53 подписчика

Комплекс неполноценности или Мальчик с пальчик. Психологический разбор. Текст

145 прочитали

Вы готовы?! - тогда я начинаю!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

✏️ Шарль Перро - (фр. Charles Perrault; родился 12 января 1628, Париж, Королевство Франция — умер 16 мая 1703, Париж, Королевство Франция — французский поэт, писатель, теоретик искусства и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671 года. 

Сказка «Мальчик с пальчик» вошла в сборник «Сказки матушки Гусыни» («Рассказы, или Сказки былых времён»; фр. Histoires ou contes du temps passé), опубликованный в Париже в январе 1697 года.

История о Мальчике с пальчик повествует о жизни семьи дровосека: дровосек с женой, три пары мальчиков-близнецов и мальчик с пальчик. В один прекрасный день дровосек, поняв, что не может прокормить семью, решает вместе с женой отправить детей в лес и оставить их там. Но самый маленький из них подслушав разговор родителей спасает себя и братьев. Затем вновь нищета вынуждает дровосека «избавиться» от детей, но и тут Мальчик с пальчик спасается сам и помогает братьям. В итоге, поняв, что родители всё равно не смогут прокормить семью поступает на службу к королю и обеспечивает своих родных всем необходимым. 

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Модели поведения.

Что же касается психологической составляющей, то давайте сначала разделим, обозначим три линия поведения:

1 линия: родители. С одной стороны мы можем наблюдать, что родители любят своих детей, переживают за них. Даже после того как они отвели детей в лес, вернувшись домой стали укорять себя, что так поступили. Мать мальчиков стала плакать. Но с другой стороны, в их поведении прослеживается некоторая безответственность по отношению к своим детям – они предпочли «выкинуть» детей, нежели найти способ обеспечить своих детей или хотя бы попытаться что-то изменить.

2 линия: дети (братья Мальчика с пальчика). В данном случае дети вели себя как дети. Слушали своих родителей, выполняли их поручения, не осуждали своих родителей за то как те с ними поступали(или). Поведение братьев Мальчика с пальчик наиболее адекватное, оптимальное, детское в плане занимаемого положения в семье.

3 линия: Мальчик с пальчик. Взял некоторые основные функции родителей на себя: безопасность семьи, материальное обеспечение, решение задач по спасению детей.

По сути Мальчик с пальчик поменялся ролями с родителями: он вел себя как родитель, заботясь о своих братьях, а его родители, наоборот, по-детски. Мало того, Мальчик с пальчик ещё и взял на себя психологическую роль взрослого.

Исторический ракурс.

Но, несмотря, на видимую ясность, всё же есть нюанс, который не позволяет однозначно оценивать героев сказки (в первую очередь родителей). 

Почему? – В те времена когда жил Шарль Перро, а это были времена Людовика XIV, и писал историю о Мальчике с пальчик обычный народ (к которому безусловно можно отнести и семью дровосека из «Мальчика с пальчик») Франции жил очень бедно. Поэтому когда случались невзгоды и прокормить всю семью было невозможно или тяжело, то в первую очередь жертвовали детьми: «выкидывали» на улицу, отдавали на работу и т.п. Соответственно, поведение родителей Мальчика с пальчик было вполне естественным и обычным для Франции того времени.

Причины поведения Мальчика с пальчик.

Почему же именно Мальчик с пальчик взял на себя родительские функции, а не кто-нибудь из старших братьев? Видимо виной всему комплекс неполноценности, который был развит у Мальчика с пальчик, вследствие его маленького роста. И даже его имя говорит о том, что ему с самого начала жизни указали на его размер. И тот же Шарль Перро постоянно указывает на размеры: «и до чего же он был мал!... Родился он совсем крохотным... И рос плохо...»

Естественно комплекс неполноценности не мог пройти незамеченным и так или иначе должна была произойти (и происходить) компенсация: неосознанно Мальчик с пальчик пытается доказать, что его рост не делает его хуже других братьев и доказывает своими действиями, поступками, что размер не имеет значения – «...зато какой он был смышлёный, разумный!»

Мальчик с пальчик это «классический пример», образец комплекса неполноценности и компенсации. При этом это положительный пример, образ, модель поведения людей с комплексом неполноценности, из-за небольшого роста, размера (отрицательный образ , модель – это разного рода угнетатели, диктаторы и т.п.). Положительный потому, что он (Мальчик с пальчик) не пытается принизить, обесценить, угнетать других людей или возвыситься над ними (при отрицательной модели), а он совершает поступки, действия, которые имеют значение прежде всего для других (родителей, братьев), тем самым приобретая «вес», значимость в глазах своих родных - «значимость за счёт значения», а не «значимость за счёт других». И в оконцовке приведу стихи Шарля Перро, которые наиболее ярко и понятно характеризуют положительный образ, модель поведения людей с комплексом неполноценности, из-за небольшого роста и его формирование (КН):

«Растут братишки – как все схожи!

Сильны, удалы и пригожи!

Вот только младший сплоховал:

И неказист и ростом мал.

Зато умён, зато смышлен

И сердцем добрым наделён.

И если вдруг беда нагрянет,

Опорой старшим братья станет.

Он их от гибели спасет

И счастье дому принесёт.