Найти тему

«Офелия» Милле на обложках альбомов метал-групп

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.

Милле родился в Саутгемптоне и начал учиться рисованию девяти лет от роду. В 1838 году, когда стали очевидными его способности, семья перебралась в Лондон.

В декабре 1840 года в возрасте 11 лет Милле поступил в Королевскую академию художеств, став самым молодым студентом за всю историю академии. В академии Джонни проучился шесть лет. В 1843 году он получил серебряную медаль за рисунок. К пятнадцати годам он уже прекрасно владел кистью. В 1846 году его историческая картина «Писарро берёт в плен перуанских инков» была отобрана для летней выставки академии. В итоге критика признала её лучшей на всей академической выставке того года.

В следующем году он получил золотую медаль за картину «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама». В 1848 году на одной из выставок Милле познакомился с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основал Братство прерафаэлитов.

Его ранние работы характеризуются значительной детализацией, в частности картина «Христос в родительском доме» (англ. Christ In The House Of His Parents, 1850, Лондон), которую сочли излишне реалистичной и в газете «Таймс» окрестили как «возмутительную». Однако Милле это не смутило, и он продолжал своё творчество среди прерафаэлитов. На самом деле техническое совершенство картин Милле сразу выделило его среди других живописцев, поэтому работы Милле всегда принимали на выставках академии, какими бы радикальными они ни были. Его также поддержал критик Джон Рёскин, который сразу увидел в Милле выдающийся талант.

Женитьба изменила Милле: для поддержания семьи он должен был создавать картины быстрее и в большем количестве, а также дорого продавать их. Художник полностью отрёкся от взглядов и идей прерафаэлитизма

Взамен Милле обрёл огромную популярность и огромное состояние, зарабатывая до 30 тыс. фунтов в год. Он сделался портретистом, отчасти пейзажистом (причём пейзажи Милле рисовал не на заказ, а как хобби — для себя) и стал первым английским художником, получившим наследственный титул баронета (в 1885 году). В 1896 году он был избран президентом Королевской академии художеств. На портретах Милле изображал, как правило, людей известных, занимающих высокие общественные посты.

Наиболее известная картина живописца— «Офелия» или «Смерть Офелии» (англ. Ophelia, 1851—1852), на которой изображена возлюбленная Россетти Элизабет Сиддал.

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-2

В основе картины лежит сюжет из пьесы Шекспира «Гамлет». Это полотно, выставленное в Королевской Академии художеств в 1852 году, было далеко не сразу оценено современниками.

Офелия была возлюбленной принца Гамлета, но, узнав, что он убил её отца Полония, она помешалась рассудком и покончила с собой, утопившись в реке.

Один из эпизодов тяжелой и мрачной шекспировской пьесы повествует о том, как принц Гамлет по ошибке закалывает шпагой спрятавшегося за ковром незнакомца, полагая, что это вероломный король, новоявленный супруг его матери. Отчаяние и безумие еще сильнее овладевают воспаленным разумом принца, когда он обнаруживает, что убитый оказался отцом его возлюбленной. Офелия, узнав о том, что ее отец погиб от рук Гамлета, теряет рассудок и однажды, оступившись над рекой, падает в воду и тонет.

…Ее одежды,

Раскинувшись, несли ее, как нимфу;

Она меж тем обрывки песен пела,

Как если бы не чуяла беды

Или была созданием, рожденным

В стихии вод; так длиться не могло,

И одеянья, тяжело упившись,

Несчастную от звуков увлекли

В трясину смерти.

Образ Офелии волновал многих художников, во многом привлекая идеей добровольной обреченности.

Картина проработана до мелочей, со свойственной Миллесу кропотливостью. Платье, в которое одета модель, было специально приобретено художником, очень дорогое, старинное, украшенное богатой вышивкой. На полотне главная героиня изображена сразу после падения в реку, когда свои венки «повесить думала на ветках ивы». Она поёт горестные песни, наполовину погружённая в воду. Её поза — раскрытые руки и взгляд, устремлённый в небо, — вызывает ассоциации с распятием Христа, а также нередко интерпретировалась как эротическая. Девушка медленно погружается в воду на фоне яркой, цветущей природы, на её лице нет ни паники, ни отчаяния. И хотя смерть неизбежна, на картине время как будто замерло. Милле удалось мастерски запечатлеть мгновение, которое проходит между жизнью и смертью.

Считается, что пейзаж «Офелии» — квинтэссенция английской природы. Милле создал его у реки Хогсмилл, в графстве Суррей, проводя у мольберта по 11 часов в день.

Данная работа известна благодаря детализированному изображению растительности реки и на речных берегах.

Великолепный, заросший зеленью пруд, художник, следуя канонам Братства, написал с натуры и уже в мастерской дописывал образ героини. Натурщица, Лиз Сиддал, часами позировала, лежа в наполненной водой ванне и сильно простудилась. Слабое здоровье девушки пошатнулось и ей, как многим пациентам в 19 веке, прописали прием опиума.

Горький и печальный мотив, проходящий через историю Офелии – цветы, которые она собирала и приносила в замок, те самые, которые привели ее к погибели – очень внимательно обыграны художником. Во времена Миллеса так называемый «язык цветов» имел широкую популярность в Англии.

Цветы в реке — «причудливые гирлянды», которые сплела Офелия, несут символическое значение: согласно языку цветов, лютики — символ неблагодарности или инфантилизма, плакучая ива, склонившаяся над девушкой, — символ отвергнутой любви, крапива обозначает боль, цветы маргариток около правой руки символизируют невинность. Плакун-трава в правом верхнем углу картины — «персты покойников» Шекспира, или пурпурные цветы (англ. long purples) в другом переводе. Розы традиционно являются символом любви и красоты, кроме того, один из героев называет Офелию «роза мая»; ожерелье из фиалок знаменует целомудрие и верность; таволга в левом углу может выражать бессмысленность смерти Офелии; растущие на берегу незабудки — символ верности; алый и похожий на мак адонис, плавающий около правой руки, символизирует горе.

