Найти тему
107,2K подписчиков

Версия о восточных корнях Шапки Мономаха – это ещё дискуссия или уже дискредитация и статья УК?

199 прочитали

История становится ареной ожесточённых столкновений, причём некоторые участники ходят буквально «по лезвию бритвы» – выражение пришло из Византии, оттуда же, по общепринятому мнению, была прислана и знаменитая Шапка – предмет споров.

История становится ареной ожесточённых столкновений, причём некоторые участники ходят буквально «по лезвию бритвы» – выражение пришло из Византии, оттуда же, по общепринятому мнению, была прислана и

В соответствии с официальной исторической версией, «Шапку» византийский император Константин IX, прозванный Мономахом, передал своему внуку киевскому князю Владимиру II Всеволодовичу в начале XII века. Фактических доказательств версия не имеет. В 1328 году русские летописи впервые упоминают о ней в завещании Ивана Калиты, где в перечислении сокровищ названа «шапка золотая», и некоторые исследователи посчитали, что речь идет именно о шапке Мономаха.

Константин Мономах - мозаика в храме св. Софии
Константин Мономах - мозаика в храме св. Софии

Германский посланник С. Герберштейн, посещавший в начале XVI в. двор Василия III, сообщает о короне. Герберштейн первым из иностранцев рассказывает, что «есть у русского царя богато украшенная драгоценностями schapka, кою еще Владимир Мономах носил».

Вероятнее всего, автором версии как раз является сам Василий III, который подчеркнул преемственность власти, полученной русскими князьями от византийских императоров.

Сын Василия Иван Грозный венчался на царство в этой шапке, остальные потомки надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

Но у этой версии есть оппоненты, настаивающие, что шапка – целиком восточная реликвия. Эту точку зрения отстаивает завкафедрой истории России МГУ профессор Борисов. Более того, он считает, что в основе царского головного убора лежит женская тюбетейка. Борисов считает, что владелицей шапки (тюбетейки!) была сестра царя Узбека по имени Кончака, царь выдал ее замуж за московского князя Юрия Даниловича, разрешив ей принять крещение. Но она попала в плен к тверскому князю Михаилу и у него в тереме умела, за что Михаил был казнён царём как отравитель, а приданое после смерти Юрия унаследовал его младший брат московский князь Иван I Калита.

Эта версия яростно опровергается: не может быть русская святыня, в которой венчались на царство все исторические личности Руси и России, быть тюбетейкой, да еще женской!

А дальше начинается скрупулёзный подсчёт: сколько камней, да как расположены, да какие завитки похожи на цветок лотоса (ага, татарский орнамент!), а какие похожи на птичку (нет, не ага, это русская птичка!).

Королева Елизавета тоже в тюбетейке?!
Королева Елизавета тоже в тюбетейке?!

В качестве довода приводят фото королевы Британии в короне, тоже похожей на тюбетейку! Что, и там татары?!

Остался ещё один, самый веский аргумент: если ты считаешь, то это тюбетейка, то ты русофоб мерзкий и подпадаешь под статью о дискредитации нашей священной истории!

Как быть в этой ситуации?

Пожалуй, самый достойный вывод сделал Клим Жуков, писатель, публицист, исторический реконструктор, историк по образованию. Он сказал примерно так: «Неважно, чем были части «Шапки Мономаха» раньше, важно то, что сейчас это уникальный объект, не имеющий аналогов в мире и значимая часть нашей великой русской истории».