Найти в Дзене
ИНОСМИ

"Арктика, которую мы не знаем". Раскрыта правда о ледяном мире

Оглавление

Северный полюс, который мы не знаем.

Арктика — это ледяной мир, расположенный примерно в 5 тысячах километров от Японии. Как вы представляете себе эту полярную область? "Невероятно далеко", "регион, покрытый льдом круглый год", "место обитания белых медведей"?

Арктика — не совсем привычная для нас зона, но некоторые люди там работают. Это ученые из Центра арктических исследований изменений окружающей среды Японского агентства по морским наукам и технологиям.

Иногда они проводят более двух месяцев, наблюдая за миром, в котором вся поверхность покрыта льдом и окружена морем, исследуя его, а иногда — коротают на льду одну-две ночи, после чего возвращаются обратно!

Мы побеседовали с Такаси Кикути (Takashi Kikuchi), директором Центра арктических исследований, который отметил: "Если мы познáем Арктику, то, возможно, сможем понять будущее глобальной окружающей среды". Эксперт говорил о реалиях полярных исследований, о которых нам ничего неизвестно, о глобальном потеплении и арктических льдах. Мы также задали ему непростой вопрос о том, что произойдет с Японией, если льды растают. Кроме того, в этой статье мы расскажем о настоящем мире арктических исследований и как вообще добраться до Северного полюса.

Отправление в Арктику... Иногда оставаться на месте приходится два дня и одну ночь!

Shukan Gendai: Об Арктике и Антарктике думают как о краях света, к которым стремятся искатели приключений и исследователи. Вы неоднократно посещали Арктику в рабочих целях, но разве не вызов просто побывать там?

Такаси Кикути: Не совсем так. Туда может отправиться любой желающий, если у него есть деньги. По сравнению с Южным Северный полюс ближе к Японии и другим местам обитания людей, так что добраться туда самому не так уж сложно. В летнее время туда ходят ледокольные экскурсионные суда. От центральной части Северного Ледовитого океана Японию отделяют примерно 5 тысяч километров, а от Северного полюса — около 6. Расстояние до Антарктиды же составляет около 14 тысяч километров.

Кроме того, Россия в апреле устанавливает в районе Северного полюса ледовый лагерь для туристических целей. С норвежского архипелага Шпицберген, расположенного примерно на 80° северной широты, туда отправляются небольшие самолеты. Из ледового лагеря вертолет может доставить вас и на Северный полюс.

С 2002 по 2013 год мы использовали этот лагерь для исследований и наблюдений. Некоторые туристы устраивали там ледовые марафоны, а некоторые — даже свадьбы. В лагере можно переночевать, так что там многое возможно. Кстати, однажды я отправился наблюдать за морскими льдами в районе Северного полюса, пробыл там одну ночь и два дня. Весь путь от Японии и обратно занял у меня примерно десять дней.

— Вы провели в Арктике два дня и одну ночь? Итого десять дней, включая дорогу, это несильно отличается от командировки.

— Да, это похоже именно на небольшую командировку. В то время моя работа заключалась в установке автоматических средств наблюдения на льду. С передовой базы, расположенной в одном канадском городе, мы отправились на морской лед на небольшом самолете. Прибыв на место, мы быстро установили оборудование.

Мы переночевали в ледовом лагере. Наша миссия считается завершенной, если оборудование передает данные и если подтверждается, что автоматическое наблюдение функционирует правильно. Позже кто-то из новоприбывших сказал мне: "Если хочешь домой, можешь вернуться на этом самолете". Я был очень рад этому, потому что в ледовом лагере нельзя даже принять душ. В итоге мы провели там два дня и одну ночь.

Однако, чтобы было понятно, не все наблюдения проходят подобным образом. Иногда мы отправляемся в Северный Ледовитый океан на судах наблюдения или ледоколах для сбора данных. Бывает, находимся в водах более двух месяцев. Но длительные рейсы на кораблях комфортны, например, на океанографическом исследовательском судне "Мирай" хорошее питание, есть душ и, конечно, парикмахерская, хотя стричься приходится самим.

Палатки и самолеты на льду! А лед не трескается?

— Антарктида — это континент, а Арктика представляет собой плавающие в водах льды, которые образуются при замерзании морской воды, верно? Не опасно ли ставить там палатки или летать туда на самолетах?

— Риски, конечно, есть, но морской лед достаточно прочный. Даже на севере Японии люди иногда ходят по замерзшим озерам, не так ли? Для простой прогулки достаточно льда толщиной в 30 сантиметров. В Арктике все за одну зиму промерзает на глубину от полутора до двух метров. В некоторых местах толщина льда, пережившего несколько зим, достигает четырех или пяти метров. В определенных районах она может превышать 20 метров.

Между тем при установке палатки необходимо найти ровную площадку, толщина которой составляет не менее двух метров. Лед в Арктике часто бугристый, поэтому подыскать относительно большое и ровное место трудно. В частности, лед, используемый в качестве взлетно-посадочной полосы для самолетов, должен достигать в длину примерно тысячи метров.

— Лед в море вибрирует и двигается. Это затрудняет взлет и посадку?

— Зимой он не так сильно трясется, поскольку сильно промерзает. Скорость дрейфа льдин обычно не превышает десять сантиметров в секунду. Это медленнее, чем ходьба, поэтому проблем не возникает. Однако при сильном ветре дрейфа способен достигать одного-двух узлов (один узел — 1,852 километра в час, или 50 сантиметров в секунду). В такие дни для полетов слишком ветрено, и работа на открытом воздухе невозможна. Приходится сидеть в палатках. Тогда мы молимся, чтобы лед не треснул.

— То есть такое все же может произойти?

— К счастью, я за время своего пребывания в Арктике с таким не сталкивался, но морской лед под палаткой может расколоться. Если это произойдет, грядет катастрофа. Хуже всего то, что вы рискуете провалиться в воду. Приходится переезжать в другое место, пока это не случилось.

Мне самому пришлось отменить планы поездки в ледовый лагерь, в который я собирался, потому что на взлетно-посадочной полосе треснул лед. Я уже прибыл в канадскую деревню Резольют, чтобы подготовить наблюдательные буи для установки на Северном полюсе, но ВПП оказалась короче, чем планировалось, так что взлетать и садиться могли только небольшие самолеты. Хотя в Арктику может отправиться любой желающий, поездку можно сравнить с альпинизмом — в том смысле, что существует риск столкнуться с различными событиями, обусловленными природными условиями.

— Если сравнить это с восхождением на гору, то вершина — это Северный полюс. Его, однако, в отличие от Южного, трудно обнаружить из-за дрейфующих льдов.

— Антарктический ледяной щит также движется, но незначительно, всего на несколько миллиметров в год, так что создается впечатление, что он вообще стоит на месте. В свою очередь, арктический морской лед дрейфует под воздействием ветра и течений. Когда вы приезжаете в Арктику и видите цифры прибора GPS, который показывает 90.0, это означает, что вы находитесь на Северном полюсе. Можно даже сфотографироваться с флагом, но, пока вы это делаете, время пройдет, и это будет уже не Северный полюс. Так, один иностранный исследователь написал на своем флаге "Здесь был Северный полюс" в прошедшем времени (смеется).

— Это интересно. А как там распределяется свободное и исследовательское время?

— Будь то ледовый лагерь или рейс на наблюдательном судне или ледоколе, в полевых условиях ученые используют все возможности для проведения исследований. Мы собираем на местах данные и образцы, которые можно получить только там, насколько позволяют условия, а потом анализируем их и все документируем. В перерывах между работой мы придумываем какие-нибудь развлечения.

Мы делаем фигуры из льда и снега, играем в футбол. Но есть вещи, которые можно увидеть только в Северном Ледовитом океане, причем в конкретное время года и в определенном месте, поэтому мы внимательно следим за окружающей обстановкой.

Из всего услышанного мы узнали, что Арктика намного ближе, чем мы себе представляли. Но она скрывает и определенные риски: например, связанные с установкой палаток, а также взлетом и посадкой самолетов. Благодаря общению с экспертом мы узнали немного больше о незнакомой нам Арктике.

Автор: Хитоси Окада (Hitoshi Okada)

ИноСМИ — главное международное. Подписывайтесь