Некоторые исследователи полагают, что в правом углу картины спрятано изображение черепа.

«Офелия» Милле достаточно часто появляется на обложках альбомов разных метал-групп.

В 1993 году итальянские дэтстеры Belief выпустили кассету «The Lost Cause».

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-3

В 1996 году вышло демо итальянской симфо-блэк-метал банды Novgorod «In My Eyes The Black Light Of Sun».

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-4

В 1997 году увидел свет дебютник итальянской готик-дум-метал команды Seranades «The Age of Purity».

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-5

В 1997 году украинский дэт-дум-метал коллектив Apostate издал ЕР «A Song of the Dead Lake», а в 2007 году музыканты выпустили компиляцию «From Consign to Oblivion to a Song of the Dead Lake...»

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-6
Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-7

Помимо этого, существует еще релиз «From Consign To Oblivion to A Song Of The Dead Like + Ер» все с той же иллюстрацией на обложке.

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-8

Также в этом году вышло демо чешских готик-металлистов Greedy Invalid «The Cold of Pas».

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-9

В 1998 году атмосферик-дум-блэк-метал группа из Гватемалы Noctis Invocat выпустила свой первый студийник «Depressiva Vox Clamantis».

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-10

В марте 1999 года вышла демка итальянской готик-дэт-дум-метал банды Alice In Darkland «Bewitching The Mind».

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-11

В 2000 году увидел свет второй полноформатник немецкого хэви-трэе-метал коллектива Final Cry «Spellcast».

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-12

В 2001 году чилийская прогрессив-дум-метал формация Noctus издала ЕР «Una Vida Pasada».

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-13

В ноябре 2002 года бразильские прогрессивщики Avec Tristesse реализовали свой дебютник «Ravishing beauty».

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-14

В 2003 году вышел ЕР венгерской готик-дум-метал группы Black Fever «Lacrimae».

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-15

29 декабря 2008 года итальянские готик-металлисты Kynesis издали демо «Dreams Of Sickness».

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-16

4 февраля 2014 года увидел свет альбом американской депрессив-блэк-метал группы Ghost Bath «Funeral».

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-17

Название коллектива Ghost Bath можно перевести как «Смерть через утопление». Возможно, это не последняя причина, по которой они решили выбрать в качестве обложки картину с самой знаменитой утопленницей. «Офелия» - одна из наиболее известных картин английского художника Дж. Э. Миллеса и один из самых ярких образцов стиля «прерафаэлизм». Здесь все органично переплелось – депрессивный, полный скорби постблэк, мрачная трагедия Шекспира о предательстве и мести, драматичная история модели, с которой написан образ и неповторимая эпоха, в которую картина была создана. О музыкантах группы сведений мало. Примечательно, что подписываются они китайским иероглифом 无名 , который можно перевести как «Безымянные». Этот момент имеет небольшую параллель с легендарными прерафаэлитами, которые долгое время подписывали свои работы как PRB - Pre-Raphaelite Brotherhood (Братство прерафаэлитов). Женщина и Смерть – два краеугольных камня эпохи модерна и прерафаэлизм, будучи одним из течений внутри этого всеобъемлющего стиля, ярко воплотил их в творчестве. Прекрасные женщины из легенд об Артуре, шекспировских пьес, стихотворений Бернса и Теннисона, отмеченные печатью гибельности, одиночества, печали и, в то же время, завуалированно эротичные – запечатлены на многих произведениях прерафаэлитов.

История этого течения началась в 1848 г. в Англии, когда молодые художники Миллес, Россетти, Хант и другие решили отойти от канонов английской академической живописи и выступили с манифестом, в котором провозглашали новое искусство – правдивое, далекое от «открыточности» изображение, чистые цвета, рисование с натуры. За образец они взяли живопись Италии периода Раннего Возрождения, которая была до Рафаэля – отсюда и название «прерафаэлизм».

Судьба изображенной на картине девушки – излюбленной модели прерафаэлитов Элизабет Сиддал, чья тонкая английская красота запечатлена на картинах очень многих мастеров – сама по себе может стать темой для печального романтического блэк-метал альбома. альбома. Лиз Сиддал приехала в Лондон, чтобы зарабатывать на жизнь работой модистки, пока однажды ее не увидел художник-прерафаэлит Деверелл и не пригласил в свою мастерскую. В кругу художников Лиз познакомилась с Данте Габриэле Россетти – идеологом Братства, с которым ее связала долгая страстная любовь. За исключением работы в мастерских, многое отравляло жизнь Лиз: плохое здоровье, постоянные измены Россетти, к тому же стихи, которые она писала, не нашли отклика у публики. Их брак с Россетти тоже порицался, ведь профессия натурщицы в викторианской Англии считалась безнравственной. Последним ударом для Элизабет стало рождение мертвого ребенка, из-за чего она все чаще принимала опиум и однажды утром Данте обнаружил ее без признаков жизни. В порыве отчаяния на похоронах жены Россетти положил в гроб единственный экземпляр своих стихотворений. Спустя несколько лет он получил разрешение на эксгумацию, чтобы издать стихи – поступок, ошеломивший окружение художника. Эта картина хорошо сочетается с трагическими «парящим» гитарными риффами, переносящими слушателя в атмосферу безысходности и печали.

Также эту работу мы можем увидеть на релизах Hekate «Goddess» и Dismal «The Holy Prayer ...»

Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-18
Сэр Джон Э́веретт Милле, 1-й баронет, (англ. Sir John Everett Millais, 1st Baronet; 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.-19