45,7K подписчиков

Ездить по четным дням, драндулеты на помойку. Почему в Китае стать автолюбителем не так просто

432 прочитали
Наступил в моей жизни тот момент, когда я решила, что хочу наконец-таки овладеть навыками вождения и пополнить ряды автомобилистов на дороге.

Наступил в моей жизни тот момент, когда я решила, что хочу наконец-таки овладеть навыками вождения и пополнить ряды автомобилистов на дороге. Казалось бы, все легко: учишься, сдаешь экзамен, покупаешь машину. А вот в Поднебесной все совсем не так. Рассказываю почему.

ПДД заучивай до дыр

В первый раз я задумалась об обучении вождению, когда по долгу службы мне пришлось поехать в отдаленный населенный пункт, куда добраться без авто оказалось нелегко. В тот раз выручил каршеринг и незанятый муж с правами. Тогда он сказал мне: «Соня, учись водить машину в Беларуси, потому что в Китае, 100 процентов, ты экзамен не сдашь».

Как оказалось, в стране с полуторамиллиардным населением обучение в автошколах доведено до максимального уровня сложности. Естественно, из-за количества людей. Ошибка одного на дороге может стоить жизни многим.

Но, скажете вы, у нас тоже все строго. Сдаешь теорию, практику, ГАИ и т.д. Это да, но разница с Китаем у нас в том, что экзамен по практике принимает зачастую не только человек, но и робот, встроенный в автомобиль и оснащенный множеством сверхчувствительных камер.

Наступил в моей жизни тот момент, когда я решила, что хочу наконец-таки овладеть навыками вождения и пополнить ряды автомобилистов на дороге.-2

Например, стоит при парковке хотя бы чуть-чуть колесом задеть разметку, машина посчитает, что экзамен не сдан. Попробовать пересдать можно, но довольно-таки тяжело, ведь на экзамен стоит очередь из желающих. В некоторых случаях приходится ждать повторной попытки около года, но чаще всего не меньше месяца. Более того, при желании учиться недостаточно просто позвонить в автошколу и записаться. Очередь распространяется и на места в классах. Начинать обучение можно с 18 лет. Цена в среднем — 700$.

Резонно спросить, а для чего вообще нужны эти камеры и роботы? Зачем такие сложности? Ответить могут люди, которые не понаслышке знают, что такое дорожное движение в Азии. Это когда перед тем, как перейти дорогу, стоит помолиться. Пешеходный переход? Не слышали. Светофор? Для слабаков. Пешехода сбили? Значит медленно ходит.

Наступил в моей жизни тот момент, когда я решила, что хочу наконец-таки овладеть навыками вождения и пополнить ряды автомобилистов на дороге.-3

Еще 10-15 лет назад несоблюдение ПДД пешеходами и водителями в Китае было настоящей проблемой. Теперь же, когда на каждом сантиметре установлено по 10 камер, хочешь не хочешь, а законопослушным стать придется. Автомобилиста за нарушение могут оштрафовать, лишить прав и т.д. А вот если пешеход попробует перейти дорогу на красный — камера его сфотографирует и разместит фото на огромном баннере. Причем не только фото, но и личную информацию: имя, фамилия, место работы и т.д. В общем, используют метод общественного порицания.

Драндулетам тут не место

Допустим, удача вам улыбнулась, и вы сдали экзамен. Теперь можно покупать автомобиль? Не тут-то было.

В Китае не увидишь на улицах машины выпуском старше 15 лет либо с пробегом более 600 000 км (в зависимости от региона правила меняются). Как и у нас, все транспортные средства обязаны проходить техосмотр и в обязательном порядке иметь страховку. А вот автомобили, накатавшие за свой век такое почтительное расстояние, все эти проверки не проходят. Так что ретрокары на дорогах Китая — редкость.

Главный претендент на звание пионера всех китайских автомобилей — грузовик Ming Sheng 75, представленный весной 1931 года.

И дело даже не только в ретрокарах, но и в доступных «драндулетах», которые у нас так массово покупает молодежь, решившая стать автолюбителями и не накопившая на что-то подороже. Чтобы купить допустимый для эксплуатации автомобиль, в Поднебесной придется либо подождать и накопить, либо обратиться за помощью к родственникам.

