Поляки очень не любят вспоминать о некоторых не самых красивых эпизодах из биографии своего кумира. Но, как говорится, из песни слова не выкинешь. И как бы современные граждане Польши ни отрицали сего факта, но в жизни обожаемого ими Юзефа Пилсудского имеется немало тёмных пятен. Особенно много их появилось на заре его политической карьеры, когда будущий глава правительства Польши был не только основателем и участником радикально-экстремистской партии, но ещё и опустился до самых настоящих грабежей.
Самое известное ограбление, совершённое под руководством и при непосредственном участии будущего польского диктатора, произошло 26 сентября 1908 года на станции Безданы (ныне - местечко Бездонис в Литве в 25 км от Вильнюса). Тогда группа боевиков из основанной Пилсудским Польской социалистической партии напала на почтовый поезд, перевозивший в Петербург из Варшавы немалые деньги.
Компания грабителей состояла из 20 человек, среди который было 4 женщины, в том числе и будущая жена Пилсудского, Александра Щербинская.
Интересно ещё и то, что кроме самого Юзефа Пилсудского в ограблении участвовало ещё три будущих премьер-минстра Польши: Томаш Арцишевский, Александр Пристор и Валерий Славек. Это не считая других видных деятелей будущей Польской республики, также состоявших в банде в Польской социалистической партии.
Почему же сами лидеры организации опустились до участия в грабеже - деянии, прямо скажем, не красящего их будущую политическую карьеру? Отвечу: это произошло по той причине, что в соответствии с уставом организации, каждый из её участников должен был хоть раз принять участие в вооружённом нападении.
А вот отчего выбор Пилсудского пал именно на тот день, когда предстояло грабить поезд на станции Безданы? Должно быть, куш был слишком велик, а потому глава Польской социалистической партии решил взять организацию «дела» под свой контроль. Чтобы и прошло всё как задумывалось, и соратнички его под шумок себе карманы экспроприированными денежками не набили.
В день ограбления группа боевиков под предводительством Пилсудского разделилась: четверо из них сели в поезд в качестве пассажиров, а шестнадцать поджидали прибытия состава на станции Безданы. Как только поезд остановился, один из них бросил бомбу, после чего из-за возникшей неразберихой, завязалась короткая перестрелка. Всего несколько выстрелов, один из которых унёс жизнь одного из охранявших поезд русских солдат, а другие ранили ещё пятерых, после чего охрана решила больше не сопротивляться.
Завладев почтовым вагоном, Пилсудский не стал тратить время на его открывание, а приказал взорвать сам вагон и сейфы, которые там стояли. После чего подручные переложили деньги в заранее припасённые мешки и вся компания поспешила скрыться в неизвестном направлении.
Сумма награбленного оказалась весьма внушительной: почти 200 900 рублей, что по тем временам считалось баснословной суммой. Большая часть этих средств была потрачена на организацию в Галиции «Союза гражданского сопротивления», а также на взятки царским чиновникам, которые за деньги соглашались отпускать арестованных польских революционеров или их родственников.
Вместо заключения
Безданское ограбление стало первым и единственным, в котором принимал участие сам Пилсудский.
Но на счету его боевиков уже были подобные «акции», такие, как, например, ограбление под Роговым, осуществлённое группой под командованием Юзефа Мирецкого - ещё одного из лидеров Польской социалистической партии.
Что же касается ограбления под Безданами, совершённого при руководстве и непосредственном участии Юзефа Пилсудского, то из-за состава его участников оно ещё носит название «Акция четырёх премьеров».