Найти в Дзене
2,3K подписчиков

Николенко Леонид Александрович – из бомберов в истребители!

Это единственная фотография, которую удалось найти в интернете.
Это единственная фотография, которую удалось найти в интернете.

Прочитав в интернете статью Бой над Лоевым меня заинтересовала судьба одного из участника этого воздушного боя-Леонида Александровича Николенко. Узнал, что до истребительного полка он почти полтора года провоевал в ночном легко-бомбардировочном полку на У-2.

Многие возразят, все летчики истребительной авиации начинали летать на У-2! Начинали все действительно на У-2, что бы в дальнейшем пересесть на другие самолеты типа И-15, И-153, И-16 и др. А Леонид Александрович начал воевать в Великой Отечественной войне на У-2 и дослужился до командира эскадрильи 644 нбап 213 нбад! За свою боевую деятельность был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (приказ ВС 1 ВА № 456 от 10.12.1942 г.)

Об этом летчике-истребителе в документах написано очень мало: родился 17 июня 1912 года в Екатеринославе, с 1926 года Днепропетровск, а сейчас Днепр. По одним данным в мае, по другим в июне 1941 года призван в ряды РККА. Окончил 13 ВАШП, лейтенант. В представлении на орден Отечественной войны 1-й степени указывается, что на фронтах Великой Отечественной войны с 1 апреля 1942 года, а на орден Красного Знамени с 26 июня 1941 года. На У-2 воевал до весны 1943 года, выполнив 75 боевых вылетов с общим налетом 114 часов. С мая 1943 года переучился на самолет Як-7б в 248 иап. Летом 1943 участвовал в Курской битве. В июле 1943 года, 10 и 11 числа, провел два результативны воздушных боя в ходе которых три ФВ-190 сбил, а одного подбил. За проявленную храбрость и мужество умелое руководство подчиненными командир эскадрильи 248 иап капитан Николенко 21 июля 1943 года был награжден орденом Красного Знамени.

С 15 августа по 26 сентября 1943 года на аэр. Дягилево Рязанской области перевооружился на самолеты Як-9Т.

Авиаторы полка у самолета Як-9Т. Третий слева похож на Л.А. Николаенко. Хотя на такой фотографии похожих много.
Авиаторы полка у самолета Як-9Т. Третий слева похож на Л.А. Николаенко. Хотя на такой фотографии похожих много.

4-го октября 1943-го года две четвёрки 248-го иап вылетели на патрулирование в район Лоева. Ведущими четверок были опытные лётчики, воевавшие с первых дней войны: Николенко Леонид Александрович (не менее 4 личных побед) и Нечипуренко Иван Платонович (2 личные и 3 в паре). Меньше опыта было у ведущих двух других пар, они воевали с весны 43-го, однако пережили страшную Курскую мясорубку. Курдюмов Евгений Георгиевич имел 5 побед на счету, одержанных за короткий срок, Камеш Иван Кондратьевич - 3 победы. Полк летал на Яках-9т. Особенностью этих машин была 37-мм пушка. Другим качеством была прочность конструкции в сравнении с другими Яковлевскими самолетами, более высокое качество сборки, так как 37-мм пушка имела мощную отдачу. Это немного ухудшало вертикальный маневр, но по этому компоненту самолет всё равно превосходил фв-190. Мощное вооружение делало его достаточно опасным противником даже для живучего фв-190. Но ещё важнее была повышенная живучесть - ведь плохая живучесть была главным недостатком "Яков". Низкое качество сборки не позволяло реализовать потенциал в маневрености, а при попаданиях "Як" быстро выходил из строя. Як-9т этих недостатков не имел.

В районе патрулирования обе группы встретили вражеские фв-190. Немецкие истребители вступили в групповой воздушный бой с нашими, однако советские пилоты вели бой уверенно и слаженно. Решение немцев вступить в "собачью свалку", не выведя первыми атаками из строя командиров, было большой ошибкой. Вероятно, они рассчитывали на полное превосходство своих фв-190, однако данное превосходство в бою с Яком-9т сказывалось не сильно, а лобовая атака, типичный приём при схватке с обычными Яками-9, была нецелесообразна и опасна.

Итог был для немцев весьма печален. 7-й штаффель 51-й эскадры потерял один самолет вместе с пилотом. 2-й штаффель 51-й эскадры потерял одного из своих сов. Гюнтер Шварц имел 40 побед на счету. Причём большую часть из них составляли бомбардировщики и штурмовики, а воевал он не так долго: с середины 42-го года. Ещё один самолет 2-го штаффеля скапотировал при возвращении на аэродром, возможно из-за боевых повреждений.

Наши лётчики достаточно точно оценили успехи - в четыре сбитых фв-190. Причём лётчик одного из них попал в плен, точно неизвестно, кто из двух. Две победы заявил Нечипуренко, по одной - Курдюмов и Николенко.

Советские лётчики тоже понесли потерю. Во время возвращения на аэродром отстала от своих пара Камеш - Щербо. В итоге она была атакована, и Камеш погиб, но Щербо, ведомый, смог уйти от атак врага и благополучно добраться до аэродрома. Потерял строй и ещё один самолет - лётчика Овчинникова, из-за отсутствия горючего он посадил самолёт вне аэродрома на колеса. На следующий день самолёт вернулся в часть. Немцы заявок на Камеша не оформили по непонятным причинам.

Добавим, что один из участников этого боя, Николенко Леонид Александрович, был сбит на следующий день и ранен.

Успешный бой, в котором удалось сбить два самолёта врага и, вероятно, один повредить, стал следствием ошибочного решения немцев вести групповую схватку с достаточно мощными советскими самолётами. Попросту немцы их перепутали с обычными "Яками". В свою очередь, советские лётчики были достаточно опытными, вели бой грамотно, слаженно. Эти факторы и сыграли решающую роль.

Далее были бои за Украину, Белоруссию и Польшу.

В октябре 1944 года В ВВС Харьковского военного округа 248 иап становится 9 иап ВВС Войска Польского. Как дальше развивалась боевая деятельность Леонида Александровича, неизвестно. 14 марта 1946 года майор Л.А. Николенко уволен в запас. За годы Великой Отечественной войны Леонид Александрович сбил семь вражеских самолетов. Награжден двумя орденами, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени и медалями "За взятие Берлина" и " За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." Дальнейшая его судьба мне не известна.

При написании статьи использованы материалы:

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie17723232/

https://vk.com/wall-202923572_2115

http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/n.htm

https://poisk.re/person/officers/295503