1,6K подписчиков

«Мусормен» из Петрозаводска

610 прочитали

Можно ли пойти за детской мечтой и оставаться ей верным? Можно, если ты работаешь водителем мусоровоза.

Карельский региональный оператор относительно недавно стал частью Группы ЭкоЛайн. Мусорная отрасль развивается в Карелии по ускоренной программе. Продолжается внедрение двухпоточной системы сбора отходов, меньше чем за год в Петрозаводске установлен 781 желтый контейнер, большинство емкостей наполняется активно и правильно, что свидетельствует о заинтересованности жителей в развитии раздельного сбора. Весной заработала первая в Карелии полуавтоматическая сортировочная линия мощностью 25 тысяч тонн в год, где происходит разделение отходов на 23 фракции. Уже отгружено 19 партий вторсырья.

И, конечно, в
КЭО работают удивительные люди, энтузиасты своего дела. Для рубрики #Люди_ЭкоЛайн мы поговорили с Сергеем Ефимовым. Он не только уже 14 лет отлично водит мусоровоз, но и своими руками создает действующие модели спецавтомобилей.

Меня зовут Сергей Ефимов, мне 32 года. 14 из них я работаю водителем мусоровоза.

Водить мусоровоз я мечтал с детства – буквально с детского садика. Мама вспоминает, что моя воспитательница Вера Александровна даже делала ей замечания, что сын все время убегает на задний двор на мусоровоз смотреть. А я как раз тогда познакомился с водителем, он к нам прямо на территорию заезжал забирать контейнер, который стоял у пищеблока. Я как слышал звук двигателя – сразу выбегал. Как сейчас помню, кумир моего детства ездил на автомобиле ГАЗ-53 – небольшой такой грузовик боковой загрузки. Получается, с этого автомобиля для меня все и началось, включая увлечение моделями.

Мы с родителями тогда жили в Северодвинске. После школы я пошел в профессиональное училище на автослесаря. Закончил его и начал работать, мне было 18 лет. Вскоре переехал в Петрозаводск, здесь и остался. Я могу и автомехаником быть, но сидячая работа мне не интересна, я люблю ездить. Рулить мне не надоедает: если диспетчер отправляет куда-то помочь или нужно отработать дополнительную смену, я никогда не отказываюсь.

Когда я только начал на мусоровозе работать, я, естественно, столкнулся с трудностями: а как, думаю, ездить? Я не то чтобы себя пересиливал, но было тяжеловато. Я уже тогда знал, что буду работать мусорщиком всю жизнь – и это здорово помогало. Была цель – научиться круто водить, вот я и научился. Сейчас машину чувствую идеально – у зеркал может быть 5 см зазор с соседним объектом, не больше.

Мне очень нравится, что люди всегда положительно реагируют на мусоровоз – не только дети, но и взрослые. Например, стою на светофоре, а рядом автобус – и вот пассажиры в нем заулыбались, начали переговариваться, стали дружными такими, хоть и на короткое время… Люблю свою работу в том числе и за такие моменты.

Уже 6 лет я работаю по пригородам Петрозаводска: Мелиоративный, Чална, Вилга, Бесовец, Новая и Старая Вилга. Собираю смешанные отходы, отвожу на полигон. Работаем мы со сменщиком 3 через 3 смены. За рабочий день я могу объехать примерно 80 контейнерных площадок, это около 13 тонн мусора, получается.

Я помню свалку 13 лет назад – и какая она сейчас стала. Мы в мусоровозах залезаем на большую гору и упираемся в макушки деревьев. А раньше она была вровень с землей. Вообще, можно сказать, что на моих глазах произошла полная реорганизация всех контейнерных площадок, всей мусорной инфраструктуры. От железных и открытых площадок мы пришли к закрытым и с евро-контейнерами. Это, конечно, намного удобнее. Но еще многое надо сделать, чтобы было совсем хорошо и современно.

Работаем мы вдвоем с грузчиком. Наша машина – МАЗ задней загрузки. Но я могу что угодно водить: и ISUZU с 8-кубовой «лодкой», и металловоз с лапой. Хоть на трактор меня посадите, но чтобы сзади был кузов мусоровоза – я отработаю, поверьте, и всё будет красиво!

На работе я никуда не бегу, не тороплюсь. Можно сказать, что мне нравится растягивать удовольствие. А если я не наигрался на настоящей работе, то дома можно продолжить (смеется).

Просто дело в том, что дома я собираю действующие модели мусоровозов, на которых езжу, и не только их. Ну как, действующие? Машина катается руками, она не на пульте. Мне важно передать в собранной модели, как она загружает отходы: я делаю пресс, задняя панель откидывается или боковая. Он частично ручной, но загребает мусор самостоятельно.

Размеры моих машинок от 80 до 120 см – почти как брудеровские модели, которые приближены к реальности (компания Bruder – производитель игрушек, в первую очередь игрушечной автотехники, повторяющей реальные машины. – прим. ред.). Они, конечно, занимают много места: если честно, это основная причина, почему я прямо сейчас меняю свою однокомнатную квартиру на двухкомнатную.

Для работы над моделью я беру готовую кабину, раму и колеса, а кузов и установку собираю сам из металла. Детали между собой свариваю. Процесс довольно трудоемкий: одна машина занимает около года. Если сложная модель, то может и дольше получиться: бирюзовую «Сканию» я делал полтора года, потому что там ребра жесткости изогнутые.

Чаще всего я собираю машины, на которых сам ездил. Когда работал в «Озоне» (петрозаводская компания по вывозу мусора – прим. ред.), ездил на длинном белом грузовике Scania – и такая модель есть в моей коллекции, зову ее ласково «крокодилом». Свой нынешний МАЗ с логотипом КЭО я тоже собрал – это был подарок руководителю компании. Но был и другой случай: например, розовый грузовик MAN я вообще собирал по видео, знакомая живет в Турции и засняла его в рабочем процессе рядом со своим домом.

Сейчас я собираю как раз модельку ГАЗа-53 – ту самую, с которой все началось. Я и сам на такой успел поездить, на самой первой моей работе, еще в Северодвинске. Уж не знаю, в каком темном углу гаража она до меня простояла, но мне досталась практически новенькой.

Контейнеры я тоже собираю в уменьшенном виде. В каждом свой вид мусора, например, в одном – полиэтиленчики из специй, в другом – коробочки от кальянного табака, и так далее. Это не для раздельного сбора, скорее такая игра. Но мусор я разделяю сам уже очень много лет и всех агитирую. Такая привычка появилась у меня еще в училище – год 2009, тогда мало кто разделял. А началось вообще со школы – я с 9 класса работал в пункте приема стеклотары. Там я и уроки делал, и о судьбе отходов начал задумываться; если коротко – зачем выкидывать, если можно переработать? Вы только не подумайте (смеется), родители у меня шикарные, очень приличные: мама в прошлом воспитатель, а папа всю жизнь проработал начальником цеха на Севмаше, это завод в Северодвинске. Родители, кстати, сразу приняли мою мечту и во всем меня поддерживают, прислушиваются к моему мнению.

Сейчас у меня на балконе стоят большие сумки из супермаркета, в них очень удобно собирать вторсырье: кромку закатал – и получается ведро. Я отдельно собираю пластик, отдельно коробки, отдельно жестяные банки. Все это можно теперь складывать в желтые контейнеры у дома.

Про раздельный сбор в Карелии могу сказать, что его уже давно многие люди ждали. Население у нас очень неравнодушное, люди вообще молодцы. Народ действительно использует желтые контейнеры по назначению, в некоторых местах так активно, что стоило бы их парами ставить, один быстро переполняется. Я это знаю, потому что на рейсы РСО тоже езжу. Побывал и на новой сортировочной линии, которую построила наша компания. Там сейчас отбираются 23 фракции, это очень здорово.

Я человек добрый, у меня большой круг общения. Многие знакомые с моей подачи начали разделять, я это точно знаю. Например, моя мама, родители моей девушки – да многие! И я никогда не ленюсь людям на площадках объяснять, что куда класть и зачем это вообще надо. Только всегда говорю, что сминать надо не только пластик, но и картонные коробки. И вы еще раз обязательно об этом напишите!