«Вещи, которыми ты владеешь, в конце концов, овладеют тобой», — заявляет Тайлер Дёрден, один из главных героев провокационной книги «Бойцовский клуб». Чак Паланик, написавший эти строки, привлекает внимание к острой проблеме, «обществу потребления». В данной статье разберемся: что это, действительно ли это плохо и можно ли жить, будучи вне потребителей.
Что это?
Общество потребления – это доказанное понятие, когда рыночные отношения переходят в удовлетворение индивидуальных желаний (реже, потребностей). Благодаря именно этому явлению, формируется система ценностей такого социума. Отсюда же вытекает и тренды, мода, «прогрессивность». Вероятно, вы сталкивались с ярым потребителем (невзирая, что все мы ими в той или иной мере являемся), когда он берет новую премиальную технику из-за того, что она «технологичная». На деле же человек подстраивается под всех остальных, кто может его осудить за отличия.
Почему это существует?
Рост капитализма вызвал бурный рост уровня жизни, и большинство представителей уже рабочего класса получили лучшие условия жизни, чем прежде; большое количество экономических благ. Без сомнения, нельзя считать такой прогресс чем-то неправильным, — это естественный этап, который рано или поздно наступил бы, ведь большинство людей тогда жили в непотребных условиях и резко получили: свободное время, высокооплачиваемую работу и, что самое важное, размытие границ в классовой структуре.
Кто впервые охарактеризовал это?
Впервые ввел термин знаменитый Эрих Фромм, назвав в своем эссе «Человек одинок» главной проблемой развития капитализма – отчуждение. Вот что он пишет на этот счёт:
Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, когда человек становится чужим самому себе. Он как бы «отстраняется», отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот — эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ.
Но прославил новое понятие популярнейший критик капитализма – Жан Бодрийяр в своём труде «Общество потребление: его мифы и структуры».
Краткие признаки всего культа
- Увеличение расходов среди масс.
- Распространение супермаркетов, торговых центров. Отсюда возникает проблема необдуманной, ненужной покупки.
- Распространение интернета (в частности критикуется его платная основа).
- Реклама. Она заставляет нас брать всё больше.
- Конкуренция производителей – конкуренция потребителей.
- Кредитные карты. Быстрые кредиты позволяют нам бездумно тратить средства. Их ведь придется отдать позже.
- Значимость брендов в нашей жизни. В большинстве своём ярые потребители смотрят на бирку, на цену, а не на качество одежды. Помните, что вещи от именитых модных домов могут быть куда хуже, чем безымянные продукты.
- Вещи теряют свою «модную» ценность раньше, чем вещь изнашивается на самом деле.
- Высшее образование. Эксперты критикуют преуменьшение человека в большинстве своём среди остальных, если у него нет платного качественного образования.
Как выйти из этой колеи нового мира?
Разумное потребление – это то, что свойственно нравственному человеку, не зависимому от мнения окружающих. Мы с вами, без исключения, являемся в той или иной мере потребителями. Мы покупаем еду, одежду, книги, технику, платим за связь и квартиру, но в данный момент это человеческая надобность. Обученный финансовой грамотности человек не будет покупать бутылку воды за 500 рублей (даже если он мультимиллиардер), а возьмёт самую обычную воду за 50.
Премиальные вещи не делают людей важнее, чем они есть. Никто не отрицает, что флагман последнего поколения лучше прошлого, но задумываясь о рациональности, нужно понимать, — а есть ли смысл обновляться. Если индивид берет действительно для прогресса, личной технологичности, а не ради показного хвастовства, то он рационален как личность.
В нашем русском языке есть прекрасное жаргонное слово, знакомое каждому – «понт», идеально описывающее всё общество потребление. «Понты дороже денег» - негласный лозунг всех иррациональных персон.
Каков вывод?
Общество потребление – переходный, затяжной этап перехода людей к прогрессу, где система ценностей строится на массовой культуре моды, трендов и брендов. Рациональный потребитель будет покупать действительно нужные ему вещи, а не всё то, что попадется на глаза. Наша команда «Homo Universalis» перечислила все аспекты временного явления, и только вам решать – плохо это или приемлемо.