Найти тему

Определение Верховного суда РС (Я) от 28.08.2023

Дело № 2а-4198/2023 Дело № 33а-2769/2023

Судья: Новикова Н.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск 28 августа 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Смирниковой В.Г., Протодьяконова В.С.,

при секретаре Кузьминовой А.К.,

с участием прокурора Ноговицына А.К., представителя административного ответчика Окружной администрации Городского округа «Жатай» Еникеева Р.А., участвовавшего в судебном заседании через использование систем веб-конференции, представителя административного соответчика Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) Скрябина И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению заместителя прокурора города Якутска и апелляционной жалобе Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2023 года по административному делу по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту ветеринарии Республики Саха (Якутия), Окружной администрации Городского округа «Жатай» об обязании создать приют для безнадзорных животных, которым исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., изучив материалы дела, пояснения участников процесса, судебная коллегия

установила:

Исполняющий обязанности прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, которым просил в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по обращению с животными без владельцев» обязать Окружную администрацию городского округа «Жатай» создать приют для безнадзорных животных в течение 3 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу. В обоснование иска указано, что на территории городского округа «Жатай» деятельность по обращению с безнадзорными животными не осуществляется, приют для безнадзорных животных отсутствует, муниципальные контракты на их отлов и содержание не заключены, тем самым существует угроза жизни и здоровью граждан, а также нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В порядке уточнения требований административного искового заявления прокурор просит возложить обязанность по созданию приюта для безнадзорных животных на Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) и Окружную администрацию городского округа «Жатай».

Решением суда административное исковое заявление прокурора удовлетворено в части: постановлено возложить на Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) обязанность в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить создание на территории городского округа "Жатай" приюта для животных в соответствии с Методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 года № 1504 и Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2019 № 389 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Саха (Якутия)".

В апелляционном представлении и в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного постановления по основаниям неправильного применения норм материального права, неправильного определения обстоятельств дела, существенного нарушения норм материального и процессуального права и принятии по делу нового решения.

В обоснование представления приведены доводы о том, что обязанность по отлову безнадзорных животных может быть отнесена субъектом РФ к полномочиям органов местного самоуправления, что организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливает взаимодействие Окружной администрации городского округа «Жатай» и Департамента ветеринарии РС (Я).

В жалобе административного ответчика указано, что в Законе РС (Я) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по обращению с животными без владельцев» не предусмотрена обязанность Департамента ветеринарии по созданию приютов на территории муниципальных образований республики, что нарушение требований законодательства допущено органом местного самоуправления, которым вопросы местного значения, связанные с осуществлением мероприятий по охране жизни и здоровья людей, решаются ненадлежащим образом, при этом муниципальное образование ежегодно получает субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления переданных полномочий. В 2014 году на строительство пункта передержки было выделено ГО «Жатай» 250 000 рублей, однако до настоящего времени на территории городского округа пункт передержки и приют не создан.

В судебном заседании прокурор и представитель административного ответчика поддержали в полном объеме апелляционное представление и апелляционную жалобу.

Представитель административного ответчика – Окружной администрации городского округа «Жатай» с представлением прокурора и жалобой соответчика не согласился, полагает решение суда законным и обоснованным.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - ГАУ Республики Саха (Якутия) «Управление ветеринарии города Якутска», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился. Ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлено, причины неявки суду не сообщены.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного суда Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушения такого характера судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела допущены не были.

Отношения в области обращения с животными регулирует Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 498-ФЗ), согласно пункту 2 части 1 статьи 3 которого деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями, иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (часть 3).

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8).

Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление на своей территории деятельности по обращению с животными без владельцев.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 6 статьи 19).

Городской округ «Жатай» наделен отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев Законом Республики Саха (Якутия) от 02 апреля 2014 года 1288-3 № 131-V "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (далее – Закон РС (Я).