Но и на этом еще не все. Помимо покупки самой машины во многих крупных городах Китая обязательно надо либо иметь в аренде либо в собственности машино-место на парковке у дома или в подземном паркинге. Без своего уголка вам просто негде будет оставить карету на ночь, ведь отсутствие свободного места — это просто бич Поднебесной.

Наступил в моей жизни тот момент, когда я решила, что хочу наконец-таки овладеть навыками вождения и пополнить ряды автомобилистов на дороге.-4

Стоимость аренды в зависимости от городов и районов разная. В среднем около 1500$ в год. А если покупать, то около 12 000$. К слову, зачастую при продаже квартиры, в ее стоимость входит то самое машино-место.

Номера для избранных

Ладно, с этим разобрались. Чуть не забыли про номера. А вот это, я считаю, отдельный вид извращенного искусства. Их нельзя просто получить, как у нас. Для этого вам необходимо встать в очередь и участвовать в специальной лотерее. Да-да, автомобильные номера в Китае разыгрываются в лотерею! И хорошо, если удача улыбнулась вам и пришлось ждать всего пару недель или месяц. Число участников по стране обычно, если верить статистике, доходит до 850 000 человек на игру! Бывает и такое, что некотрые ждут своего шанса годами!

А если ждать не хочешь, изволь заплатить от 2 до 4 тыс. долларов. И только тогда получишь право ездить. Но не в любое время…

Правительство КНР посчитало, что допускать к вождению сразу всех чрезвычайно опасно, поэтому выдало свод правил, согласно которым, автомобили, номера которых заканчиваются на четную цифру имеют право ездить в четные дни месяца, а те, что заканчиваются на нечетную, соответственно, в нечетные дни. Также в регионах правила могут меняться и ограничения распределяются по дням недели.

Наступил в моей жизни тот момент, когда я решила, что хочу наконец-таки овладеть навыками вождения и пополнить ряды автомобилистов на дороге.-5

Кстати, мотоциклистов это тоже касается. И, что примечательно, в таких крупных мегаполисах как Тянцзинь мотоциклы и вовсе под запретом. Как можно догадаться, из-за слишком большого количества ДТП с участием этого вида транспорта.

Такие ограничения связаны не только с организацией более безопасной обстановки на дорогах, но и с заботой об окружающей среде. Правительство Китая всячески стимулирует своих граждан переходить на электокары. Стимуляция может заключаться в больших скидках на такие машины и в послаблениях на ограничения езды в неположенные дни. Например, на острове Хайнань, где самый чистый воздух в мире, разрешено водить исключительно электрокары.

Дорогу будущему

Однако сами китайцы, несмотря на такие плюшки, до сих пор не спешат переходить на такие экологические виды транспорта как электрокары. Хоть такие машины и распространены, все еще слишком малое количество станций техобслуживания умеют их ремонтировать. Разумеется, тогда приходится обращаться за помощью к официальным представителям, и, если верить сведениям с форумов, цена за обслуживание электрических карет становится непомерно высокой.

Поэтому до сих пор у китайцев самыми популярными машинами остаются сравнительно недорогие и качественные японские бензиновые автомобили, которые массово перегоняют в Поднебесную из Страны Восходящего солнца.

Наступил в моей жизни тот момент, когда я решила, что хочу наконец-таки овладеть навыками вождения и пополнить ряды автомобилистов на дороге.-6

Естественно, партии это не нравится, поэтому последние 5 лет в Китае все больше и больше стараются заполнить рынок электрокарами отечественного производства, приправляя это темой патриотизма и заботы о родной стране.

По итогам 1 квартала 2023 года Китай стал крупнейшим в мире экспортером автомобилей — КНР смогла опередить даже Японию.

Надо сказать, что рынок китайских машин огромен. Geely — капля в море. Большинство производителей направлены на внутренний рынок, хотя санкции, наложенные на Россию и Беларусь, не так давно способствовали тому, что китайские производители все активнее стали интересоваться нашим рынком сбыта. Лидером в этом вопросе стала компания BYD Auto. За прошлый год они только у себя на родине продали свыше 1,85 миллиона автомобилей. Geely, к слову, занимает в рейтинге только третье место. На втором расположились Changan Automobile.

Так что неудивительно, что сегодня владение собственной машиной в Китае — признак благосостояния. Многие предпочитают не мучиться со всем этим и просто по необходимости берут каршеринг или такси. Удобно, быстро, экономно. Но ведь всегда хочется иметь свое. Так что авторынок в Китае не угаснет.

Текст: Софья Ли