект позволил сократить бедность — конкретную проблему, в рамках которой Китай предложил 100 инвестиционных проектов. В морской сфере Китай подписал соглашения о сотрудничестве с Таиландом, Малайзией, Камбоджей, Индией, Пакистаном, Мальдивскими Островами и Южной Африкой, установив стратегические связи со многими странами, расположенными вдоль маршрута, тем самым установив широкое партнёрство вокруг океана. На этом мероприятии министр иностранных дел Китая Ван И заявил, что этот проект стал самым важным общественным благом, которое Китай внёс в мир, но это не позволяет ему считать его филантропической работой, скорее, он осуществляется на основе идеи взаимовыгодности.

На глобальном уровне китайский проект представлен как новая попытка заполнить пустоту, оставленную Соединёнными Штатами, отказавшись от транстихоокеанского соглашения об ассоциации и трансатлантического соглашения, отвергнутых Европой и после одобрения Brexit в Великобритании, что в целом привело к изоляции Китая, в контексте которого Соединённые Штаты по-прежнему в значительной степени контролируют морские маршруты, по которым проходит большая часть товаров по всему миру, после соглашений, подписанных в конце Второй мировой войны — в Китайском море, Юго-Восточной Азии, Ормузском проливе и Красном море.

Проект «Пути» стал бы ответом на потребность Китая преодолеть дефицит сырья и энергии для реализации своих планов развития: с этой целью Россия стала великим союзником после попыток Запада заблокировать её и ввести санкции, имея возможность дополнять её в военной, экономической, энергетической, финансовой сферах и транспортной отрасли. Другой взгляд показывает Китай в постоянном процессе развития, который позволяет ему начать проекцию за рубеж с другого измерения: стимулировать рост своих менее развитых регионов и искать рынки для размещения своей избыточной продукции.

Одной из приоритетных стран является Пакистан, где Китай расширяет и модернизирует порт Гвадар, который будет функционировать в качестве «его главного порта»для торговли с Синьцзяном и западом страны в целом, в десятках тысяч километров от морских терминалов восточного Китая, также избегая прохождения этих товаров через Малаккский пролив, нервный центр морской торговли в Азии, который Китай не имеет возможности контролировать.

Кроме того, проект предусматривает расширение Каракорумского шоссе, соединяющего обе страны. В этом смысле страны АСЕАН высоко оценили этот проект из-за огромных выгод, которые он приносит 10 членам этой ассоциации, особенно в области инфраструктуры и для выполнения Генерального плана подключения АСЕАН, который нуждается в огромном объёме капитала, Конференция по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД) оценила от 60 тысяч до 146 тысяч миллионов долларов в год до 2025 года.

С помощью этой инициативы Китай связан с генеральным планом АСЕАН и подтверждает свою готовность играть активную роль в строительстве и обновлении физической инфраструктуры в субрегионе, что станет двигателем развития и процветания, как отметили различные официальные лица, учёные и специалисты на мероприятии по этому вопросу, состоявшемся в Пномпене, столице Камбоджи, в ноябре 2017 года.

Если добавить проекты, реализуемые в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Пакистане и Камбодже, к протяжённости Шёлкового пути в Россию и Монголию и совместной декларации президентов Китая и России, направленной на продвижение инфраструктурных проектов в странах Евразийского экономического союза, можно утверждать, что началась динамика, которая изменит важную часть мира, поскольку связи Китая с Центральной, Южной и Западной Азией, а также с Европой создадут совершенно новый механизм, позволяющий смотреть в будущее, сближая два континента и очень крупные городские районы, которые играют важную роль в Китае и вскоре сделают то же самое в других частях планеты.

Спустя десять лет после своего создания инициатива «Один пояс, один путь» демонстрирует цифры, объясняющие её успех. По словам Чжэн Шанцзе, главы Китайской национальной комиссии по развитию и реформам, страна подписала более 200 документов о сотрудничестве со 152 странами и 32 международными организациями, охватывающими 83% стран, с которыми Китай установил дипломатические отношения. Скоростная железная дорога Китай-Европа достигла 211 городов в 25 европейских странах, а Новый международный торговый коридор Суша-Море соединил центральные и западные регионы Китая с более чем 300 портами в более чем 100 странах.

Чиновник отметил, что «с 2013 по 2022 год импорт и экспорт товаров между Китаем и странами, расположенными вдоль “Пояса и пути”, увеличивались в среднем на 8,6% ежегодно», добавив, что «его накопленные инвестиции в обоих смыслах превысили 270 миллиардов долларов». Это позволило нам создать 421 тысяч местных рабочих мест за последнее десятилетие, подсчитав, что к 2030 году совместное строительство «Пояса и пути» поможет вывести 7,6 миллиона человек из крайней нищеты и 32 миллиона человек из умеренной бедности в соответствующих странах.

Виктория Кваква, вице-президент Всемирного банка по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону, говорит: «Благодаря инициативе “Пояс и путь” Китай представил миру новую форму многостороннего сотрудничества. Эта многообещающая инициатива направлена на углубление экономической интеграции путём улучшения торговли, инфраструктуры, инвестиций и связей между людьми не только через границы, но и в трансконтинентальном масштабе».