Так, в силу статьи 4 Закона РС (Я) городской округ «Жатай» имеет право на финансовое обеспечение указанных полномочий за счет средств, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций (пункт 1), на дополнительное использование собственных финансовых средств для осуществления указанных полномочий в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования (пункт 3), при этом обязан осуществлять указанные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) (пункт 1 части 2), обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, предоставленных органам местного самоуправления на осуществление указанных полномочий (пункт 2), соблюдать законодательство в части финансирования расходов, связанных с осуществлением указанных полномочий (пункт 3), своевременно представлять в уполномоченный орган отчетность об осуществлении указанных полномочий (пункт 4).

Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий имеют право получать от органов местного самоуправления необходимую информацию об использовании финансовых средств, предоставленных органам местного самоуправления на осуществление указанных полномочий (пункт 2 части 1 статьи 5).

Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) - Департамент по ветеринарии Республики Саха (Якутия) - при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий обязан обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий (пункт 1 части 2 статьи 5), осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления указанных полномочий, а также за целевым использованием органами местного самоуправления переданных им на эти цели финансовых средств (пункт 2).

Органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (часть 1 статьи 6).

Необходимые финансовые средства предоставляются из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций (часть 2), включающих согласно Приложения 2 к Закону РС (Я) затраты на отлов, транспортировку и содержание животных без владельцев в приюте для животных и их возврат на прежние места их обитания.

Передача материальных средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, осуществляется в соответствии с перечнем и в порядке, установленном законодательством (часть 1 статьи 7).

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 № 389 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории (далее – Порядок), которым установлено, что деятельность по обращению с животными без владельцев включает в себя отлов животных без владельцев специализированной организацией по отлову и помещению в приют для животных на основании заявки органа местного самоуправления муниципального образования на выполнение работ по отлову животных без владельцев, составленной на основании устных или письменных обращений физических и юридических лиц для последующего лечения по показаниям, вакцинации, стерилизации, возврату на прежние места их обитания (пункты 2.1, 3.1, 3.3, 3.6).

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2021 № 561, Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим функции по реализации государственной политики, в том числе, в области обращения с животными (пункт 1.1), главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя частично исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что передача органу местного самоуправления полномочий по обращению с животными без владельцев предусматривает также передачу материальных средств в виде приюта для безнадзорных животных, а при отсутствии такового – обеспечить финансирование строительства данного приюта за счет средств республиканского бюджета, что орган местного самоуправления в силу Федерального закона № 498-ФЗ и Закона РС (Я) имеет право только на дополнительное использование собственных финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормативным актам, регулирующим возникшие правоотношения.

В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия этих органа, организации, лица на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Материалами административного дела наличие указанной совокупности условий для удовлетворения требований прокурора в части оспаривания бездействия органа местного самоуправления не установлено.

Так, Законом РС (Я) полномочия по созданию приютов для безнадзорных животных органам местного самоуправления не были переданы, тем самым возложение на Окружную администрацию городского округа «Жатай» обязанности по созданию приюта для безнадзорных животных является вмешательством в полномочия и компетенцию органа местного самоуправления, что в силу закона недопустимо.

Относительно субвенций, предоставляемых ежегодно, их использование в силу Закона РС (Я) и заключаемых Соглашений контролировалось уполномоченным органом: сумма .......... руб. по Соглашению от 09 июля 2014 года была предназначена для строительства пункта передержки животных, а не приюта для безнадзорных животных. Эта сумма была использована органом местного самоуправления по назначению: факт нецелевого их использования не был установлен уполномоченным органом. В последующие периоды предоставленные субвенции также использовались в целях, приведенных в Приложениях к Соглашениям.

Поскольку соответствующие материальные средства в виде приюта для животных без владельцев органу местного самоуправления не были переданы, также не осуществлялось финансирование его строительства на территории городского округа «Жатай», обязанность по принятию мер по его созданию обоснованно возложена на Департамент ветеринарии в целях, указанных в статье 17 Федерального закона № 498-ФЗ.

При установленных по делу обстоятельствах и в силу приведенных положений федерального и республиканского законодательства доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы о незаконном бездействии Окружной администрации ГО «Жатай» подлежат отклонению.

Иные доводы представления и жалобы сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, по мотивам, приведенным в решении суда, отклоняются как не несостоятельные.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление и апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи